Рис. 51. Матрица "Дженерал-электрик" - McKinsey
В принципе сама фирма может устанавливать границы между секторами матрицы. Но поскольку при оценках в баллах мы исходили из возможного разброса (-5, +5), а также нормировали полученные суммарные по факторам значения, то можно рекомендовать следующие границы секторов:
- малая (слабый)- -5 -2,
- средняя (средний)- -2 +2,
- высокая (большой)- +2 +5.
Такие матрицы обычно дополняются информацией о целесообразных потоках инвестиций: Например, в матрице "Дженерал электрик" выделяют три области приоритетов для инвестиций:
- со слабым приоритетом,
- средним,
- высоким (см. рис. 52).
[pic]
Рис. 52. Приоритеты потоков инвестиций в соответствии с матрицей "Дженерал-электрик" - McKinsey.
Аналогичную матрицу создала и фирма "Шелл" (рис. 53).
Рис. 53. Матрица "Шелл"
Фирма "Шелл" добавляет к подобной матрице ряд рекомендаций, а также приводит дополнительную таблицу принятия решений (табл. 13.4).
Таблица 13.4
Таблица принятия решений в зависимости от перспектив прибыли и отдачи инвестиций | Перспективы |Прирост отдачи|Позиция на рынке |Политика | |прибыли |капвложений | |капвложений | |+ |+ |улучшить, сохранить |инвестировать | |+ |0 |сохранить, расширить |реинвестировать | | | | |прибыль | |+ |- |пустить на самотек |извлечь | | | | |максимальную выгоду| |0 |- |уходить медленно |ликвидировать | | | | |активы | |- |- |уходить быстро |- |
14. УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ СЗХ ФИРМЫ
14.1. Балансировка набора СЗХ
Одно из первых требований к набору СЗХ фирмы - его сбалансированность во времени. Это означает, что необходимо избегать синхронного начала и окончания жизненных циклов СЗХ. Желательно осуществить их разумное "перекрытие", то есть несовпадение этапов жизненных циклов различных СЗХ, что обеспечит равномерное без спадов развитие деятельности фирмы.
В качестве рабочей процедуры балансировки можно использовать матрицу Хофера (табл. 14.1). Два ее основных поля соответствуют краткосрочной и долгосрочной перспективам фирмы. На этих полях наносятся СЗХ по правилам, отмеченным для матрицы "Дженерал-электрик".
Кроме наглядного представления сегодняшнего состояния бизнеса, матрица дает возможность оценить перспективы объемов продаж, прибыли и необходимых капиталовложений. В качестве примера на матрице нанесены СЗХ в краткосрочной перспективе (А-D) и в долгосрочной (B-E).
Видно, что фирма планирует усиление КСФ и роста объемов продаж в долгосрочной перспективе СЗХ С и D, несущественное изменение положения СЗХ B (для нее наступает фаза зрелости), уход из СЗХ А и зарождение новой СЗХ E, для которой, очевидно, следует планировать инвестиции в НИОКР.
Алгоритм балансировки набора СЗХ:
1. Распределение СЗХ в клетках матрицы.
Исходная информация: фаза жизненного цикла, будущий КСФ, масштабы рынка (диаметр круга), доля фирмы на рынке, прибыли в данной СЗХ, стратегические инвестиции, планируемые на данной фазе жизненного цикла.
2. Суммирование объемов продаж и прибылей в обеих блоках по вертикали и горизонтали (клетки ).
3. Определение контрольных цифр по фирме в целом по этим показателям (они зависят от установок руководства, стратегии фирмы, наличия и доступности ресурсов).
4. Распределение вкладов различных СЗХ в достижение контрольных цифр с учетом необходимости балансировки по фазам жизненного цикла.
5. Распределение наличных капвложений по фазам жизненного цикла.
6. Проверка обеспеченности ресурсами.
7. Определение необходимых изменений в наборе СЗХ.
