ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Лекция 1.
1. Понятие этики. 2. Структура этики 3. Развитие этики предпринимательской 4. Роль этитки в бизнесе. 5. Определение этики бизнеса. 6. Аспекты этики бизнеса. 7. Особенности развития этики в России
Этика - наука о морали, ее сущности, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни.
Этика
Общечеловеческая этика Профессиональная этика
Юридическая деятельность Медицина
Научные исследования Предпринимательство
Этика предпринимательства. 1. Аристотель Если вкладывать труд в производство, получать с этого прибыль, это этично. Если даете деньги в долг под %-ты, то это неэтично. 2. Фома Аквинский Рассуждения о справедливости цены товара. Все предприниматели должны следовать общечеловеческой этике. 3. Макс Вебер для дела
Вернер Зомберт
Карл Маркс в деле 4. 1952 год Семинар “Этика на государственной службе” 5. 1989 год Конференция “Этика в правительстве” 6. 1992 год Конференция г. Москва (международная) “Этика бизнеса”
Этика бизнеса: 1) Административная ответственность 2) Этические аспекты принятия управленческих решений 3) Этика и логирование 4) Вопросы обучения этике 5) Конфликт ценностей в организации
Требования к менеджеру в условиях переходного периода |Дефицитная экономика |Переходный период | |1) Профессионализм |1) Профессионализм | |2) Выполнить план |2) Менеджер должен учитывать | | |изменения в политической, | | |правовой, технологич., | | |демографич., информационной и | | |экологической сферах | |3) Умение хорошо отличаться |3) Внутренняя самостоятельность и | | |умение рисковать | | |4) Должен уметь аккумулировать | | |информацию | | |5) Культивировать плюрализм мнений| | |6) Умение создавать рабочие | | |коллективы |
Основные причины, которые привели наше общество к стагнации: 1) Политическая и социальная нестабильность общества, связанная с проведением 3-ех реформ:
- политическая
- экономическая
- социальная 2) Отсутствие устойчивой привычки к нравственному самоконтролю и самоограничению 3) Господство в обществе старого стиля мышления
Характеристика: а) Оперирование парными категориями полярного мышления. В сфере бизнеса это приводит к конфликтам во время переговоров и соответственно к их разрыву. б) Склонность к поиску простых, одномерных решений в) Высшая ценность - это власть, а не человек.
Цель дисциплины этики бизнеса: 1) Преодолеть стереотипы мышления 2) Выработать умение руководить людьми с учетом нравственных категорий. 3) Получать и использовать эффективную, психологическую информацию. 4) Извлекать из негативного опыта позитивные выводы 5) Уметь заниматься самоанализом и объективной самооценкой
Этика бизнеса связана со следующими дисциплинами:
Маркетинг Философия Социология
Этика бизнеса
Культурология Психология Политология
Шесть источников этики бизнеса: 1) Наследственность (эволюционные силы естественного отбора оказывают влияние на развитие таких черт, как альтруизм и кооперация, которые лежат в основе этической системы). 2) Религия (эта основа формирует этику бизнеса) 3) Философская система (Эпикурейцы: добродетель - удовольствие от деятельности; стоики и пуритане: трудолюбие и экономичность) 4) Культурный опыт (правила, обычаи, передавания из поколения в поколение) 5) Правовая система (закон дает представление об этическом курсе жизни, но не выражает всех этических предпочтений общества) 6) Нормы поведения:
- определенные нормы поведения на фирме
- оперативная политика компании
- этические кодексы компании
Вывод: Этика бизнеса - это процесс, в ходе которого предприниматель, государственный служащий или менеджер определяет этические стандарты в отношении возникающих в организации проблем, самостоятельно анализирует эти стандарты и несет личную, профессиональную ответственность за принятые решения. В этом определении можно выделить 2 момента: 1) Содержание этических стандартов 2) Процесс, позволяющий их воспроизводить.
Лекция 2.
Этика предпринимательства включает 4 компонента: 1) Ценности: убеждения, мнения, отношения людей, общества в целом к таким понятиям, как свобода, справедливость, честность, лояльность, нейтральность и ответственность, терпимость. 2) Стандарты и нормы: принципы, определяющие действия людей, и служащие для руководства и контроля за их поведением (законы, кодексы). 3) Внешняя среда: условия, в которых протекает деятельность людей: политические, социальные, культурные и т.д. 4) Поведение людей: формы деятельности людей, ориентированные на ценности данного общества в рамках определенных стандартов и норм.
Этика отвечает на следующие вопросы: 1) Что есть добро и зло. 2) Что неправильно и что правильно в поведении людей в сфере бизнеса. 3) Каковы их мотивы и условия их этического поведения. 4) Что нужно делать для формирования нравственных принципов.
Чтобы поведение в сфере бизнеса отвечало определенным нормам и стандартам, необходимо три компонента: 1) Внутренний контроль (моральные принципы и сознание самого человека). 2) Внешний контроль (законы этики, этические кодексы, этические принципы) 3) Механизм решения этических дилемм. Этическое обучение.
