Рефераты. Этика и психология управления p> осуществление желаний

IV I неудача успех

III II отчаяние

I - Предпринимательская, рыночная элита. Они имеют четкую цель и смысл жизни. Их цель - захват эк. власти, а затем и политической. Сюда попали представители 1-й группы и часть 2-й;
II - Представители 1-й группы и 2-я группа. Они потеряли смысл жизни, новый не нашли. Попали в бизнес по необходимости, сориентировались и через своих людей ушли в бизнес. Бизнес для них не является целью жизни. Пытаются изменить ситуацию. Часть из них могут уйти в I-й, а часть в III-й сегмент.
(30%)
III - Зона фрустрации - псих. расстройства. Люди с расстроенной психикой, потерявшие смысл жизни и надежду на будущее. Часть бывшей номенклатуры, обычные люди, пришедшие в бизнес и потерпевшие неудачу, часть ученых, писателей. (3-я группа). Эти люди видят себя богатыми, преуспевающими, имеющими власть. Реально у них отчаяние, неудачи, банкротство. Как следствие, злость, алчность, ненависть. Эта группа людей опасна для общества. Их характеризует апатия. (5%)
IV - Самые стойкие. Люди из 3-й группы. Считаются основой и надеждой нашего нового бизнеса. Добиваются чего-то путем получения 2-го образования. Учатся на своих ошибках. Самооценка близка к нормальной.

Лекция 3.

Психология предпринимателей и их отношение к бизнесу.

Главным принципом отличия людей друг от друга является принцип соц. направленности действий и степень социальной ответственности. Все многообразие людей можно разделить на 2 типа: акулы и дельфины.

Этическая направленность
Все для себя Все для других.
Между ними рыбы и раки.

Нарисуем четырехугольник, где по вертикали будет социальная ориентация, а по горизонтали - жизненный потенциал.

Рыба Дельфин

Рак Акула

Положительная соц. ориентация и максимальный жизненный потенциал - дельфины.

Максимальный жизненный потенциал и положительная ориентация рыбы.

Средний жизненный потенциал и положительная ориентация - рыбы.

Низкий жизненный потенциал и отрицательная ориентация - раки.

|Акулы |Дельфины |
|1) Отношение к людям |
|Люди злые, глупые, лживые, |Люди достойны уважения, человек |
|ленивые; они - объекты, которых |многогранен; добром можно добиться|
|нужно использовать, поэтому |больше, чем злом; искренность и |
|полезно владеть техникой |доверие в деловых отношениях |
|управления людьми, а конкурентов | |
|нужно устранять, все средства | |
|хороши | |
|2) Отношение к обществу |
|Общество - скопище людей, |Общество - это средство |
|устанавливающих законы; одни |согласования интересов; закон, |
|законы мне выгодны, другие вредны,|если он не справедлив, нужно |
|вредные нужно обойти. |менять |
|3) Отношение к себе |
|Я - лучше всех; если я беден, то в|Я неплохой человек; я беден, но |
|этом виноваты законы и общество; |только потому, что неправильно |
|тактика: все дураки, я один умный |выбрал сферу деятельности |
|4) Отношение к миру |
|Мир враждебен, холоден и опасен, |Мир чудесен, он не ограничен |
|реальны лишь материальные |только материальными ценностями, |
|ценности; после нас хоть потоп |природе мы обязаны жизнью, ее |
| |нужно беречь |
|5) Отношение к духовным ценностям |
|Законы бога и законы людей разные |Существует совесть и сострадание; |
|вещи, но верить в бога сегодня |помогают другим и помогают себе. |
|выгодно, а следовательно выгодно | |
|жертвовать на благотворительные | |
|цели | |
|6) Отношение к делу |
|Мое дело - основа и источник моей |Мое дело - средство реализовать |
|власти, средство защиты от людей и|мои способности и идеи |
|общества | |
|7) Отношение к риску |
|Определяется отношением между |Расчетом между прибыль и |
|прибылью и потенциальной |опасностью делу и другим людям |
|опасностью для себя | |
|8) Цель жизни |
|Я живу для себя, жизнь одна и |Сделать жизнь лучше свою и другим |
|прожить ее надо дольше и лучше | |

Типы менеджеров и их отношение к этическим принципам.

В своей работе “Игрок” Майк Маккати выделил 4 типа менеджеров:

1) Мастер - этот человек внутренне удовлетворен своей работой и своим стилем жизни, но он не способен принять на себя роль лидера.

2) Дикарь - главная цель - власть, он агрессивен, проявляет себя эффективным лидером, избегает работ в группе, стремится в организации разъединить людей, как следствие его управления враждебность в организации, это приводит к ее ослаблению.

3) Человек - компания - он отождествляет себя с самой компанией, ненадежная личность.

4) Игрок - стремится оказывать влияние на любое изменение, любит рисковать, проекты, работу людей он воспринимает как игру, он работоспособен и честен.

