1. Взаимосвязь культуры предпринимательства с культурой сотрудника. 2. Культура организации и структура организации. 3. Взаимосвязь культуры организации и стратегии организации.
Взаимосвязь культуры организации и культуры сотрудника. Типы культур: 1. к-ра власти; 2. к-ра роли; 3. проблемная к-ра; 4. к-ра, ориентированная на сотрудников. |Критерии |Власть |Роль |Проблемы |Ориентир. на | | | | | |чел. | |Отношение к |не готовы |рац. |власть - не |равнодушное | |власти |подчиняться, |упорядоченнос|основа для | | | |сопротивляютс|ть |авторитета | | |Отношение к |я | | |на основе | |сотрудникам |абсолютный |уважается и |авторитет |личных | | |контроль |ценится |подтверждаетс|предпочтений | |Внутренняя | |профессионали|я знанием | | |атмосфера |закон |зм |личные |коллективизм | | |джунглей |корректировка|интересы |и | | | |поведения |игнорируются,|взаимопониман| | | | |если они не |ие | |Отношение к | | |совпадают с | | |рынку | | |целями | | |(внешней |рынки |регулир. |организации | | |среде |ревностно |законами |гибкая |партнерские | | |охраняются | |политика |отношения |
Взаимосвязь интересов сотрудников и видов культур | |Интересы сотрудников | | |Гарантии от |Возможность |Возможность | | |полит, эк, и |предложить себя |преследования | | |психологич. |для достижения |личных целей | | |неудач |целей организац.| | |Власти |малые; зависят |малая степень, |малая степень, | | |от воли |кроме высокого |кроме высокого | | |автократов |поста |поста | |Роли |большая степень;|малая степень, |малая степень, | | |застрахованы |кроме высоких |т.к. цели орг. | | |положениями и |постов |неподвижны | | |соглашениями | | | |Цели |средняя степень,|большая степень,|малая степень, | | |возникают |т.к. проблемы, |т.к. требуются | | |проблемы, если |которые |идентификация | | |вклад |решаются, |целей | | |сотрудников |являются основой|организации и | | |становится |отношений |сотрудников | | |излишним | | | |Личности |большие, т.к. |большая степень,|большая, цели | | |благополучие |целью |организации | | |отдельных |организации |определяются | | |сотрудников - |является то же |целями | | |цель организации|развитие |сотрудников | | | |сотрудников | |
Взаимосвязь интересов организации и культуры. | |Интересы организации | | |Реакция |Сдерживание |Внутренняя | | |организации на |быстрых |интеграция и | | |изменение в |изменений |координация | | |ближайшем | | | | |окружении | | | |Власти |готова нанести |от средней до |эффективный | | |ответный удар на|малой степени |контроль | | |любое изменение |способна |руководством | | | |сдерживать | | | | |быстрые | | | | |изменения | | | | |(зависит от | | | | |величины фирмы) | | | | |малая фирма - | | | | |большая степень | | |Роли |медленно |малая степень |большая степень | | |мобилизует свои |(каналы |интеграции | | |ресурсы |коммуникации | | | | |перегружены) | | |Проблемы |медленные |большая степень |интегрированная | |(Задачи) |решения, |и гибкое |структура | | |продуманная |использование |затрудняет | | |реакция |ресурсов |координацию | |Личности |много времени на|распределение |действия зависят| | |осознание угрозы|ресурсов зависит|от | | | |от |индивидуальных | | | |индивидуальных |запросов | | | |запросов | |
|Культура |Слабые стороны |Сильные стороны | |Власти |неспособна эффективно |хорошо развиты | | |принимать вызов из |командные звенья, | | |внешней среды |хорошая сортировка | | | |информации позволяет | | | |быстро выйти из | | | |трудной ситуации | |Роли |правила и |стабильность ситуации | | |регламентации мешают |не способствует | | |гибкому реагированию |появлению у власти | | |на изменения внешней |диктатора | | |среды | | |Задачи (сделки) |опасность сокращения и|быстрое реагирование | | |искажения информации |на все изменения извне| |Личности |долго не замечают |обладает потенциалом | | |опасности извне из-за |на быстрое | | |комфортности орг. |реагирование извне |
Факторы, влияющие на формирование структуры организации. 1) Задачи, решаемые на предприятии. 2) Применяемые технологии. 3) Кадровый потенциал и персонал. 4) Организация отделов. 5) Нормы управляемости. 6) Централизация и децентрализация.
Альтернативный выбор структуры организации.
Высокая интеграция
Бюрократия Проект
Низкий контроль контроль Высокий контроль
Сила Люди
Низкая интеграция
Взаимосвязь стратегии предприятия и организационной культуры.