Таблица 14.1
Матрица Хофера балансировки набора СЗХ |Капиталовложения | | | | | | | |Прибыль | | | | | | | |Объем продаж | | | | | | | | |Сильный |[pic] C | | | | | | | | | | | | | |Кратко-с| | | | | | | | |рочная | |КСФ |Средний | |[pic]D |[pic] B | | |перспе-к| | | | | | | | |тива | | |Слабый | | | | |[pic] | | | | | | | | |А | | |Фазы жизненного |Зарож-де|Рост |Замедле-|Зрелость |Спад | | |цикла |ние | |ние | | | | | | | |роста | | | | | | | |[pic]C |[pic] D | | | | | |Сильный | | | | | |Долго-ср| | | | | | | | |очная | |КСФ |Средний |[pic] E | | |[pic] B | |перспект| | | | | | | | |ива | | |Слабый | | | | |[pic] | | | | | | | | |А | | |Объем продаж | | | | | | | |Прибыль | | | | | | | |Капиталовложения | | | | | | | | | | | | | | | |
14.2. Стратегическая гибкость фирмы
Гибкость характеризуется устойчивостью деятельности фирмы по отношению ко всем возможным внешним влияниям. Оценка стратегической гибкости набора СЗХ производится с помощью вспомогательной таблицы 14.2.
В столбце "Неожиданности" выписываются все возможные события, которые могут повлиять на бизнес в любой СЗХ. В столбце "Вероятность" записывается оценка вероятности этих событий. В столбце "Уровень влияния" в баллах от 0 до 10 оценивается влияние события на деятельность в конкретной СЗХ. Столбец "Значимость" содержит произведение предыдущих двух столбцов ("вероятность" x "уровень влияния"). Такая оценка делается для всех СЗХ.
Сумма по столбцу "Значимость" для каждой СЗХ дает оценку устойчивости данной СЗХ ко всем возможным воздействиям, а сумма граф "Значимость" по горизонтали дает оценку устойчивости всего набора СЗХ по отношению к конкретной неожиданности. Такой алгоритм позволяет произвести оценку любых возможных наборов СЗХ по критерию максимума стратегической гибкости фирмы.
Таблица 14.2
Оценка стратегической гибкости фирмы | | |СЗХ-1 |СЗХ-2 |СЗХ-n | | |Неожиданность |Вероят-|Уровень |Значи-м|У.. |З.. |У.. |З..|Значи-м| | |ность |влияния |ость | | | | |ость | | |(0-1) | | | | | | | | |1. Война | | | | | | | | | |2. Землетрясения| | | | | | | | | |3. Таможенные | | | | | | | | | |изменения | | | | | | | | | |4. Неурожай | | | | | | | | | |... | | | | | | | | | |и т.д. | | | | | | | | |
14.3. Оценка синергизма набора СЗХ
Синергизм - термин, заимствованный из физиологии, буквально означает взаимодействие группы мышц. В менеджменте он означает взаимодействие различных сфер бизнеса фирм. Например, различные СЗХ могут использовать общие производственные мощности, общефирменные службы, научно - исследовательские подразделения, сети товародвижения и т.д. Таким образом, синергизм -это эффект взаимодействия, который обеспечивает эффективность бизнеса, большую, чем простая арифметическая сумма деятельности отдельных СЗХ (иносказательно 2+2=5).
Оценка синергизма производится по "шахматной" таблице 14.3 в баллах.
Алгоритм оценки синергизма:
1. Определение в баллах (0 - 10) уровней синергизма и заполнение соответствующих клеток "шахматки" (табл. 14.3).
2. Выведение сумм по строкам и столбцам.
3. Оценка степени зависимости пар СЗХ.
4. Определение важнейших для фирмы "сквозных" линий синергизма.
5. Повторение этих шагов для долгосрочной перспективы.
Таблица 14.3
Таблица оценки синергизма фирмы | | |Дающие СЗХ | | | | |СЗХ-1 |СЗХ-2 |СЗХ-3 |Суммарная | | | | | | |зависимость | | |СЗХ-1 | | | | | |Получающие |СЗХ-2 | | | | | |СЗХ |СЗХ-3 | | | | | | |Суммарный | | | | | | |вклад | | | | |
14.4. Комплексная оценка набора СЗХ
Итак, при выборе и управлении набором СЗХ следует учитывать следующие факторы:
- краткосрочные перспективы роста (см. 13.4),
- долгосрочные перспективы роста (см. 13.4),
- краткосрочные перспективы рентабельности (см. 13.4),
- долгосрочные перспективы рентабельности (см. 13.4),
- стратегическая гибкость набора СЗХ (см. 14.2),
- его синергизм (см. 14.3).
