|
2.38. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Возникновение инновационного менеджмента неразрывно связано с эволюцией управленческой деятельности и местом производителя в процессе общественного производства. Ремесленник, например, производя товары, самостоятельно выполнял все производственные и управленческие функции. С ростом масштабов производства появилось разделение труда, которое затронуло и сферу управления, и собственники производства в лице государства или физических лиц вынуждены были передать часть своих функций наемным работникам – профессиональным руководителям всех уровней, т.е. менеджерам. Под менеджментом понимают, прежде всего, хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка, связанное с необходимостью нахождения путей и средств ее развития. Понятие инновация ввел Шумпетер в работе «Теория эко-го развития»(1911). Тогда еще не говорилось об иннов-ях, а речь шла о новых комбинациях изменений в развитии. В 30-е г. Ш. уже исп-л понятие Инн-ии- это изм-ие с целью внедрения и использ-ия новых видов потреб-их товаров, новых произ-ых и транспорт-х средств, рынков и форм организации в промышленности. В нашей стране об Иннов-и как инструменте и методе соц-эконом развития впервые заговорили в к.70-н. 80 гг. Первые работы носилы соц-й характер.10 лет проблемы _нн-й рассматривались в контексте НТП. В кон.80-90 гг исслед-я в области _нн-й активизировались. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной эк-ке Р как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновац-ая деят-ть», «инновац-ый процесс», «инновац-ое решение» и т. п. Усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения и становления инновационного менеджмента.Термин инновация традиционно использовался применительно к проблемам управления научно-техническим прогрессом, но в последнее время он становится все более популярным среди предпринимателей и руководителей в различных сферах материального и нематериального производства. Инновации, т.е. новшества или нововведения, связывают в настоящее время с различными сторонами деятельности предприятий и рассматривают их как элемент развития, а совокупность работ, направленных на практическое использование научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью получения нового продукта или технологии, способа организации и т.п., называют инновационной. Одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации. Основными элементами инновационной среды являются: · собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда; · товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств; · инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами; · соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы. Среди таких проблем можно выделить следующие: · управление процессом создания новых знаний; · управление творческим потенциалом организаций – создателями новых знаний; · управление освоением нововведений; · управление социальными и психологическими аспектами нововведений и т.п. Предметом науки о нововведениях являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах. Наряду с традиционными стратегиями, в последнее время получает распространение инновационная стратегия развития. Такая стратегия базируется на 2 основных взаимосвязанных принципах развития: новшества; разрушения и изменения. Новшества вызывают творческое разрушение. С одной стороны, новшества – причина развития, т.е. они носят творческий характер, а с другой – они же инициируют разрушение, устраняя старые, традиционные структуры и , предлагая вместо них, изменения социальной, технической или организационной системы. Т.о., предметом изучения инновационного менеджмента являются кризисные состояния в организации и сопровождающие их процессы изменений, а целью деятельности менеджмента по инновациям – обеспечение безопасности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях. 2.36. Тенденции и разновидности развития, управление развитием. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в конечный результат, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Термин инновация насчитывает множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные — управленческие и другие, В России же этот термин используется не только самостоятельно, но и для обозначения ряда родственных понятий. Учеными термин инновация трактуется в зависимости от объекта и предмета исследования. Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Инновация как процесс означает, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и статическом аспектах. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Научно-технические разработки и нововведения (НВ) являются промежуточным результатом научно-производственного цикла и, по мере практического применения, превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Инновацию — результат — следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом, т. е. процессами преобразования научных знаний в инновации. Различают три стадии инновационного процесса (ИП): а)простой внутриорганизационный; б)простой межорганизационный; в)расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1)создание новшества и его распространение; 2)диффузия нововведения. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи и здесь функции создателя и производителя отделяются. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения и в нарушении монополии производителя-пионера. Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и т. п. Диффузия инновации — процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведения зависит от различных факторов: 1.формы принятия решения; 2.способа передачи информации; 3.свойств социальной системы и НВ. Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура. Инновационный процесс имеет циклический характер. Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса проявляется прежде всего в повышении технологического уровня инновационной системы и ее составных элементов. Инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность. Инновационный менеджмент — это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Для него характерны: 1)постановка и выбор стратегии; 2)четыре стадии цикла: плавнирование, определеник условий и организаия, исполнение, руководство. 1.53. Персональное развитие в менеджменте. Понятие «карьера» в рамках организации Понятие карьера в настоящее время рассматривается в основном в двух значениях: первое - карьера человека в жизни этого человека, и второе - карьера индивидуума внутри организации. Карьера (career) – последовательность должностей, занимаемых работником на протяжении жизни. В процессе профессиональной деятельности человек постоянно делает выбор в пользу той ли иной ситуации, ставит какие-то приоритеты. Благодаря естественной уникальности каждого человека, тех ситуаций, в которые он попадает и тому, как он реагирует на эти ситуации, может быть несчетное множество разных карьер, но принято выделять следующие типы карьеры, более или менее подходящие под критерий универсальности, и способные описать большинство траекторий движения человека в компании: • «Трамплин» 1. поступательный подъем по службе 2. занятие высшей должности и затем длительное время до ухода на пенсию • «Лестница» 1. поступательный подъем по службе 2. занятие высшей должности в пик трудовой активности 3. постепенное снижение до ухода на пенсию • «Змея» 1. последовательное занятие различных должностей внутри компании на горизонтальном уровне 2. с возрастом продвижение по вертикальной лестнице • «Перепутье» 1. занятие каждой должности ограниченный срок (обычно до 5 лет) 2. оценка потенциала и принятие решения о дальнейшем продвижении вверх или вниз по служебной лестнице. Существуют другие разделения на типы карьеры. В частности Е. Молл предлагает следующие факторы, согласно которым следует рассматривать карьеру: - скорость продвижения; - последовательность занимаемых должностей; - перспективная ориентация, которая подразумевает ориентацию на расширение влияние (вышестоящую должность), на сохранение настоящей должности и на борьбу за сохранение настоящей должности; - личностный смысл должностного продвижения. На основе этих факторов можно выделить 8 характерных типов карьеры: Суперавантюрная карьера. Её основной характеристикой является очень высокая скорость должностного продвижения, расширения влияния. Зачастую пропускается значительное число промежуточных ступеней, иногда происходит резкое изменение сферы деятельности. Авантюрная карьера. Предполагает пропуск двух должностных уровней при достаточно высокой скорости продвижения или значительным изменением сферы деятельности. Традиционная (линейная) карьера. Означает постепенное продвижение вверх, иногда возможен пропуск одной ступени или непродолжительное понижение в должности. Здесь скорость продвижения определяется управленческими способностями конкретного человека, особенностями карьеры в отдельных отраслях производства, иногда протекцией и связями. Последовательно-кризисный тип карьеры. Характерен для периодов революционных преобразований, когда человек должен постоянно адаптироваться к переменам. Невозможность адаптации снижает должностной уровень. Поэтому человек сосредотачивается на борьбе за сохранение занимаемой позиции и личных интересах. Прагматичный (структурный) тип карьеры. Представители прагматичной карьеры предпочитают наиболее простые способы решения карьерных задач. Они меняют сферы деятельности, организации в зависимости от социально-экономических, технологических и маркетинговых изменений. Отбывающий тип карьеры. Для представителей данного типа карьера завершена. Перемещение вниз - маловероятно, а движение вверх - невозможно. Преобразующий тип карьеры. Данный тип карьеры связан с авантюрным. Для него характерна высокая скорость должностного продвижения, расширения влияния, которое может быть как постепенным, так и скачкообразным Эволюционный тип карьеры. Вместе с ростом организации происходит должностной рост индивида, рост его влияния. Здесь он ориентирован на дальнейшее продвижение, происходит совмещение общественных и личных интересов. Жизненный цикл человека В модели социального психолога Э.Эриксона жизненный цикл человека состоит из восьми стадий. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса. Первые четыре стадии приходятся на детство. Пятая стадия – юность связана с выбором профессии, поиском подходящей работы, выбором спутника жизни. На шестой стадии (начало взрослого периода) основное значение приобретают ухаживание и брак. Дальнейшее развитие индивида определяет разрешение конфликта между интимностью и одиночеством. На седьмой стадии (средний возраст) человек осваивает определенную деятельность и родительские функции, а на восьмой стадии (старость) подводит итоги своей жизни, переосмысливает и переоценивает ее основные события. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.