Ограниченное делегирование:
- решения по инвестициям в пределах бюджета,
- решение о персонале.
Высокое делегирование:
- текущие производственные вопросы,
- решения о сбыте продукции.
Делегированию решений способствуют (положительная корреляция):
- величина предприятий,
- номенклатура продукции,
- компьютеризация управления,
- динамика НТП,
- изменчивость окружающей среды,
- приемлемость цен спроса,
- межпроизводственная кооперация.
Делегирование и централизация принятия решения может иметь разные последствия (табл.6.2).
Таблица 6.2
Последствия делегирования и централизации решений |Результат |Преимущества делегирования |Недостатки делегирования | | |Недостатки централизации |Преимущества централизации | |Успех | Улучшение результатов | Требуется высокая квалификация| |фирмы |из-за повышения |низших уровней | | |ответственности |управления; | | |исполнителей; |Добавочные затраты на контроль | | |Снижение затрат; |принимаемых решений | | |Возможность отсутствия | | | |менеджера | | |Качество | Высшее руководство может | Недостаточная однородность | |решений |сосредоточиться на |принимаемых решений | | |стратегических решениях |Однородность централизованного | | |Реальность принимаемых |решения; | | |решений | Проблема квалификации низших | | |Далекие от реальности |уровней управления | | |решения центра |Длительный процесс | | | |осуществления решений | |Загрузка | Разгрузка верхних уровней | Загрузка подчиненных уровней | |менеджмента |Ненужность штабов |Увеличение объема решений | | |Разгрузка путей | | | |коммуникации | | |Координация | Самоопределение | Возможность конфликта с | | |подчиненных уровней |нижними уровнями управления | | |управления |Повышение необходимости их | | |Их собственная |контроля | | |ответственность | | | |Вмешательство высшего звена| | | |лишь в исключительных | | | |случаях | | |Социально- | Дополнительные возможности|Перепоручения подчиненным | |психологическ|развития низших уровней |уровням управления (снятие | |ие эффекты |управления |ответственности) | | |Повышенные требования к |Стресс из-за ответственности у | | |производительности у |низших уровней менеджмента | | |подчиненных менеджеров |Меньше возможности для принятия| | |Переживание за успех, |решений у руководства | | |удовлетворенность у них | |
6.5. Риск при принятии решений
Под риском понимается опасность ошибочного решения. Поскольку риск - опасность потерь, он означает негативное отклонение от цели. Так как будущее никогда неизвестно, все решения связаны с риском.
Риск может заключаться во влиянии на рентабельность, доходы, затраты, оборот и ликвидность (возможность всегда оплачивать свои счета).
Можно различать риск:
- общий (угрожает предприятию как целому);
- специальный по фактору (сырьевой, по оборудованию, энергии, персоналу, капиталу);
- специальный при изготовлении продукции (брак, не те способы, в НИОКР, в хранении);
- специальный при оценке продукции (при сбыте, в цехах, в гарантиях, в оплате);
Риск можно подразделить на калькулируемый и не калькулируемый, страхуемый и нет.
Для влияния на все виды риска у менеджера имеется определенный инструментарий (рис.25).
[pic]
Рис. 25. Инструментарий снижения влияния риска |Эластичность |- многофункциональность средств производства и | | |персонала. | |Стимулирование |- связь их интересов с риском. | |сотрудников | | |Системы обеспечения |- охрана труда, пожарная безопасность, | | |безопасность от провала, растрат, надежность | | |продукции. | |Сокращение систем |- дублирование ненадежных элементов. | |Указатели ошибок |- тревожная сигнализация перед отказом. | |Быстрое отключение |- нулевые схемы при критической ситуации. | |Ограничение риска |- выбор правовой формы, рассредоточение, | | |встречные сделки, оговорки о собственности, | | |незначительная наличность в кассе, | | |рассредоточение складов, производств, патентная | | |защита. | |Перекладывание риска |- на третьих лиц (поставщиков, кредиторов, | | |наемных работников, покупателей, государство). | |Обеспечение |- договор о страховании. |
6.6. Математический инструментарий принятия решения
Этот инструментарий (экономико-математические модели и методы - ЭМММ) представляет собой логический системный подход к решению проблемы управления. Схематически его можно изобразить, как это показано на рис. 26.
С точки зрения ЭМММ центральным моментом становится конструирование модели - абстрактного представления существующей проблемной ситуации. Обычно такая модель представляется в виде математического соотношения или графика.
Рис. 26. Использование ЭМММ при принятии решения
Предположим, фирма продает продукт по цене 20$, а его себестоимость - 5$. Полная прибыль составит z = 20x-5x,
где x - число проданных единиц продукта, x и z - переменные, причем x - независимая, z - зависимая переменная; числа 20 и 5 - параметры.
Это соотношение - модель определения прибыли фирмы. Предположим, что продукт делается из стали и что фирма имеет 100 кг стали в своем распоряжении. На единицу продукта идет 4 кг стали. Следовательно, 4x = 100 кг.
Теперь модель выглядит так: z = 20x - 5x. (1)
4x = 100. (2)
Здесь уравнение (1) - целевая функция, а уравнение ресурсов (2) - ограничение, то есть управленческое решение будет моделироваться так:
max z = 20x - 5x при 4x = 100.
Итак, если менеджер решает продать 25 единиц продукта (x = 25), фирма получит прибыль z=375$. Заметим, что эта величина не действительное решение, а скорее информация, которая служит рекомендацией или руководством, помогающим менеджеру принять решение.
