Рефераты. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций p> Производственные заграничные филиалы и дочерние компании создаются либо в виде сборочных предприятий, либо предприятий с полным производственным циклом. Сборочные предприятия осуществляют сборку машин и оборудования из поставляемых частей, узлов и деталей с предприятий основной компании и продают их иностранным покупателям часто через местных посредников.
Сборочные предприятия создаются в основном в отраслях, выпускающих продукцию массового производства, главным образом в автомобильной промышленности, производстве тракторов, мотоциклов, велосипедов, электробытовых приборов, радиоаппаратуры, сельскохозяйственного оборудования. Заграничные сборочные предприятия являются удобным средством для организации сбытовой сети и технического обслуживания машин и оборудования в странах-импортерах. Используя их как базу, ТНК получают возможность не только продавать в данной стране собираемые машины и оборудование, налаживать техническое обслуживание, но и изучать особенности и потребности местных рынков в других видах машиностроительной продукции, устанавливать более тесные контакты с местными правительственными чиновниками, фирмами-импортерами и т.д.

Большое влияние на расширение практики создания сборочных предприятий оказывает соответствующая правительственная политика стран-импортеров.
Иногда импорт отдельных видов оборудования в собранном виде вообще запрещается или бывает весьма затруднен. В некоторых странах при создании сборочных предприятий предоставляются различные льготы (например, в
Бельгии, Канаде, а также во многих развивающихся странах). Молодые государства, вставшие на путь самостоятельного экономического развития, будучи ограничены в финансовых и других ресурсах, вынуждены начинать развитие отечественного машиностроения со строительства сборочных предприятий за счет внешних источников финансирования. Многие из таких предприятий частично или полностью принадлежат иностранному капиталу. Для привлечения необходимых капиталов развивающиеся страны вводят ряд льгот для фирм, строящих машиностроительные предприятия, в частности, отменяют полностью или частично таможенные пошлины и налоги на ввоз оборудования и материалов для таких предприятий; ограничивают импорт готовой продукции, аналогичной той, которую будут выпускать создаваемые предприятия; предоставляют иностранным фирмам права полного или частичного перевода прибылей, получаемых на сборочных предприятиях; устанавливают налоговые льготы на определенный начальный период действия предприятия.

Поставка машин и оборудования в разобранном виде на сборочные и производственные дочерние предприятия промышленных ТНК осуществляется путем прямых контактов между материнской и дочерней компаниями и отражается в балансе компании часто как экспорт из страны производства. Продажа готовых изделий на рынке страны местонахождения дочерней компании или на рынках третьих стран уже относится к заграничным операциям компании и производится как через свои собственные каналы сбыта, так и через посредников.

17. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

17.1. Анализ и синтез организационных структур управления

Задачи рационализации организационных структур управления сводятся к двум видам:

- анализ (диагностика) существующих структур управления,

- синтез (проектирование) структур управления.

Мы видели, что применение той или иной организационной структуры управления определяется целым рядом факторов:

- цели фирмы,

- стили ее организационного поведения,

- основные задачи и методы деятельности,

- исторически сложившиеся традиции в фирме,

- национальные особенности общества,

- персональные аспекты,

- характер и уровень изменчивости внешней и внутренней сред фирмы и т.д.

Наиболее определяющими факторами является характер и уровень изменчивости внешней и внутренней сред фирмы и специфика ее деятельности
(завод, НИИ, торговая организация и т.д.)

Задача анализа состоит в установлении соответствия между организационной структурой управления фирмы и условиями ее среды.

Задача синтеза состоит в определении числа и состава структурных блоков управления, способов их взаимосвязи и взаимодействия (начальный этап - выбор типа организационной структуры управления).

17.2. Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения

Практически управление любой фирмой имеет два режима работы:

- стратегическое управление;

- оперативное управление.

