Эта схема отражает организационно-экономические условия преобразования ресурсов в полезные результаты. Контур принятия решений позволяет выделить в каждом блоке базовой структуры классы непересекающихся решений и на этой основе установить группы подразделений, их взаимосвязь и подчиненность, полномочия и области ответственности. По отношению к конкретному виду деятельности этот контур принятия решения может быть видоизменен и детализован.
Следующая задача модульного проектирования - установление области ответственности каждого структурного модуля и характера принимаемых им решений (типа деятельности). Устанавливая в контуре решений направления и содержание взаимодействия блоков на каждой фазе принятия решения, можно выделить внутри каждого блока структурные модули по признакам законченности фазы формирования полезного результата и однородности принимаемых решений (табл. 17.8).
Таким образом, в блоке У1 выделяются две группы структурных модулей: первая (У11, У12, У13) - привязки при планировании деятельности фирмы ограничений на деятельность блоков У2 и У4 в форме плановых заданий для них, вторая группа (У14, У15) на фазе выполнения плана компенсирует возможные изменения внутренней и внешней среды.
В блоке У2 - три типа структурных модулей (по назначению продукции и услуг, условиям их поставки и обеспечению устойчивости в эксплуатации).
Таблица 17.8
Соответствие структурных блоков и характера решений |Структур|Тип деятельности |Характер |Фаза принятия решения | |ный блок| |принимаемых | | | | |решений | | | | | |Выбор и |Выполнение | | | | |координация |плана | |У1 |Инфраструктурный |Выбор режима |У11, У12, У13|У14, У15 | |У2 |Эксплуатационный |Защита режима |У21, У22, У23|- | |У3 |Инновационный |Реконструкция |У31, У32, У33|У34 | | | |функции | | | |У4 |Эксплуатационный |Защита режима |У41, У42, У43|- | |Z |Инфраструктурный |Выбор режима |Z1 |Z2 |
В блоке У3 выделено две группы модулей: (У31, У32, У33) - формирование изделия и его техническое и организационное обеспечение, (У34) - изменение изделия и его ресурсного обеспечения (например, модернизация его).
В блоке У4 выделены три типа структурных модулей. На стадии планирования и координации модули У41, У42, У43 отвечают за распределение входных потоков, а на стадии выполнения плана резервируют продукты и оснащение, необходимые для функционирования системы.
По фазам принимаемых решений можно выделить два вида блоков, т.е. всего шесть видов структурных звеньев. Следовательно, в модели нормативной структуры управления выделены 17 типов структурных модулей, для каждого из которых теоретически можно установить основные направления деятельности, область ответственности и характер принимаемых решений.
Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями областей ответственности каждого структурного элемента.
Алгоритм анализа состоит в следующем:
1. Анализируются функции управления, производится их разделение на группы в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели.
2. Оценивается "представительность" каждой группы в соответственно нормативно выделенном блоке структуры.
3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления.
4. Дополняется список функций управления.
При синтезе модуль нормативной структуры - основа установления идентификационных характеристик, по которым проектируются новые подразделения в структуре.
18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО
18.1. Роль фирмы в современном обществе
До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях:
-" Что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества",
-" Дело бизнеса - бизнес",
- Надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).
Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде,минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.
Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм (см.18.3). Например, в США фирмы контролируются по следующим направлениям:
- технические характеристики товара, объем производства, загрязнение среды);
- процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение занятости);
- поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
- прибыль (утаивание, распределение);
- доступ к ресурсам;
- управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
В то же время фирма - "генератор богатства" общества (рис. 62):
- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения,
- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал,
- создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе,
- обеспечивает собственный рост.
Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.
[pic]
Рис. 58. Роль фирмы в обществе (фирма - "генератор богатства")
18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом
Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом должен охватывать три основных направления:
- анализ целей,
- анализ ограничений,
- анализ внешнего силового поля, в котором действует фирма.
Подход к выбору предпочтительных целей должен учитывать основные группы,действующие в "поле" фирмы и их интересы (табл. 18.1).
Таблица 18.1
Основные группы, влияющие на фирму |Группа |Ожидаемые от фирмы результаты деятельности | |Общество в целом |Экономический рост | | |Поступления от налогов | | |Уравнивание власти | | |Уравнивание доходов | | |Сохранение окружающей среды | | |Сохранение природных ресурсов | |Местная община |Ее благосостояние | |Держателей акций |Рост стоимости акций | |Кредиторы |Рост доходов | | |Стабильность доходов | |Потребители |Справедливые цены | | |Обеспеченность выбора | | |Удовлетворение потребностей | |Менеджеры |Рост доходов | | |Профессиональный интерес | |Работники наемного труда |Занятость, уровень оплаты, досуг | | |Условия труда, удовлетворение от работы |
Поскольку интересы групп, действующих в "поле сил" фирмы, могут быть и противоположными, и совпадающими, и нейтральными, то необходим анализ такого поля определения возможных коалиций и выбор предпочтительной стратегии (табл.18.2).
