Рефераты. Разработка основных рекомендаций по развитию сферы рекреационных услуг в Нижнекамском муниципальном районе

В зависимости от средства и места путешествия туризм подразделяется на пешеходный, водный, автомобильный, лыжный, велосипедный, мотоциклетный, горнолыжный (разновидность горного), горный, спелеотуризм, альпинизм, скалолазание, а также авиа - и автобусные туры и морские круизы. Кроме этого, различают туризм внутренний и международный, организованный и неорганизованный (самодеятельный) [25, с. 19]. К категории активного отдыха следует, видимо, отнести и работу населения на садово-дачных участках, которая сочетается со сбором грибов и ягод на примыкающих к дачным массивам лесных угодьях, а также с купанием, рыбной ловлей в расположенных поблизости водоемах.

Однако удовлетворение рекреационных потребностей возможно и в пределах того населенного пункта, в котором человек живет и работает. В этом случае могут быть использованы возможности таких учреждений, как дома культуры, музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, цирки, выставки, спортивные сооружения (бассейны, стадионы, ипподромы, корты и т.п.), клубы и общества и др. Кроме этого, смена деятельности возможна и в домашних условиях, правда в этом случае отдых чаще бывает менее активным или пассивным.

Раскрывая понятие туризма в социологическом аспекте следует обратить внимание на тот факт, что это явление может быть оценено с различных позиций: со стороны деятельностного подхода, с позиции рекреации, с точки зрения развития культуры. Терминологически понятие "туризм" происходит от французского слова "tour", и в словарях определяется как путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха. То есть туризм - это прежде всего, определенная сфера деятельности. Если исходить из классического разграничения понятий "труд" и "быт", а также "быт" и "досуг", то туризм - это деятельность, относящаяся к сфере досуга. Досуг рассматривается как деятельность человека, направленная на рекреацию его способностей, необходимая для последующей трудовой деятельности. Если термин "труд" содержит в себе признак необходимости, понужденности, то досуговая деятельность, хотя она и может быть достаточно сложной и даже тяжелой, например, горный туризм, выступает как свободная деятельность. Поэтому главным признаком туристической деятельности является то, что это деятельность свободная [26, с.78].

Современные проблемы развития туризма связаны с ростом потребности субъекта в свободном познавательном, социокультурном перемещении с целью отдыха, самоосуществления и рекреации своих духовных и физических способностей. Потребность в туризме (путешествиях) существует у любого человека. Реализация этой потребности связана с, одной стороны, с экономическими возможностями субъекта, с другой стороны, с особенностями и уровнем организации туристической деятельности как социальной сферы.

Организация туристической деятельности сегодня выступает как важная часть сферы услуг. Сфера услуг в последнее время получила стремительное развитие. Причина стремительного развития в геометрической прогрессии сферы услуг как самостоятельной сферы заключается в потенциале специализирующегося общественного разделения труда. Рост потребности общества в таких услугах объясняется нарастающей специализацией труда, вынуждающей человека все более испытывать потребность в услугах со стороны. Чаще всего под процессом оказания услуг понимается определенный социально-экономический процесс, складывающийся по поводу производства, распределения, обмена и потребления этих услуг, который осуществляется в товарно-денежной форме. Однако, учитывая вышесказанное, следует отметить, что оценить природу и сущность сферы услуг, в том числе и организации туристической деятельности, недостаточно только в качестве экономической сферы.

Не менее важной является социальная сторона. Социальные услуги - это, прежде всего, сфера рекреации, предполагающая восстановление и воспроизводство деятельного субъекта общества. Как рекреационная сфера туристическая деятельность обладает культурно-образующим и социо-образуюшим потенциалом. Исследование мотивов туристических поездок является предметом как экономики, так и социологии [27, с.29].

Важнейшим аспектом рекреации является рекреация семьи, как важнейшего социального института. Она осуществляется, в частности, через семейный отдых.

Национальное обследование в Англии показало, что самыми распространенными видами отдыха являются: просмотр телепередач и путешествие на машине (59% опрошенных отправляются в путешествия семьями). Развитие условий для семейного туризма сегодня является одной из наиболее актуальных задач как туристического бизнеса, так и социокультурной сферы туристической деятельности в целом. [28]

Инвестиционный потенциал территории - совокупность факторов, определяющих уровень рисков, возникающих при осуществлении инвестиционных проектов на данной территории, а также определяющих возможность окупаемости этих проектов и получения прибыли или, другими словами, привлекательность территории для инвестора, достаточность условий для открытия и развития бизнеса.

Вся совокупность факторов, составляющих инвестиционный потенциал, подразделяется на две группы: неизменяемые факторы и изменяемые факторы.

К неизменяемым факторам относятся:

-                     географическое положение территории (удобство расположения территории, возможность доступа к основным рынкам транспортным путям и ресурсам);

-                     наличие природных ресурсов.

Другими словами, это те факторы, с которыми приходится мириться. Они могут быть как в высшей степени благоприятными, так и неблагоприятными.