Чтобы стратегия вписалась в предприятие, необходимо:
1-й этап 1. исследовать эл-ты стратегии на совместимость с культурой, которая существует на данном предприятии; 2. определить величину риска в каждом отдельном случае, связанным с культурой;
2-й этап 1. определить важность каждого шага при реализации данной стратегии; 2. увязать отдельные шаги существующей культуры;
3-й этап- необходимо оценить каждый шаг 1. какие действия должны вызывать у причастных к этим изменениям соответствующие шаги; 2. в какой степени изменения повлияют на основные задачи руководства; 3. как это повлияет на внутреннюю структуру отношений; 4. какие специфические желания и запросы клиентов должны быть удовлетворены; 5. какие преимущества это нам даст в условиях на рынке (изменения); 6. как повлияет эти нововведения на величину затрат; 7. как изменения повлияют на отрасль, правительство, потенциальных сотрудников;
4-й этап - оценка совместимости культуры и стратегии 1. в каком объеме изменяются ключевые задачи и имеющиеся стабильные контакты и отношения; 2. какова степень приспособляемости культуры к новой стратегии; 3. в какой степени само руководство готово произвести эти изменения. В зависимости от того, как принимаются решения в организации, как сотрудники относятся к себе и к руководителю, как относятся руководители к сотрудникам и их взаимоотношения между собой, можно оценить слабость и силу вида культуры.
Лекция 10.
Психология общения.
1. Взаимодействие человека и организации. 2. Основные задачи психологического направления менеджера. 3. Этапы развития психологии; 4. Структура основных разделов психологии.
Человек, приходя в организацию, вступает с ней во взаимодействие. Он хочет получить ответ на следующие вопросы:
1. Что, 2. Когда 3. и в каком объеме он должен выполнять работу;
4. В каких условиях....
5. С кем и сколько времени....
6. Что он получает за свою работу от организации;
7. Чем он жертвует для интересов организации.
Задача менеджера заключается в том, чтобы направлять работников на развитие организации.
Что влияет на поведение человека:
- характеристики личности человека;
- характеристики организационного окружения человека.
Модель включения человека в организацию:
Организационное Стимулирующее Человек Реакция человека на
окружение воздействие стимулирующее возд- е
Поведение человека Результат работы
Обратная связь
В этой модели человек представляется как социальным, так и биологическим существом.
Основные характеристики личности человека:
Социальные:
1. Потребности человека
2. Опыт
3. Знания
4. Навыки
5. Моральные ценности
Реакция на стимулирующее воздействие
Восприятие Оценка Соответствующие действия
- мышление
- мимика
- жесты
- возгласы
Результат работы
Что человек добился Что для организации для себя
Два вида организационного окружения
|Независимо от его воли и желания |Личное окружение | |(макро) | | | | | |1. + Рабочее место и условия труда | | |2. + Производственный профиль | | |3. + Положение фирмы в отрасли | | |(статус) | | |4. Положение на рынке | | |5. Философия организации, нормы | | |общения | | |6. Правила поведения | | |7. + Система оплаты | | |8. Внутренний распорядок | | |9. + Стиль руководства | | |10. Организационная структура | | |11. Размер организации | | | | | |Часть оказывает положительное, а | | |часть - отрицательное воздействие | | |(+ - это стимулирующее воздействие)| |
В каждой конкретной ситуации при взаимодействии человека с организацией возникают свои проблемы, свои причины и свои решения этих проблем. Для того, чтобы решить эти проблемы, руководители организации или менеджер должны обладать психологическими знаниями.
Главные задачи психологии менеджмента:
1. Эффективный подбор кандидата на должность менеджера.
2. Адекватная и объективная оценка их деятельности.
3. Знание психологических методов.
Этапы развития психологии.
1-й этап развития психологии: первобытнообщинный строй. Люди начали задумываться о том, что существует некое духовное начало, которое управляет их деятельностью. Сны, агрессия, непонимание друг друга, любовь - было непонятно. Они создали Бога.
2-й этап: античный период. Аристотель - существует душа, которая взаимодействует с телом, она контролирует мысли и чувства человека, она опирается на прошлый опыт человека. Круг - символ гармонии совершенства.
|Физическая и химическая | взаимодействие души и тела | |составляющие человека (символ | | |здорового тела) | |
3-й этап: средневековье. Философы не продвинулись ни на шаг в развитии психологии. Лишь в 17 в. благодаря Декарту рождаются основы современной психологии. В основе теории Декарта лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением человека. Но за действия человека ответственна душа.
4-й этап: 18-й век - отделение психологии в самостоятельную науку. Юм, Лонг, Кондильяк. Изучение души заменяется на изучение сознания.
5-й этап: конец 19-го века - зарождение научной психологии. 2 школы: структуралисты (пытались представить, описать сознание с точки зрения структуры) и фундаменталисты (пытались описать с позиции выполняемых функций).
6-й этап, начало 20-го века (до 30-х гг.):
- бихевиористический подход, поведение индивидуума определяется внешней средой в данной ситуации.
- биологический подход, изучали различие форм поведения в зависимости от функционирования нервной и гормональной систем. Представители этого подхода - социобиологи - исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить при этом его развитие, как реализацию заложенной в него от рождения определенной программы.
- когнитивный подход - упор на формирующиеся в мозгу человека знания и умения. Попытка выяснить или объяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации.
7-й этап (30-е гг.): психоаналитический подход Фрейда. Пытался объяснить поведение человека прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание. Структуру подсознания можно представить в виде:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8