Алгоритм комплексной оценки (табл. 14.4):
1. Определение приоритетов указанных выше факторов (P) в краткосрочной (КП) и долгосрочной (ДП) перспективе.
2. Балансировка набора СЗХ по фазам жизненного цикла (см. 14.1).
3. Оценка Rn перспектив роста, рентабельности СЗХ, гибкости и синергизма испытуемых наборов СЗХ (см. 13.4, 14.2, 14.3).
4. Нормирование (в случае необходимости) исходных величин.
5. Расчет оценок наборов с помощью таблицы 14.4.
6. При неудовлетворительном результате производится исследование альтернативных наборов СЗХ.
7. Проверка выбранного набора на осуществимость по ресурсам.
Таблица 14.4
Комплексная оценка набора СЗХ |Факторы |Рост |Рентабельность|Гибкость |Синер |Оценка | | |КП |ДП |КП |ДП |КП |ДП |гизм |набора | | |Р1 |Р2 |Р3 |Р4 |Р5 |Р6 |Р7 | | | Оценка | | | | | | | |[pic] | |факторов |R1[pic|R2[pic|R3[pic|R4[pic]|R5[pic|R6[pic]|R7[pic]| | | |]P1 |]P2 |]P3 |P4 |]P5 |P6 |P7 | | |в баллах | | | | | | | | | | Оценка | | | | | | | | | |альтернат| | | | | | | | | |ивных | | | | | | | | | |наборов | | | | | | | | | |*** | | | | | | | | |
15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА
15.1. Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов
Различают при сопоставлении с жизненным циклом продукта (а, следовательно, и СЗХ) три типа технологии:
- стабильная (технология практически не меняется в течение жизненного цикла продукта);
- плодотворная (технология "порождает" все новые и новые продукты и, следовательно, существует в нескольких жизненных циклах взаимозаменяющих продуктов);
- изменчивая (меняется в течение жизненного цикла продукта).
В зависимости от типа технологии в разных фазах жизненного цикла продукта определяются критические сферы управления фирмой, а также меняется роль сферы НИОКР. Это иллюстрировано таблицей 15.1.
Таблица 15.1
Роль сфер управления фирмой при различных типах технологии
15.2. Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы
Общее руководство фирмы и работники сферы НИОКР при естественно общих целях в стратегии фирмы тем не менее могут иметь свои групповые цели. Положение может осложниться, если фирма предполагает использовать результаты НИОКР, выполненные в других учреждениях. При этом могут возникнуть информационные, семантические разрывы и разрывы в понимании "цели - затраты".
В результате этого возможны 4 ситуации (рис.54).
[pic] Рис. 54. Варианты результатов возможных оценок дохода и эффективности новой продукции
Поэтому при переговорах по результатам НИОКР предпринимателю важно четко поставить следующие вопросы:
- можете ли Вы по результатам Ваших исследований указать пути к созданию коммерческих товаров?
- за какое время можно получить практический выход?
- в какой стадии разработки находится предполагаемый товар?
Лучше всего составить совместную записку по схеме:
- поле деятельности,
- товар (услуги),
- рынок,
- ожидаемый годовой доход (на 5 лет),
- требуемый капитал,
- дополнительные комментарии.
Если оформляется лицензия на продажу, то отчисления составляют обычно 5% от объема продаж за период лицензирования.
Аргументы за лицензирование:
- хорошие рабочие отношения, избежание дублирования усилий при внедрении,
- возможное снижение себестоимости изделия,
- увеличение престижа обеих сторон,
- возможность разработчикам выйти на определенный рынок.
Аргументы против:
- производитель может создать сверхтехнологию и стать конкурентом,
- ограничиваются возможности совершенствования технологии с обеих сторон.
При решение вопросов о коммерческих использованиях результатов НИОКР следует учесть такие соотношения между технологией и фазой развития рынка фирмы (рис. 55).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21