Рефераты. Разработка основных рекомендаций по развитию сферы рекреационных услуг в Нижнекамском муниципальном районе

В альпийских странах агрохозяйства имеют единую систему классификации, обозначающую "цветками" уровень предоставляемых услуг (аналогично "звездам отелей"). Большинство агрохозяйств в Италии относится к категории 2 - 3 "цветка". Стоимость проживания за ночь в хозяйстве категории 2 - 3 "цветка" варьирует от 25 до 60 тыс. лир (USD 13 - 35), категории "5 цветков" - начинается от 50 тыс. лир (USD 30). Отмечается различие в расценках по регионам.

Например, а Юге Италии базовые цены на проживание на 7 - 10 % ниже, чем на Севере страны, а также Калабрии, Базиликате, Пулье, на Сицилии и Сардинии.

Сектор агротуризма очень разнообразен, и в каждой стране присутствует своя специфика, еще более разнообразны конкретные агротуристические продукты. Помимо этого существуют похожие на агротуризм - и, кстати, применимые в его рамках - системы приема туристов. Например, в англоязычных странах - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии - и странах Скандинавии популярны пансионаты, гостевые дома или малые (семейные) гостиницы класса B&B ("Bed and Breakfast" - "ночлег и завтрак").

Все чаще такого рода малые гостиничные хозяйства используются в целях отдыха на лоне природы, в сельской местности (а не для бизнес-поездок, как эта форма замысливалась изначально). Однако от агротуризма систему B&B отличает то, что она не предлагает полноценный турпродукт, а лишь обеспечивает сравнительно дешевые средства размещения, не предполагая к тому же акцента на национальную специфику.

В Германии агротуризм рассматривается в рамках так называемой концепции "устойчивого развития" (sustainable development) сельской местности и курируется министерством сельского хозяйства. Здесь концепция агротуризма несет большую социокультурную нагрузку: сохранение и популяризация традиционного облика деревни, "деревенской философии", традиционных навыков и ремесел. Это, впрочем, не исключает и экономических аспектов, о которых говорилось выше [44, с.62].

В некоторых странах агротуризм и экотуризм рассматриваются практически как синонимы в рамках одного направления туриндустрии, например, Turismo Rural в Испании или agrotourism на Кипре (дословно в переводе означает "сельский туризм"). В других странах сочетание сельского и экологического туризма заложено в один тип пакета туруслуг (например, в Италии это направление "Природа и здоровье"). С другой стороны, во многих странах в пакет агротуристического продукта включаются "неэкологичные" виды досуга. Строго говоря, если пакет агротуристических услуг включает охоту, рыбалку и даже ловлю бабочек, то его нельзя относить к экологическому туризму. Однако ряд стран Африки, а также Венгрия и Польша в Европе успешно практикуют именно такое сочетание проживания в сельской местности (агротуризма) с охотой и рыбалкой

Итак, единая универсальная концепция сельского туризма отсутствует, да и вряд ли она вообще может быть на сегодняшний день создана, так как в разных странах традиции, условия, задачи разные. Общим является лишь то, что агротуризм фактически превратился в эффективный и перспективный сектор туриндустрии, причем не только в Европе, где он получил наибольшее развитие в последние два десятилетия.

Рассмотрим факторы успеха агротуризма в Европе.

Политическая поддержка агротуризма со стороны национальных государств и Евросоюза.

Важнейшим фактором обращения к агротуризму стал передел европейского аграрного рынка в связи с образованием ЕЭС и в дальнейшем ЕС, что поставило национальных агропроизводителей многих стран Европы в совершенно новые условия конкуренции в связи с введением системы квотирования, ограничившей объемы национального сельхозпроизводства в ЕС, и невозможностью проведения открытой протекционистской политики (защиты национальных агропроизводителей). Не случайно агротуризм в 80-е гг. получил развитие именно в Западной Европе, когда были приняты меры по регулированию аграрного сектора ЕЭС, направленные на повышение его конкурентоспособности по сравнению с ведущими мировыми агроэкспортерами. Ставилась задача стабилизировать цены на агропродукцию и избежать кризисов перепроизводства, снизить национальные объемы сельхозпроизводства (по условиям квотирования). При этом необходимо было найти социальные амортизаторы, которые позволили бы занять работой сельских жителей, сохранить прежнюю плотность населения на селе, избежать миграций и негативных социальных явлений. В этих условиях агротуризм стал рассматриваться как альтернативная деятельность (форма малого семейного бизнеса) и получил политическую - а, следовательно, также юридическую и финансовую - поддержку властей. С последней реформой Общей сельскохозяйственной политики ЕС (ОСХП) в 1992 г. взят курс на снижение гарантированных цен, чтобы приблизить их к мировым и помочь европейскому экспорту. В рамках ОСХП в ряде регионов принимаются меры по развитию многоотраслевого хозяйства, в частности, выделяются средства и на развитие агротуризма. Развитию туризма в сельской местности способствуют и то, что в рамках ОСХП предусматривается комплексное развитие сельских территорий путем финансирования различных элементов инфраструктуры, в частности такого важного, как строительство сельских дорог.

Агротуризм изначально рассматривался в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики, позволяя перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создавать новые рабочие места в сельской местности. Не случайно политика поддержки агротуризма в ЕС направлена на экономические отсталые районы [45, с.82].

Высокая конкурентоспособность агротуристического продукта.