Дикарь и человек-компания представляют угрозу для этической интеграции. Дикарь жаден и стремится к власти. Человек-компания опасается предварения в жизнь своих личных принципов перед лицом организации. Игрок тоже создает угрозу. Цель - выиграть, а как - это не важно, для этики самый опасный. Мастер - это не менеджер, не берем его во внимание.

Рассмотрим понятия:
- рыночная экономика;
- единое политическое и правовое пространство;
- личная свобода;
- эффективный рынок.
Религия формирует мораль, моральные нормы.

РЫНОК

ПРАВОВЫЕ

ИНСТИТУТЫ

ОБЩЕСТВА

ЭТИЧЕСКИЕ И

НРАВСТВЕННЫЕ

НОРМЫ

РЕЛИГИЯ

ЧЕЛОВЕК

На базе единых моральных норм каждая страна формирует свои законы.

|название |религия |этика |право |свобода |уровень |потенциал|
|страны | | | |личности |эк. | |
| | | | | |развития |развития |
| | | | | | |стр |
|США |4 |4 |5 |5 |5 |5 |
|Зап. |3 |4 |5 |4 |4 |4 |
|Европа | | | | | | |
|Вос. |3 |2 |3 |3 |3 |3 |
|Европа | | | | | | |
|Япония |2 |5 |4 |4 |5 |3 |
|Новые |4 |4 |3 |3 |4 |4 |
|инду- | | | | | | |
|стриальны| | | | | | |
|е | | | | | | |
|Стр. 3 |5 |2 |2 |2 |2 |2 |
|мира | | | | | | |
|Россия |2 |2 |3 |2 |2 |2 |
|Китай |2 |4 |3 |1 |3 |4 |


(Этика Конфуция в Японии ограничивает свободу личности, Японское чудо - следствие высокой этики и свободы личности)

Сравним 2 системы капитализма и социализма.
|Критерии |Социализм |Капитализм |
|Индивидуализм |плохо |хорошо |
|Кооперация |хорошо |средняя |
|Взгляд на человека |оптимистический |пессимистический |
|Равенство |хорошо |плохо |
|Разумный риск |плохо |хорошо |

Соц.: человека можно подкорректировать. Кап.: человека берут как индивидуалиста
Результаты по отношению к системе социализма:
Капитализм, основанный на индивидуальном интересе, справился с задачей удовлетворения потребностей отдельного индивида.
В этом случае экономическая система соединяет в себе индивидуализм и кооперацию. В основе - чувство самосохранения.
На Западе считается, что абсолютного равенства быть не может, Социализм: все люди равны.

Лекция 4.

Практика этического анализа в бизнесе.

Классические теории при решении моральных дилемм

1. Контрактная теория ответственности.

Производитель и потребитель вступают постоянно между собой в контрактные отношения (явные ли неявные), согласно которому покупатель должен оплатить сразу и полностью свой товар.

Продавец (производитель) гарантирует покупателю качество товара, всю информацию о товаре (как позитивную, так и негативную), гарантирует не злоупотреблять доверием своего покупателя и при всем этом у покупателя остается полная свобода выбора. Продавец не обязан давить на покупателя.
Если эти условия выполнены, то моральные обязательства в контракте считаются выполненными. Как только сделка свершилась, считается, что все товары переходят покупателю, и продавец за товар больше не отвечает. Эта теория имеет трудности, т.к. потребитель и производитель явно не встречаются.

2. Теория должной заботы.

Вступает в действие, как только сделка совершилась. Эта теория говорит, что продавец должен предпринять любые шаги, чтобы предотвратить любой вредный эффект от товара. Возникает версия, что за все платит производитель. Производитель остается ответственным перед покупателем за вредный эффект, даже если он вызван глупостью и т.д.

3. Теория социальной стоимости.

Производитель должен учитывать при производстве своего товара все затраты, связанные с разработкой, производством, сбытом, а также он должен учитывать и те последствия, которые могут быть связаны с небрежностью покупателя.

Возникает вопрос: согласится ли производитель производить такой товар, а покупатель - его покупать?

Если продавец будет учитывать все стоимости в своем товаре, то здесь нарушается принцип справедливости.

Эти теории носят общий характер и могут быть использованы при решении дилемм, в основе которых - общефилософские принципы.

В частных случаях необходимо учитывать специфику каждого случая.

Как решать моральные дилеммы в других странах?
Различия в стандартах разных стран:
1. безопасные условия труда (в одних странах - высокие, в других - низкие)
2. уровень зарплаты
3. регулирование в области окружающей среды
4. требования к фармацевтике и фармакологии
5. культурные традиции
6. законы рынка труда

Алгоритм Томаса Дональдсона

(как вести себя в странах с расхожими стандартами)

|Низкие моральные | | |
|стандарты |ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ |ѕѕѕѕѕѕѕѕѕ |
|связаны с уровнем ее | |Ї Ї|
|эк. развит. | | |
|Ї да | | |
| |возможно |предполага|
|Практика морально не допустима |де- |ет |
|Ї Ї|лать |ли такая |
| |бизнес не |прак- |
| |придержива|тика |
| |- |наруше- |
|местные жители считают|местные жители считают|ясь |ние |
|прак- |прак- |стандартов|фундамен- |
|тику допустимой |тику не допустимой | |тальных |
|Ї |Ї |не |чел. |
| | |применяе- |прав |
| | |мых в | |
| | |данной | |
|практика допустима |практика не допустима |стране.(бл| |
| | |ок 7) |(блок 8) |

Если оба ответа “нет” то делать бизнес нельзя, но морально допуст.