Изменяемые же факторы поддаются изменениям, но различаются по срокам осуществления таких изменений. В связи с этим изменяемые факторы делятся на две группы:

-                     медленно изменяемые факторы, такие, как транспортная и техническая инфраструктура территории (наличие дорог, портов, аэропортов, газо- и нефтепроводов, линий электропередач, средств связи, очистных сооружений) и социальная, политическая и экологическая ситуации, а также интеллектуальный потенциал территории (квалификация рабочей силы, наличие инновационных центров);

-                     быстро изменяемые факторы, среди которых местное законодательство (система нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории муниципального образования) и политика органов власти и управления в отношении инвесторов (например, создание системы развития и сопровождения бизнеса).

Таким образом, воздействуя на изменяемые факторы, можно изменить общий инвестиционный потенциал территории. Более того, неблагоприятные неизменяемые факторы вовсе не означают того, что территория не может стать инвестиционно привлекательной. Инвестиционная привлекательность независима от значения неизменных факторов, в том случае, если изменяемые улучшаются.

Следовательно, в основе инвестиционной политики муниципального образования должны лежать методы воздействия на изменяемые факторы.

Современный туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства, На долго туризма приходится около 10 % мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. По данным Всемирной туристской организации, за последнее десятилетие доходы от туризма росли ежегодно на 7,9% при ежегодном среднем росте количества туристских прибытий на 4,5%, а по прогнозам зарубежных специалистов, к 2010 году количество международных туристских поездок составит 937 млн., а поступления от туризма достигнут 1 трлн. долларов США. При этом доход, получаемый от одного туриста, в среднем составит 1252 USD (в настоящее время зарубежный турист тратит в поездке около 500 USD) [29, с.185].

Развитие туризма оказывает стимулирующее действие на другие отрасли национальной экономики, такие как транспорт, гостиничное хозяйство, общественное питание, которые могут быть отнесены к индустрии туризма, способствует созданию значительного количества рабочих мест и увеличению поступлений средств от налогов в бюджет государства.

Россия с ее уникальным ресурсным наследием имеет огромный потенциал для развития сферы туризма, и, прежде всего, сферы туризма ее регионов. Это связано с тем, что в настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется именно в регионах. Каждый регион России имеет присущие ему природные и иные ресурсы, особенности их размещения, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи зарубежные [30, с.62].

Необходимо отметить, что в России развитие регионального и муниципального туризма заметно отстает от реальных возможностей, определяемых уникальными для каждого региона РФ природно-географическими условиями, наличием индивидуальных исторических и национальных черт, большого количества исторических и культурных памятников, пользующихся все возрастающим интересом среди населения РФ и других стран. Однако ресурсные возможности регионов и муниципалитетов для целей туристской деятельности (туристский потенциал регионов) в настоящее время используются недостаточно, прежде всего, по причине слабо развитой инфраструктуры туризма в регионах.

Эффективной реализации туристского потенциала территориального образования в современных условиях препятствует действие целого ряда нерешенных проблем и сложностей организационного, нормативно-правового, научно-технического, производственного и финансового характера. Среди них важнейшими называются: недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности: недостаточный уровень развития гостиничного комплекса, а также относительно слабый (по сравнению с мировым) уровень развития комплекса услуг, оказываемых зарубежным и отечественным, туристам региональными транспортными системами: железнодорожной, морской, речной, авиационной и автомобильной и неудовлетворительное состояние большого количества объектов, являющихся центрами притяжения туристских потоков.

Таким образом, с позиций целеполагания на максимальную реализацию туристского потенциала территорий, требует более пристального внимания важнейший в настоящее время аспект - инвестиционный аспект осуществления туристской деятельности. Активное привлечение инвестиций в практику территориального хозяйствования могло бы внести значительный вклад в развитие инфраструктуры туристской индустрии муниципалитетов и регионов в целом [31, с.117].

В то же время неравномерное развитие региональных экономик придает инвестиционной деятельности в муниципалитетах и регионах особое значение, поскольку для разных регионов она не может быть строго идентичной. Ее разнообразие (по приоритетам и масштабам инвестиций) предопределяется природно-географических, социально-экономических и других региональных факторов, однако имеется возможность создания типовых вариантов активизации инвестиционной деятельности в регионах с учетом состояния и тенденций развития туристского потенциала территорий.

Кроме того, муниципальная и региональная индустрия туризма настолько многолика и многогранна, что требует применения самых разнообразных информационных технологий, начиная от разработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизацию работы отдельной туристской фирмы или отеля, до использования глобальных компьютерных сетей. Только с использованием информационных систем и сетей локального, корпоративного и глобального масштаба возможно сегодня эффективное функционирование туристского бизнеса, в каком бы секторе туристской отрасли (турагентство, транспортная компания, средства размещения и т.д.) ни работало предприятие. В связи с этим необходимо предоставление существенных преференций для развития кредитования инвестиций для внедрения современных информационных технологий в турбизнес [32, с.39].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.