Их сопоставление позволяет сделать выводы, что они во многом различаются и даже противоположны (табл. 17.1). Таким образом даже в рамках одной фирмы требуются разные стили организационного поведения. Крайними являются следующие:

- производственный,

- предпринимательский.

Производственный стиль ориентирован на минимизацию отклонений от традиционного поведения.

Предпринимательский - на непрерывное изменение достигнутого состояния.

Таблица 17.1

Основные характеристики режимов управления
|Характеристика |Оперативное управление |Стратегическое управление|
|Культура фирменного |Ориентирована на |Ориентирована на |
|поведения |производство (маркетинг), |стратегию (гибкость), |
| |успех определяется |успех определяется |
| |агресивностью в |изобретательностью, |
| |конкуренции и |созданием новых |
| |эффективностью в |возможностей, |
| |производстве. |предвидением |
|Характеристики |Умение получить прибыль, |Предринимательство, |
|управляющего лица |достичь поставленной цели,|новаторство, |
| |контролировать |благожелательное |
| |подчиненных. |лидирование в коллективе.|
|Основные методы |Долгосрочное планирование,|Стратегическое |
|управления |контроль. |планирование, управление |
| | |и контроль |
|Типовые структуры |Линейно-функциональные, |Матричные, множественные.|
|управления |дивизиональные. | |
|Динамичность |Стабильная |Динамичная |
|структуры управления| | |
|Характер власти |Децентрализована, |Сосредоточена в общем |
| |сосредоточена в |руководстве, НИОКР. |
| |производстве и маркетинге.| |

Различия в организационном облике фирм, преимущественно придерживающихся этих крайних стилей, характеризуются табл. 17.2.

Таблица 17.2

Сравнение производственного и предпринимательского стилей
|Стиль |Производственный |Предпринимательский |
|Характеристики | | |
|Цели |Оптимизация прибыльности |Оптимизация потенциала |
| | |прибыльности |
|Пути достижения |Экстраполяция прошлых |Взаимодействие возможностей |
|цели |подходов |получения прибыли и качеств |
| | |управления |
|Ограничения |По окружающей среде и |По способности изменить |
| |внутренним возможностям |окружающую среду, создать |
| | |требуемые специализации, |
| | |воспринять способы поведения|
|Система |За стабильную |За творчество и инициативу |
|стимулирования |эффективность и прошлую | |
| |деятельность | |
|Информация |Внутренняя: результаты |Внутренняя: возможности. |
| |деятельности |Внешняя: долгосрочные |
| |Внешняя: глобальные |возможности |
| |возможности | |
|Стиль руководства|Популярность, обеспечение|Допущение риска, умение |
| |единства подходов |вдохновить на восприятие |
| | |изменений |
|Оргструктура |Стабильная или |Гибкая, по проблемам, |
| |расширяющаяся, экономия |жесткая увязка видов |
| |на масштабах |деятельности |
| |производства, слабая | |
| |увязка разных видов | |
| |деятельности | |
|Подходы к решению|Реакция на возникшую |Активный поиск возможностей,|
|управленческих |проблему, использование | |
|проблем |прошлого опыта с |предвидение проблем, большие|
| |минимумом отклонений от |отклонения от статус-кво, |
| |статус-кво, рассмотрение |поиск лучшей из многих |
| |одной подходящей |альтернатив |
| |альтернативы | |
|Отношение к риску|Минимизация риска, |Сознательный риск, баланс |
| |соответствие прошлому |совокупности рискованных |
| |опыту |вариантов |

Как уже указывалось, не только преимущественный тип деятельности определяет организационный стиль поведения, но и многие другие факторы, которые реализуются в реакции фирмы на изменения во внешней среде (под реакцией понимается качество и типы поведения, обусловленные потенциалом фирмы). Различают четыре основные реакции:

- производственную,

- конкурентную,

- инновационную,

- предпринимательскую.

Их основные характеристики приведены в табл. 17.3.