Для решения этого механизма в США разработали 4 модели решения этических дилемм: 1) Личность и ситуация. В этой модели 2 группы переменных. 1-ая группа включает: самоконтроль, степень зависимости; 2-ая группа - ситуационные: способности к самосовершенствованию, организационная культура. 2) Индивидуальная и внешняя среда. Этическое поведение как производная от индивидуальных качеств человека. Внешняя Среда охватывает правовую, социальную, профессиональные стороны человека. 3) Модель 4-х компонентов. В основу этой модели положен психологический процесс формирования этического поведения, который состоит из четырех этапов:
1. Этическое восприятие, интерпретация ситуации отдельным человеком;
2. Этическое суждение о данной ситуации;
3. Выбор моральных ценностей;
4. Реализация моральных норм. 4) Общая модель. В этой модели объединены все основные элементы предыдущих моделей: внешняя Среда, индивидуальные характеристики человека, особенности процесса принятия решения.
Внешняя среда:
- система поощрений и наказаний;
- взаимоотношения в коллективе;
- роль и стиль руководства и отношения к руководству.
Ключ к принятию этических решений: 1) Что говорит закон? 2) Каковы философские основы, культурные факторы, связанные с данным этическим вопросом? 3) Профессиональный опыт и знания помогают ли понять и решить этическую проблему? 4) Является ли организация частью этической проблемы? 5) Что необходимо знать о себе для адекватного решения этической дилеммы?
Решение этических дилемм
Нахождение моральной точки зрения (определение специфических прав и обязанностей всех участников моральной дилеммы). Насколько моральна точка зрения зависит от того, насколько широко сумели охватить всех участвующих сторон, которые претендуют, чтобы их права и обязанности были приняты во внимание.
Общие для всех принципы. Основание - философские принципы социальной ответственности: а) утилитаризм: максимум благ для большинства людей (интересы для всех участвующих сторон); б) соблюдение прав человека: защита чести и достоинства каждого человека; в) справедливость - обеспечение равных прав при распределении ответственности и благ.
Алгоритм решения этических дилемм 1. построение матрицы интересов и прав |ИНТЕРЕСЫ |ПРАВА | | |ПОЗИТИВНЫЕ |НЕГАТИВНЫЕ | | | | |
2. построение матрицы конфликтующих требований |ИНТЕРЕСЫ |ПОЗИТИВНЫЕ |НЕГАТИВНЫЕ | | | | |
3. установить объем и границы ответственности при решении дилеммы 4. принятие моральной точки зрения 5. определить общую структуру моральных аргументов сторон 6. оценить требования каждой конфликтующей стороны 7. найти баланс между требованиями (равенство) 8. определить общий принцип для данного случая 9. если принцип подходит - идти к п.13, если нет, идем дальше 10. провести вариации условий данного случая с подобными 11. определить возможные границы справедливости правил в данных обстоятельствах 12. формирование четкой позиции для конфликтной ситуации 13. проблема решена
Сущность этики.
Как дисциплина этика представляет собой нормативную науку. В ней упор делается не на то, что представляет ситуация, а на то, как она возникла, что следует делать, а что нет.
Этика бизнеса касается норм и ценностей определенной важности, т.е. тех, которые люди не могут легко игнорировать.
Соотношение общечеловеческой этики и этики бизнеса.
4 основных этических категории: доверие, честность, кач-во труда и совесть. Основная этическая категория в бизнесе, которая связана с деньгами - доверие. Там, где доверие к деньгам отсутствует, сущ. особый вид сделки - бартерная сделка (двойное совпадение потребностей) Такой вид сделок относится к экономике дефицита. 2-я функция денег - учетная, связана с доверием (в нашей экономике отсутствует) Сущ. 2 подхода на вопрос о существовании этики в бизнесе: 1. Этический релятивизм; 2. Универсальные этические нормы.
Сущность 1-го подхода: - люди, придерживающиеся этого подхода, считают, что для любой референтной (особой) группы требуются свои этические нормы, т.е. обычные нормы морали с бизнесом несовместимы и требуется разработка своих специфических норм. 2-я группа (подход) и большинство людей считают, что в бизнесе этика должна основываться на всеобщих моральных нормах, но эти нормы должны конкретизироваться с учетом социальной роли бизнеса.
Особенности развития этики бизнеса в России.
Любое развитие страны влияет на все институты страны, в т.ч. на предпринимательство. Наша этика развивается под воздействием 2-х культур. Культура - система ценностей, установок, правил, шаблонов, ритуалов поведения.
|Культура | |Культура теневой | |административно-команд| |экономики | |ной системы | | | |Ї | |Ї | |Жесткая этика | |Этика двойной морали | |Ї | |Ї | |Наша деловая этика экономики переходного периода | |Ї Ї Ї | |3 группы предпринимателей |
30-е гг. - лагерная экономика - служение системе, рабский труд (бесплатный), церковь была отделена от государства, религия запрещена. Рынок существовал, потенциально существовала рыночная экономика, были предпосылки к теневой экономике.
50-60-е гг. - механизм власти был ослаблен (оттепель), жесткий деспотизм перестал существовать. Возникла этика двойной морали. Светлого будущего нет, религии нет.
3 группы предпринимателей. 1. Пришли из партийной номенклатуры. Деловая хватка, цепкость, знание промышленности, их основные черты. Также широкая сеть неформальных связей. Отмывают партийные деньги. 2. Пришли из теневой экономики. Отмывают деньги черного бизнеса. Бывшие работники хозяйства. Их черты: жестокость, деловая хватка, предпринимательство. 3. Инженеры, учителя, врачи, которые не нашли себя в своей профессии или из- за обстоятельств.
Был проведен анализ этих 3-х групп, где использовался метод Виктора Франка. Суть: человек строит свою жизнь на мотивациях. Смысл учения - стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни. Четырехугольник, где в каждый сегмент попали по психологическому состоянию эти 3 группы предпринимателей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8