Рефераты. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций p> [pic]

Рис. 55. Соотношения двух фаз развития технологии и рынка

15.3. Оценка КСФ в области НИОКР

Оценка основных технологических факторов, влияющих на КСФ производится по табл. 15.2.

Таблица 15.2

Оценка частных факторов КСФ в области НИОКР
|Факторы |Интенсивность |Важ-н|Раз-|Приори-т|
| |факторов |ость |рыв |еты в |
| | | | |действия|
| | | | |х |
|1. Инвестиции в НИОКР: | | | | |
|Доля затрат на НИОКР в |низкая - высокая | | | |
|прибыли | | | | |
|Доля затрат на НИР в прибыли | | | | |
|Доля затрат на ОКР в прибыли | | | | |
|2. Позиция в конкуренции: |последователь - | | | |
| |новатор | | | |
|Лидерство в НИР | | | | |
|Лидерство в ОКР | | | | |
|Лидерство в разработке | | | | |
|технологии | | | | |
|3. Динамика продукции: | | | | |
|Частота появления новой |низкая - высокая | | | |
|продукции |длинный - короткий | | | |
|Длительность жизненного цикпа|незначительная- | | | |
|продукции |существенная | | | |
|Технологическая новизна | | | | |
|продукта | | | | |
|4. Динамика технологии: | | | | |
|Длительность жизненного цикла|длительная -короткая | | | |
|технологии |малая - большая | | | |
|Частота появления новых |одна - много | | | |
|технологий | | | | |
|Число конкурирующих | | | | |
|технологий | | | | |
|5. Динамика | | | | |
|конкурентоспособности: |отсутствуют - большие| | | |
|Технологические различия в | | | | |
|продукции |малое - ключевое | | | |
|Значение технологии в |низкая - высокая | | | |
|производстве |частое - отсутствует | | | |
|Интенсивность конкуренции |ключевое значение | | | |
|Моральное старение продукции |- малое | | | |
|Чувствительность технологии к| | | | |
|государственному | | | | |
|регулированию | | | | |

Интенсивность отдельных факторов, определяющих техническую политику фирмы, оценивается в баллах (от 0 до 5). В графе "Важность" указывается в этих же баллах значение данного фактора для бизнеса фирмы. Заполнение графы
"Разрыв" и "Приоритеты в действиях" дают информацию для стратегических действий фирмы в среде НИОКР.

15.4. Общее влияние технологии на стратегию фирмы и ее конкурентный успех

На схеме рис. 56 показано общее влияние технологии, социально- политических групп, возможностей и действий фирмы на ее конкурентный успех.

Мы видим, что наличие потребности на рынке в продукте и технологии для этого производства создает технологически обоснованную позицию. Соединение этих факторов с экономическими возможностями покупателей дает виртуальную экономическую позицию (без учета возможной конкуренции). И только учет действий покупателей на рынке, конкурентов, государства, социально - политических групп, а также возможности фирмы и стратегия их использования создают позицию конкурентного успеха фирмы в производстве и коммерческой реализации товара.

[pic]

Рис. 56. Схема формирования позиции конкурентного успеха фирмы

16. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ БИЗНЕСА

16.1. Основные этапы интернационализации бизнеса

Интернационализация бизнеса может осуществляться в различных формах - экспортная торговля, создание представительств, торговых фирм, совместных предприятий за рубежом, перенос производства, проведения НИОКР, разработки маркетингового комплекса в другие страны и т.д. Выбор рациональной формы интернационализации бизнеса зависит от стратегических целей фирмы и конкретных условий деятельности на родине и за рубежом. Ниже приводится таблица выбора предпочтительного этапа интернационализации бизнеса в зависимости от целей фирмы и условий ее деятельности (табл. 16.1).