Таблица 17.3

Характеристики основных реакций фирмы
|Типы реакций |Производст-вен|Конкурентная |Инновацион-н|Предприни-мате|
|Характеристики|ная | |ая |льская |
|Характерные |Минимально |Балансировка |Нововведение|Прогнозиро-ван|
|черты |необходимое |маркетинга и |в |ие изменений, |
|управления |общее |производства,|управлении, |Стратегичес-ки|
| |руководство, | |Cистема |й портфель |
| |Распределение |Гибкие роли в|управления | |
| | |управлении |по проектам,| |
| |конкретных |Долгосрочное |Быстрые |заказов, |
| |обязанностей, |планирование |реакции на |Стратегическое|
| |Финансовый | |изменения |планирование |
| |контроль | | |потенциала, |
| |Основное | | |Своевременная |
| |внимание | | |реакция на |
| |производству | | |изменения |
|Цели фирмы |Минимум затрат|Обеспечение |Обеспечение |Обеспечение |
| | |оптимальной |кратко-срочн|долгосрочного |
| | |прибыли |ого |потенциала |
| | | |потенциала | |
|Цели НИОКР |Снижение |Улучшение |Разработка |Создание новых|
| |себестоимости |товарного |новой |технологий для|
| |Повышение |вида, |продукции |новой |
| |надежности |Модернизация | |продукции |
| | |продукции | | |
|Поведение в |Реакция на |Агрессивная |Стратегия |Разработка |
|конкуренции |ценовую |стратегия |расширения |новых |
| |конкуренцию. |сбыта |рынков и |концепций |
| | | |внедрение |маркетинга |
| | | |новой |Поиск новых |
| | | |продукции |рынков для |
| | | | |новых товаров |
|Системы |За снижение |За повышение |За |За |
|премирования |себестоимости |рентабельност|новаторство |предприни-мате|
| | |и | |льство |
|Типичный |1-2 |2-3 |3-4 |4-5 |
|индекс | | | | |
|нестабильности| | | | |
|Рекомендуемая |Линейно-функци|Дивизиональна|Матричная |Множественная |
|структура |ональная |я | | |
|управления | | | | |

17.3. Анализ структуры управления фирмы

Мы видели, что предпочтительная структура управления зависит от степени изменчивости внешней среды. В связи с этим первый шаг анализа действующей структуры управления фирмы состоит в идентификации существующей системы управления. Для этого используется табл. 17.4.

Таблица 17.4

Классификация практических методов управления
|Система |Информация |Место |Контроль |Финансовое |Принятие |
| | |реализаци| |планирование|решения по |
| | |и | | | |
|Контроль |Традиционная|Подразде-|Традицион-|- |Коррекции |
| | |ление |ный | | |
|Финансовое |Экстрапо-ляц|-"- |-"- |Кратко- |Целям |
|планирование|ионная | | |срочное | |
|Долгосрочное|-"- |-"- |Опережа-ющ|Долго- |-"- |
|планирование| | |ий |срочное | |
|Квазистратег|Наблюдения |+ Проекты|-"- |+ Смета на |+ Темам |
|ическое |за средой | | |тему | |
|планиро-вани| | | | | |
|е | | | | | |
|Стратегическ|+ Проекты в |-"- |+ |+ |+ Задачам, |
|ое |СЗХ | |Стратеги-ч|Стратеги-чес|+Стратегии |
|планирование| | |еский |кий бюджет | |
|Стратегическ|+ Наблюдение|-"- |-"- |-"- |+ |
|ое |за | | | |Потенци-аль|
|управление |внутренней | | | |ным |
| |ситуацией | | | |возмож-ност|
| | | | | |ям |
|Управление |По отдельным|Проекты |-"- |По проблеме |Проблеме |
|по проблемам|событиям | | | | |
|Управление в|Традиционная|-"- |-"- |По проектам |Ликвидации |
|неожиданных | | | | |ущерба |
|ситуациях | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.