Помимо политической поддержки государства и ЕС успех агротуризма определило и то, что была найдена очень удачная форма турпродукта. Прежде всего, агротуристический продукт отвечал новым условиям постиндустриального общества, новым запросам основного потребителя турпродукции - среднего класса, учитывал особенности его образа жизни, психологические и культурные потребности, новую ценностную ориентацию

Новый клиент туриндустрии - средний класс постиндустриального общества. Это человек, живущий в жестком временном графике, мобильный, информированный, но значительную часть своего времени ограниченный "нездоровым" урбанистическим пространством и условиями современного города. В его установках превалирует ориентация на "экологичность" во всем - месте проживания, питании, досуге; индивидуальный стиль времяпрепровождения, автономность, специфика образа жизни клиента и его новая психологическая ориентация требуют нового подхода к организации отдыха и досуга, то есть - для туриндустрии - новой концепции и нового наполнения турпродукта. Происходит переход от модели SSS ("Sea - Sun - Sand" - "Море - Солнце - Пляж") к модели LLL ("Lore - Landscape - Leisure" - "Знания - Ландшафт - Досуг"). Кроме того, утверждается тенденция к индивидуализации пакета туруслуг. В агротуризме это удачно сочетается с возможностью малогруппового и семейного отдыха [46, с.48].

Важнейшим фактором успешного развития агротуристического сектора стало то, что агротуристический продукт отвечал запросам нового потребителя, который составляет крупнейший сегмент платежеспособного спроса.

Эффективная микроэкономическая модель.

Микроэкономическая модель агротуризма оказалась весьма эффективной. Производство турпродукта по сравнению с другими секторами туриндустрии выглядит крайне малозатратным, а значит, агротуризм мог конкурировать по показателю "цена-качество" с другими турпродуктами.

Высокая конкурентоспособность агротуристического продукта и использование информационных технологий в организации этого сектора стали факторами его успешного развития и позволили ему занять заметное место в туриндустрии ряда стран - лидеров мирового туризма.

На современном этапе некоторые государства стали рассматривать и поддерживать его уже в этом качестве. Тем более, что как никакой другой сектор туриндустрии не ориентирован на использование и пропаганду культурно-исторической специфики страны (региона), ее бытовых и культурных традиций методом погружения. В числе этих стран были признанные лидеры международного туризма, такие как, например, Греция, Кипр. Одним из факторов обращения к агротуризму лидеров "пляжной" и "музейной" туриндустрии является необходимость переориентации, рассредоточения турпотоков. Важнейшим фактором становится экологический императив: необходимость снизить нагрузку на окружающую среду в прибрежных курортных зонах

В странах "второй волны", осваивающих сектор агротуризма с учетом существующего международного опыта (это, прежде всего, многие новые члены и кандидаты в члены ЕС - Кипр, Венгрия, Польша, Болгария, страны Балтии и др.), политическое решение о поддержке развития агротуризма со стороны государства принимается уже на начальном этапе. Соответственно, разрабатываются специальные государственные программы по развитию агротуризма, при поддержке властей образуются необходимые для функционирования этой отрасли государственные, общественные или частнопредпринимательские оргструктуры - объединения агротуристических хозяйств и агентства, ведущие электронные базы данных (интерактивные порталы). Это, помимо других - объективных - условий, является важнейшим фактором ускоренного развития агротуристического сектора в ряде стран и приводит во многих странах к неплохим результатам.

Роль региональных и муниципальных властей в развитии агротуризма.

В странах-пионерах агротуризма его перспективы, как правило, вначале оценивали региональные власти, они поддержали его развитие "снизу", на местах путем принятия соответствующих региональных законов. Например, в Италии региональный закон о развитии агротуризма в провинции Кампанья был принят в 1984 г. - еще до федерального решения (федеральный закон о развитии агротуризма как сектора национальной экономики был принят спустя полтора года, 5 декабря 1985 г.). Региональные власти провинций Кампанья, Трентино-Альто-Адидже, Марке и Калабрия стали первопроходцами на агротуристическом направлении. Особое внимание было уделено развитию инфраструктуры агротуризма в экономически отсталых районах Южной Италии - Базиликате, Пульке, Калабрии, Сицилии, Сардинии. В настоящее время наибольшее развитие агротуризм получил в Центральной Италии, на которую приходится почти половина туристов, значительно растет агротуризм на Юге. [47]

Государственные программы по развитию агротуризма.

Важнейшим элементом роста агротуристического сектора становятся государственные программы его развития - либо специальные (например, Кипрская программа по агротуризму, подготовленная Кипрской организацией по туризму), либо в рамках других, комплексных программ (как, например, в Германии в рамках программы "устойчивого развития" сельской местности, курируемой министерством сельского хозяйства).

Ассоциации субъектов агротуристического бизнеса

Важным звеном в организации агротуристического сектора становятся ассоциации субъектов этого бизнеса. Перед ассоциациями производителей агротуристического продукта стоит задача защиты общих интересов; категоризация, стандартизация и сертификация агротуристических услуг; поддержание стандарта качества туруслуг, а значит и конкурентоспособности сектора агротуризма в целом в данной стране или регионе. Поэтому в ряде государств действуют различные ассоциации субъектов агротуристической индустрии. Например, в Италии это Всеобщая конфедерация собственников земли Италии (Agriturist - Confagricoltura), Национальная ассоциация агротуризма и окружающей среды Италии. В Испании владельцы агротуристических усадеб, ферм и сельских гостиниц объединены в ассоциации, задача которых состоит в том, чтобы проводить категоризацию сельских туробъектов в зависимости от уровня предоставляемых услуг и контролировать их соответствие требованиям ассоциаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.