Таблица 18.2
Баланс "поля сил" для типичной американской практики |Группы-оппон|Менед|Лица |Профс|Держа|Местные|Правите|Коалиция | |енты |жеры |наемног|оюзы |тели |органы |льство | | |Группы, | |о труда| |акций|власти | | | |выдвигающие | | | | | | | | |предложения | | | | | | | | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |За |Против | |Менеджер |+ |+ - |- - -|+ + +|- |- - - |1, 4, 2|2, 3, | | | | | | | | | |5, 6 | |Лица |+ - |+ |+ + |0 |0 |+ + + |2, 3, 6| | |наемного | | | | | | | | | |труда | | | | | | | | | |Профсоюзы |- - |+ + |+ + +|0 |0 |+ + |2, 3, |1, 4 | | | | | | | | |6, 5 | | |Держатели |+ + |- |- - -|+ |0 |- - - |1, 4 |2, 5, 6| |акций | | | | | | | | | |Местные |+ - |+ + |0 |0 |+ + |+ + |1, 2, | | |органы | | | | | | |3, 5, 6| | |власти | | | | | | | | | |Правительств|- - -|+ |+ + |0 |+ |+ + + |2, 3, |1, 4 | |о | | | | | | |5, 6 | |
Примечание: количество одноименных знаков означает относительную силу давления.
Таким образом, разработку стратегии фирмы по отношению к обществу, согласованную по интересам, можно представить в соответствии с рис.63. Можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется в коммерческо-социально-политическую стратегию. Соответственно фирмам и их руководителям необходимо:
- осуществить идеологическую переориентацию на действия в социальной среде,
- расширить систему информации на социально - политическую область,
- научиться понимать политические процессы и политическое поведение,
- создать инфраструктуру для политических действий,
- учесть социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений,
- соответствующим образом отразить все это в структуре управления фирмой.
Рис. 59. Выбор предпочтительной стратегии
Хотя среди целей получение прибыли имеет ключевое значение, однако приоритеты целей могут определяться и уровнем прибыльности фирмы (рис. 64).
Рис. 60. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности
18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
· ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
· создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
· обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
· сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
· содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
· обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;
· поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.
Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно- хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
· осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
· повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
· поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
· укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
· пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
· использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.
Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.
Большое значение в 80-е годы приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.
Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.
Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.
Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.
Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.
Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989 [1, 2, 4, 8, 9, 11-18].*
2. Базилевич Л.А. Автоматизация организационного проектирования. Л.: Машиностроение, 1989 [17].
3. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева Л.К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.: ЛФЭИ, 1991 [4, 9, 10, 15, 17].
4. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990 [2, 6, 8-11, 15].
5. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 1992 [2-14, 16-18].
6. Васильев Ю.П. Управление развитием производства. Опыт США. М.: Экономика, 1989 [4, 15, 17, 18].
7. Волкова К.А., Казакова Ф.К., Симонов А.С. Государственное предприятие. М.: Экономика, 1990 [3, 4].
8. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: "Банки и биржи", 1995. [1-8, 10, 11, 15, 16, 18].
9. Гладстоун А. и др. Управленческое консультирование. М.: Интерэкспорт, 1992 [7-11]
10. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990 [2, 3, 6, 7, 9-11].
11. Кунц Т., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981 [3,4,6,9-11,14,17].
12. Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Д. Методы и модели совершенствования организационных структур. М.: Наука, 1988 [4, 17].
13. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и статистика, 1992 [6, 8-10, 12-14].
14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: "Дело", 1995 [1-7, 10, 11, 18].
15. Основы управления/ Под ред. В.П.Радукина. М.: Высшая школа, 1986 [1- 3,5-12,15].
16. Рабочая книга по прогнозированию/ Под ред. М.В.Бестужева-Лада. М.: Мысль, 1982 [8].
17. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: Практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988 [10, 11, 17].
18. Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия)/ Под ред. Г.А.Егиазаряна и А.Д.Шеремета. М.: Экономика, 1985 [1, 3, 6-11, 15].
19. Таунсенд Р. Секреты управления. М.: Интерконтакт, 1991 [6,8-14].
20. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1988 [2, 4-11, 13-15, 17, 18].
21. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: Теория и практика. М.: Экономика, 1988 [17].
* - Номера в скобках [] указывают разделы, при изучении которых может быть использован источник.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21