Если хоть один ответ “да”, то делать бизнес нельзя

Теория жесткой этики

Американский экономист Милтон Фридман и его последователи Айн Ренд и Джек Хиршлейфер

Разработали теорию, согласно которой в бизнесе оправданы любые действия, если они не противоречат закону. Предприниматели вправе игнорировать любой негативный эффект, который их деятельность может принести служащим и потребителям, акционерам.
Единственным ограничением в их деятельности могут быть юридические законы или законы рынка.
Соображения честности, морали и справедливости не должны влиять на их бизнес.
Они считали, что следуя этим правилам они принесут большую пользу, чем если бы они следовали нормам морали.
Эта концепция имеет как своих поклонников, так и противников. Противники в основном выступают по 7-ми основным тезисам:
|Тезисы сторонников этой теории |Критика основных тезисов |
|1. Законы - это |1. Не все моральные нормы являются|
|институционализированное выражание|предметом законодательного |
|моральных норм. Следовательно, |регулирования |
|соблюдая законы, предприниматель | |
|не нарушает моральных норм и | |
|принципов | |
|2. Законы, за соблюдением которых |2. Никто еще не доказал, что |
|специально следят официальные лица|законы действуют на людей сильнее,|
|оказывают более эффективное |чем мораль. Можно привести много |
|влияние на бизнес, чем мораль |примеров, когда люди нарушают |
| |законы, но не могут преступить |
| |нормы морали |
|3. Нормы морали многозначны и |3. Законы тоже допускают |
|зависят от разных факторов, и в |многозначные трактовки, поэтому |
|жизни они понимаются по-разному. |точное следование закону не |
|Представление об этичности |гарантирует этически безупречное |
|конкретного решения зависит от |решение проблемы |
|эмоций, личного интереса, опыта, | |
|группового давления. В бизнесе | |
|нельзя полагаться на столь зыбкие | |
|вещи. Ему необходим порядок и | |
|закон | |
|4. Моральные нормы сильнее |4. Число ситуаций, в которых |
|ограничивают свободу, чем |моральные нормы сильнее |
|юридические законы и могут |ограничивают свободу бизнеса в |
|наложить также ограничения на |целом меньше, чем число обратных |
|предпринимательство |им ситуаций. Кроме того, где |
| |моральные нормы сильнее |
| |ограничивают свободу, чем законы, |
| |моральный кодекс выступает в |
| |кач-ве неписаного законодательного|
| |кодекса |
|5. Существует сложная структура |5. Из сложной взаимосвязи бизнеса |
|взаимоотношений бизнеса и |и правительства не следует, сто к |
|правительства через: |бизнесу можно (нужно) применять |
|- налоговую систему |только законодательные меры |
|- контролирующие организации |(санкции); некоторые законы, |
|- общественные корпорации |регулирующие отношения бизнеса и |
|- правительственные контракты |правительства, сомнительны с |
|Правительство регулирует бизнес и |моральной точки зрения (законы о |
|наоборот через лоббирование, |налогообложении, позволяющие |
|финансирование выборных компаний, |скрывать налоги).Возникают |
|участие в гос. экон. советах |сомнения о том, насколько |
|бизнес воздействует на |внимательно следит правительство |
|правительство. Многие считают, что|за выполнением закона, не |
|в этой системе ф-ция правительства|оказывает ли бизнес давление на |
|- содействовать развитию бизнеса, |правительство. Одних юридических |
|а единственная моральная санкция в|законов для бизнеса недостаточно. |
|бизнесе - это законодательная | |
|санкция | |
|6. Если вести бизнес, |6. Уязвимость в конкурентной |
|руководствуясь этическими |борьбе - понятие относительное. |
|соображениями, то можно оказаться |Цель бизнеса - извлечение прибыли.|
|уязвимым в конкурентной борьбе. |С моральной точки зрения здесь нет|
| |ничего плохого. Проблемы могут |
| |возникнуть из-за средств и |
| |последствий этого удовлетворения, |
| |т.е. если бизнес принесет вред |
| |другим. |
|7. Основные конструкции этой |7. Реальная эк. жизнь- это не |
|теории основываются на постулате |свободный рынок. Его свобода |
|функционирования |ограничена монополиями, |
|предпринимательства в условиях |совместными фирмами, формами |
|свободного рынка |собственности, регулирующей |
| |деятельностью гос-ва. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.