Некоторые модели не дают ответа и рекомендаций по решению. Однако они обеспечивают описательные результаты: эти результаты описывают моделируемую систему (например, дисперсия продаж некоторых товаров по месяцам в течение года). Менеджер не прямо применяет полученный результат как решение, но сопоставляет его со своими оценками и прогнозами. Если менеджер не использует результаты ЭМММ, то эти результаты нереализуемы. Если это так, то должны быть введены дополнительные ресурсы или усилия при решении проблемы, конструировании модели и ее решении.
Результаты моделирования и решения основаны на сравнении путем обратной связи с первоначальной моделью. Эта модель может модифицироваться при испытаниях в различных условиях и будущих решениях менеджера. Результаты могут указывать, что проблема полностью не охвачена ранее и это требует изменений или реконструкции первоначальной модели. В этом случае ЭМММ представляют непрерывный процесс, а не одиночное решение одиночной проблемы.
Классификация ЭМММ приведена на рис. 27. В курсе ЭМММ подробно рассматривается большая часть этих процедур. Здесь далее содержится краткий общий обзор методов и оценка их практической применимости в современном менеджменте.
Рис. 27. Классификация ЭМММ
Наиболее популярна техника линейного программирования. К ней проводят задачи, связанные с ограничениями (по ресурсам, времени, рабочей силе, энергии, финансам, материалам) и с целевой функцией типа максимизации прибыли. Существенным является линейность функциональных соотношений в математической модели. Конкретная техника решений состоит в использовании алгоритма последовательных шагов (т. е. программы).
При использовании вероятностных процедур, в отличие от линейного программирования, результаты носят вероятностный характер и должны содержать некоторую неопределенность и возможность присутствия альтернативных решений.
Процедуры управления запасами специально разработаны для анализа проблем запасов, что характерно для большинства коммерческих фирм. Эта частная функция управления вносит существенный вклад в издержки любого бизнеса.
Сетевые модели более диаграммы, чем точные математические соотношения. Они представляют в наглядной форме систему действий для их анализа.
Другие процедуры являются многоступенчатыми (программными), но отличными по постановке от линейной задачи.
Практическое использование математических процедур принятия решения характеризуется следующими данными. В США по состоянию на 1980 г. в учебных заведениях, правительственных учреждениях, бизнесе и промышленности частота использования процедур характеризуется данными табл. 6.3.
Таблица 6.3
Частота использования и относительная важность процедур | | % |Ранг |Общий | Место | |Процедура |пользова-т|полезности|ранг |по | | |елей | | |важности| | Линейное программирование |83,8 |2 |2,4 |2 | | Имитационные модели |80,3 |1 |1,25 |1 | | Сетевые модели |58,1 |4 |6,9 |4 | | Теория очередей |54,7 |7 |12,7 |5 | | Дерево решений |54,7 |3 |5,5 |3 | | Анализ замещений |38,5 |5 |13,0 |6 | | Интегральное программирование. |38,5 |6 |15,6 |7 | | Динамическое программирование |32,5 |11 |38,8 |10 | | Марковские процессы |31,6 |10 |31,6 |9 | | Нелинейное программирование |30,7 |9 |29 |8 | | Программированные результаты |20,5 |8 |39 |11 | | Теория игр |13,7 |12 |88 |12 |
Итак, мы видим, что в практическом менеджменте наибольшее значение придается:
- имитационным моделям,
- линейному программированию,
- графам (деревьям) решений,
- сетевым моделям,
- теории очередей (задачам массового обслуживания),
- анализу замещения,
- интегральному программированию.
Частота использования различных методов респондентами отражена в табл. 6.4.
Таблица 6.4
Доля респондентов, использующих конкретные методы |Сфера управления | % респондентов | |Статистический анализ |98,4 | |Имитация на компьютерах |87,1 | |Сетевые методы |74,1 | |Линейное программирование |74,2 | |Теория очередей |59,7 | |Нелинейное программирование |46,8 | |Динамическое программирование |38,7 | |Теория игр |30,6 |
Распределение использования ЭМММ по областям бизнеса характеризуется данными табл. 6.5.
Таблица 6.5
Использование ЭМММ в конкретных сферах управления бизнесом
|Сфера управления | % респондентов | |Планирование проектов |66,2 | |Бюджеты капвложений |59,6 | |Планирование продукции |56,4 | |Анализ запасов |51,6 | |Бухучет |50,0 | |Планирование маркетинга |46,8 | |Контроль качества |41,9 | |Размещение предприятий |40,3 | |Эксплуатация |48,7 | |Управление персоналом |32,3 |
7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ
7.1. Понятие и значение информации и коммуникации
Информация имеет большое значение для внутреннего управления фирмой и ее внешних контактов, и особенно для принятия решений она является ограниченным и дорогим ресурсом производственной активности фирмы.
Связь информации с целями и решениями показана в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Связь характера информации с полнотой решения
|Состояние |Полная |Неполная | |инфоpмации | | | |Решение |с опpеделенностью |с pиском |с неопpеделенностью| |Объективные |однозначные |квазиоднозначные |неоднозначные | |ожидания | | | | |Субъективные |увеpенность |неувеpенность | |ощущения | | |
В системах с разделением труда лица не обладают одинаковой информацией и поэтому необходим ее обмен или коммуникации. Идеализированный информационный процесс может быть представлен схемой рис. 28.
Рис. 28. Схема информационного процесса
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21