Таблица 16.1

Выбор предпочтительного этапа интернационализации бизнеса
|Этап |Подэтапы |Условия для реализации |Цели |
|интернацио-на|интернацио-нали| | |
|лизации |зации | | |
|1. Экспортный|1.1. Продажа |- незначительная доля |- преодоление |
| |через агентов |экспорта в продажах; |цикличности в |
| | |- отсутствие барьеров |спросе |
| | |для импорта; |- реализация |
| | |- местный спрос |отличий в |
| | |превышает предложение. |экономических |
| | | |условиях; |
| | | |-рост объемов |
| | | |продаж; |
| |1.2. Создание |- значительная доля |- продленный |
| |представительст|экспорта в продажах; |спрос; |
| |в | | |
| | |- отсутствие барьеров |- выгоды массового|
| | |для импорта; |производства; |
| | |- спрос равен | |
| | |предложению; | |
| | |- сильная конкуренция; | |
| | |- важность | |
| | |послепродажного | |
| | |обслуживания. | |
|2. |2.1. Местный |- различия в условиях |- реализация |
|Международ-ны|маркетинг |деятельности; |различий в |
|й | |-необходимость |условиях |
| | |дифференциации |деятельности |
| | |маркетинга; | |
| | |- интенсивная | |
| | |конкуренция | |
| |2.2. Местное |- наличие барьеров для |- доступ к местным|
| |производство |импорта |ресурсам |
| |2.3. Местные |- более низкая |---// ---- |
| |НИОКР |стоимость | |
| | |- специфика маркетинга | |
|3. | |- мировая конкуренция |- выгоды массового|
|Транснацио-на| | |производства |
|льный | | |-глобальная |
| | | |оптимизация: |
| | | |НИОКР-ресурсы-прои|
| | | |зводство |

Таблица 16.2

Выбор варианта стратегии маркетинга

|Предпочтительный тип |Мировой |Его |Специальная |Специальная |
|стратегии |стандарт |космети-|для больших |для каждой |
| | |ческая |СЗХ |СЗХ |
|Факторы | |коррек-т| | |
| | |ировка | | |
|1. Важность уникальной |Малая | | |Большая |
|информации о стране | | | | |
|2. Конкуренция |Слабая | | |Сильная |
|3. Необходимость |Отсутствует| | |Большая |
|дифференциации стратегии| | | | |
|4. Сдвиг факторов успеха|Медленный | | |Частый |
|5. Соотношение размеров |Малое | | |Большое |
|рынка и затрат на | | | | |
|разработку стратегии | | | | |

В табл.16.2 следует отметить положение, соответствующее каждому фактору в столбцах стратегии (крайних или двух промежуточных). "Усредненное" положение таких отметок и укажет целесообразный тип стратегии маркетинга.

Таблица 16.3

Выбор варианта стратегии продукт/технология
|Тип стратегии |Мировой |Его |Специ-ал|Специаль-н|
| |стандарт |космети-|ьная для|ая для |
| | |ческая |больших |каждой СЗХ|
| | |коррек-т|СЗХ | |
|Факторы | |ировка | | |
|1. Важность уникальной |Малая | | |Большая |
|информации о стране | | | | |
|2. Сходство спроса по всем СЗХ |Большое | | |Малое |
|3. Различие товаров внутри СЗХ |Малое | | |Большое |
|4.Продолжительность жизненного |Длинная | | |Короткая |
|цикла | | | | |
|5. Различие в продолжительности |Малое | | |Большое |
|жизненных циклов продуктов | | | | |
|6. Соотношение объема затрат на |Высокое | | |Низкое |
|НИОКР и объема продаж | | | | |
|7. Регулирование местным |Слабое | | |Большое |
|правительством характеристик | | | | |
|продукции | | | | |

Действия с этой таблицей те же, что и с предыдущей.

Таблица 16.4

Выбор вариантов размещения производства
|Альтернативы |Местное |Глобальная |Централизованое |
|Факторы |производство |сеть производств |производство |
|1. Экономия за счет |Малая |Значительная |Большая |
|масштабов | | | |
|производства | | | |
|2. Расходы на |Высокие |Значительные |Низкие |
|транспортировку | | | |
|3. Тарифные барьеры |Высокие |Значительные |Низкие |
|4. Балансировка |Трудная |Со сложностями |Простая |
|валют | | | |
|5. Местное |Ограничива-юще|Нейтральное |Разрешающее |
|законодательство по |е | | |
|ввозу | | | |
|6. Разница в |Низкая |Большая |Низкая |
|стоимости рабочей | | | |
|силы | | | |
|7. Разница в |Низкая |Значительная |Высокая |
|издержках по реакции| | | |
|на нестабильность | | | |
|рынка | | | |

Правила пользования этой таблицей те же, что и для предыдущих.

