Рефераты. Анализ состояния инновационного развития

­Уникальность (выгоды от приобретения нового товара или услуги должны восприниматься как уникальные и отличные от существующих):

­Устойчивость (новый продукт не должен легко воспроизводиться конкурентами, иначе не будет четких перспектив завоевания рынка). К эффективным средствам обеспечения устойчивости относятся патентование новаций, быстрое продвижение новации на рынок, известная торговая марка поставщика.

Многие компании часто предлагают на рынок новые товары, которые не отвечают некоторым из этих критериев и терпят неудачу. Так, например, если решающий голос в принятии решения имеет изобретатель, который озабочен лишь технической или технологической новизной изделия и мало интересуется маркетингом, то, хотя техническая новизна может быть уникальной, успех на рынке в этом случае проблематичен. Фактически большинство инноваций не являются радикальными с точки зрения технологии, но они эффективно решают насущные проблемы потребителей.

Практика бизнеса постоянно заставляет каждую компанию вводить различные новшества и рационализировать производство, так как постоянно изменяется внешняя среда, устаревают выпускаемые продукты, поэтому значение инноваций все время растет.

Каждый товар имеет свой жизненный цикл (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад). Смена технологий, жесткая конкуренция на рынке, изменения вкусов и предпочтений потребителей приводят к сокращению жизненного цикла товара. И если компания неспособна постоянно модернизировать производство, то она вынуждена будет уступить место на рынке более напористой организации, залог успеха которой — инновации. Ситуация может складываться так, что хотя компания постоянно модернизирует выпускаемые товары, но рынки, где она работает, могут войти в стадию спада, и компания, если она стремится к развитию, вынуждена будет искать новые рынки сбыта, а для этого непрерывно разрабатывать инновационные продукты.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ). Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Инновационный менеджмент одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. В условиях рынка как система экономических отношений купли - продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.

Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Он связан с созданием и распространением инноваций. Инновационный процесс наиболее ярко характеризуется этапами его организации в соответствии с основными стадиями цикла работ "исследования — разработки — производство". Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет распространение освоенной инновации в новых условиях.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Научно-технические разработки и изобретения являются частью инновационного процесса и обладающие следующими свойствами: обладают новизной; удовлетворяют рыночному спросу. Инновационный процесс невозможен без осуществления инновационной деятельности на предприятиях.

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок и их коммерциализацию, то есть эффективную реализацию на внутреннем и внешнем рынках. Инновационная деятельность состоит из целого комплекса научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые формируют инновацию. В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (НТД), которая состоит из создания, распространения и применения новых знаний.

Концепция НТД разработана ЮНЕСКО и состоит из научных исследований и разработок, научно-технического образования и подготовки кадров, научно-технических услуг. Научные исследования и разработки подразделяют на; научно-техническое направление — крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению важной задачи развития отрасли науки и техники.


1.2 Классификация видов инноваций

Менеджер должен уметь отличать инновации от несущественных изменений в продуктах или технологиях. В "Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности . Можно сделать вывод, что основное содержание инновации составляют изменения, а инновационная деятельность есть функция изменений. По определению Й. Шумпетера изменения представляют собой:

• использование новой техники или технологических процессов, а так же рыночного обеспечения реализации продукции;

• внедрение на рынок продуктов с новыми свойствами;

• использование нового сырья;

• изменения в организации производства и материально-технического обеспечения;

• новые рынки сбыта

Инновации классифицируются по степени новизны. В обзоре одной из крупных консультационных компаний США показано, что 90% новых товаров это "хорошо забытое старое". Большинство новинок модификации уже выпускаемых компанией товаров. Но нельзя рассматривать это как недостаток.

Продукты совершенствуются, специализация компаний расширяется, укрепляется хорошо зарекомендовавшая себя торговая марка, и все это позволяет компании поддерживать на высоком уровне объемы продаж и рентабельность товара. Из оставшихся 10% инноваций, только 2% по настоящему новые продукты.

Оставшиеся 8% можно разделить на новые старые товары, новые рынки и новые способы ведения коммерческой деятельности:

• Новые старые товары — это новые способы применения знакомых потребителю продуктов.

• Новые рынки — это новые группы потребителей товара.

• Новые способы ведения коммерческой деятельности — это новые каналы распределения и новые способы обслуживания потребителей. Огромные инновационные возможности заложены в использовании информационных технологий.

По классификации Ч. Фримена технологические инновации могут быть классифицированы на инновации-продукты и инновации-процесс;

Продуктовые инновации — это внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Инновационная продукция — вновь внедренные или усовершенствованные изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах. Процессные инновации — это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции или организация производства. Причем для выпуска такой продукции имеющееся оборудование или методы производства непригодны. В США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 — к продуктовым; в Японии — наоборот.

Процессные инновации включают в себя разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей. Известный западногерманский экономист Г. Менш подразделяет инновации на базовые, улучшающие и псевдоинновации. К базовым относятся инновации, реализация которых приводит к появлению новых отраслей промышленности или новых рынков сбыта. Далее, по мере совершенствования, базовые инновации превращаются в улучшающие. Когда же инновационный потенциал исчерпывается, то появляющиеся на основе данной технологии инновации относятся к классу псевдоинноваций (рационализирующие инновации).

Компании добиваются конкурентных преимуществ с помощью инноваций. Они осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации проявляются в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников.

В своем большинстве инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. При этом необходимо вкладывать капитал в повышение квалификации и получение знаний, в физические активы и повышение репутации торговой марки. Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке или, же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания. Если конкуренты реагируют медленно, то инновации могут создать устойчивые конкурентные преимущества.

Например, в автомобилестроении и бытовой электронике, японские компании добились конкурентных преимуществ за счет особого внимания к моделям, имеющим меньшие размеры, потребляющим меньше энергии, то есть с параметрами, которыми пренебрегали их иностранные конкуренты, считая их менее выгодными, имеющими меньшее значение и менее привлекательными. После того как компания благодаря нововведениям достигает конкурентных преимуществ, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений. Надо помнить, что любое достижение можно повторить или скопировать.

Например, корейские компании догнали своих японских конкурентов в массовом производстве стандартных цветных телевизоров и видеомагнитофонов, а бразильские компании, производящие особые виды кожаной обуви, разработали технологические процессы и дизайн, сравнимые с конкурентоспособными итальянскими фирмами. Если компания прекратит совершенствование продукции и внедрение инноваций, ее сразу же и обязательно обойдут конкуренты. Иногда такие исходные преимущества, как взаимосвязь с потребителем, экономия на масштабах производства в существующих технологиях или надежность каналов сбыта, оказываются достаточными для того, чтобы позволить компании удерживать свои позиции в течение лет или даже десятилетий. Однако рано или поздно более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций, либо создадут лучшие или же более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса. В настоящее время наибольшее распространение при анализе инноваций получили четыре классификации, использующие следующие системообразующие характеристики:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.