|
1.29. Теория организации и её место в системе научных знаний. ТО – это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность орг-ции, как регионально существующих объектов окружающей нас действительности. ТО – это управленческая дисциплина. От других дисциплин, таких как отраслевое управление, территориальное государственное управление, и т.п. она отличается объектом. Объектом ТО является организация. Этот объект имеет свои особенности в сравнении с объектом других дисциплин. Эти особенности проявляются по многим направлениям. Цель ТО – обеспечение надёжности функционирования организации на длительный период. ТО сохраняет связь с основополагающими науками и опирается на законодательно-правовую базу.
Связь с другими науками.
Функции управления: - планирование; - прогнозирование; - организация; - оперативное управление; - координация; - стимулирование (мотивация); - контроль и учет.
|
|||||||||||||||
2.24. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.При ответе на данный вопрос можно говорить о роли службы персонала в ОСУ предприятия и о роли управления персоналом в общей системе управления.В настоящих условиях функционирования предприятий произошло значительное усиление роли службы управления персоналом по сравнению с недавним временем. В недалеком прошлом вторым лицом после первого руководителя считался главный инженер (технический директор), затем роль первого заместителя постепенно начала переходить к лицу, отвечающему за финансово-экономических блок проблем. По мере стабилизации экономической ситуации в стране и нарастанию проблем демографических, социальных, трудовых, мировоззренческих, значение управления персоналом постепенно стало определяющим в системе управления предприятием, а первым заместителем становится директор по персоналу.Этому способствовало исторически сложившееся перераспределение функций управления внутри ОСУ предприятия. Функции организации труда и заработной платы рабочих, ранее закрепленные за отделом организации труда и заработной платы (ООТиЗ), в связи с его ликвидацией перешли в службу персонала. То же произошло с функцией организации и планирования заработной платы административно управленческого персонала, ранее выполнявшимися планово-экономическим отделом (ПЭО). Оба отдела при этом входили в финансово- экономический блок управления. В службу персонала также перешли психологи, социальные работники и ответственные за обучение сотрудники, ранее подчинявшиеся непосредственно первому руководителю. У главного отдела службы персонала – отдела кадров – наряду с усложнением содержательной части, резко возрос объем технической работы – в связи увеличением на порядок текучести кадров. В результате положение и роль службы персонала на предприятии стали главенствующими.Если же говорить о роли управления персоналом в общей системе управления, то можно вспомнить слова классика о том, что отцом всех богатств является труд, что есть целесообразная деятельность человека. А значит управление всеми видами деятельности связано с человеческими ресурсами с управлением персоналом – будь то управление материально-вещественными, транспортными, информационными, денежными или еще какими- либо потоками. Везде главенствующую роль занимает человек, персонал. А значит, управление персоналом и есть управление предприятием в широком понимании этого вопроса.В узком смысле необходимо говорить о роли службы персонала.
|
2.25. Принципы управления персоналом.Принципы управления персоналом - теоретические положения и нормы, которыми должны руководствоваться руководители и специалисты в процессе управления персоналом. . П. у. п. отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными. Управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля исполнения решений и др В РФ традиционно распространены:
принцип единства распорядительства; принцип отбора, подбора и расстановки кадров; принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; принцип контроля исполнения решений и др. В западных корпорациях используются: принцип пожизненного найма; принцип основанного на доверии контроля исполнения заданий; принцип консенсуального принятия решений т. е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников и др. |
|||||||||||||||
2.14. Модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения. УР – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Модель – это упорядоченный набор предположений о сложной системе. Основные модели с помощью которых описывается принятие УР: модель «организация - машина», м. «естественной организации», «организация – община», социотехническая модель, интеракциониская модель, институциональная, конфликтная. Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, её тщательного анализа и оценок. Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений. І этап. Подготовка к разработке УР. 1. Получение информации о ситуации; 2. Определение целей; 3. Разработка оценочной системы. Для адекватной оценки того или иного аспекта ситуации целесообразно формирование индексов или индикаторов. Они характеризуют состояние ситуации в зависимости от изменений факторов определяющих её развитие. 4. Анализ ситуации; 5. Диагностика сит-ии. При анализе ситуации важно выделить ключевые проблемы, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном упр-ии процессов; 6. Разработка прогноза развития ситуации. Не прогнозируя ход событий, не возможно управлять; ІІ этап. Разработка УР. 7. Генерирование альтернативных вариантов решений. Проведение экспертиз с использованием методов типа «мозговой атаки», создание автоматизированной системы генерирования. При генерировании альтернативных вариантов должна в полной мере использоваться ранее обработанная информация. 8. Отбор основных вариантов упр-ких воздействий. 9. Разработка сценариев развития ситуации. Основная задача сценариев – дать ЛПР понимание ситуации и наиболее вероятного её развития; 10. Экспертная оценка осн-ых вариантов управляющих воздействий. Экспертизы по сравнительной оценке должны дать оценку реализуемости рассматриваемых воздействий, позволить проранжировать их с использованием сформированной оценочной системы в соответствии с различным уровнем ожидаемого достижения цели. ІІІ этап. Принятие решения. Реализация. Анализ результата. 11. Коллективная экспертная оценка. Коллективные экспертизы обеспечивают большую обоснованность и большую эф-сть принимаемых реш-й; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.