16.2. Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса

Из вышеприведенной таблицы следует, что выбор оптимальной формы интернационализации зависит от значительного числа факторов, определяющих стратегию фирмы по выбору продукта, технологии его изготовления, маркетингу, размещению производства. Поэтому предварительно должны быть выбраны варианты стратегии маркетинга, продукта/технологии и размещения производства. Этой цели служат вспомогательные таблицы.

Итак, алгоритм выбора предпочтительной интернационализации бизнеса:

1. Определение предпочтительных стратегий маркетинга и продукта/технологии.

2. Определение предпочтительного варианта размещения производства.

3. По основной таблице (16.1) с учетом этих вариантов определяется наиболее целесообразная форма интернационализации бизнеса.

16.3. Особенности международной деятельности фирм в современных условиях

Качественные изменения в организационных формах и методах международной деятельности фирм являются результатом тех сдвигов, которые происходят в сфере производства, где господствующие позиции принадлежат ТНК
(транснациональным корпорациям). Эти изменения отражают тот факт, что проблема воспроизводства все более превращается в проблему рынка, и, чтобы осуществить производство на расширяющейся основе, ТНК все глубже внедряются в сферу международного обращения путем создания собственной заграничной сети. Это проникновение вместе с тем означает, что сам характер и содержание международной деятельности фирм претерпевают существенные изменения, поскольку международная деятельность все более отражает результаты производственного кооперирования и производственных связей как между крупными ТНК, так и внутри них.

Сосредоточение значительной части международного товарообмена в ТНК и осуществление его в формах и методах, присущих их экономической природе, определяют во многом характер международных экономических связей в современных условиях. Транснационализация производства и капитала стала не только непосредственным условием функционирования и развития ТНК, но и фактором, определяющим в известной мере темпы и пропорции развития всей мировой системы хозяйства. По мере возрастания в деятельности ТНК роли внешнеэкономической сферы она становится все более действенным фактором их экономического роста.

Важнейшие изменения в содержании международной деятельности ТНК проявляют себя прежде всего в том, что наряду с торговлей в ее традиционном виде все большее значение приобретают новые формы обмена, такие, как производственное сотрудничество, обмен научно-техническими знаниями и опытом, другими услугами.

Новые явления в организационных формах управления международной деятельностью ТНК вытекают прежде всего из проводимой ими политики переориентации от экспорта товаров из страны базирования материнской компании к осуществлению производственной деятельности на подконтрольных заграничных производственных предприятиях с последующей реализацией продукции на зарубежных рынках. Это продиктовано стремлением ТНК использовать относительный избыток капитала для увеличения нормы прибыли, получаемой в странах с более низкой заработном платой, меньшими налогами, расходами на сырье, транспортировку и др.

Одним из важнейших условий роста заграничной производственной деятельности явилась тенденция к транснационализации хозяйственной жизни, которая в условиях научно-технической революции предопределила растущую потребность в специализации и кооперировании производства. ТНК стали все шире использовать специализацию и кооперирование производства как важную форму, обеспечивающую повышение прибыльности производства в глобальном масштабе. Это осуществлялось, в частности, путем разграничения производственных программ между заграничными дочерними компаниями, повышения их конкурентоспособности в результате внедрения на их предприятиях передовых научно-технических достижений, полученных в материнской компании. Важным стимулом к расширению заграничной производственной деятельности ТНК был также рост объективной потребности огромного по масштабам производства в крупных рынках сбыта. Такая потребность усиливала их стремление к внешнеэкономической экспансии, желание обойти таможенные и иные барьеры и расширить свои позиции на рынках других стран путем приближения к непосредственному потребителю с целью более полного учета его требований и спроса. Это вызвало необходимость возникновения и развития соответствующих форм международной деятельности
ТНК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.