Были заданы и другие вопросы, опрос-анкета для тренеров и специалистов представлена в главе «ПРИЛОЖЕНИЕ». Все полученные в результате анкетирования данные были обработаны и проанализированы.
3.2 Содержание экспериментального учебного плана тренировочных занятий юных лыжников 12-13 лет
Проведенный анализ учебно-тренировочных программ в совокупности с имеющимся теоретическим материалом, позволил нам провести годовое планирование учебно-тренировочного процесса экспериментальных групп с учетом их двигательной типологии.
Нами был составлен план учебно-тренировочных занятий для юных лыжников-гонщиков 1-го и 2-го года обучения в УТГ, и составлены 3 план-схемы распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки 1-го года обучения в УТГ в соответствии с двигательной типологией юных спортсменов.
Этап начальной спортивной специализации в лыжных гонках, согласно данным программы общеобразовательных учреждений «Лыжные гонки» (1997), состоит из двухгодичного обучения с общей часовой нагрузкой 460 часов/год для 1-го года обучения, и 552 часа/год для 2-го года обучения в УТГ (таб. №5).
Таблица №5
Экспериментальный учебный 2-х летний план для юных лыжников гонщиков на этапе начальной-спортивной специализации
Раздел подготовки
Группа 1-го
года обучения в
УТГ (час./%)
Группа 2-го
года
обучения в УТГ (час./ %)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Контрольно-тестовые испытания
Спортивные и подвижные игры
Участие в соревнованиях
Всего часов:
10/2,3
159/34,5
100/23,9
45/9,8
8/1,7
105/22,8
23/5
460/100
12/2,2
191/34,7
145/26,3
55/10
8/1,5
110/19,9
30/5,4
552/100
На теоретическую подготовку отводится 10 и 12 часов для 1-ого и 2-ого года обучения в учебно-тренировочных группах соответственно. Общая физическая подготовка на данном этапе спортивной тренировки занимает значительное количество времени, 34,5% и 34,7% от общего количества часов в год, что обусловлено поставленными и решаемыми задачами.
Доля специальной физической подготовки незначительно, но возрастает, составив 23,9% и 26,3% от общего времени подготовки. Немаловажно заметить, что направленность СФП в экспериментальных подгруппах различна, и варьируется в соответствии с разработанными план-схемами построения тренировочных нагрузок, в соответствии с двигательной предрасположенностью юных спортсменов.
Контрольно-тестовые испытания и участие в собственно соревновательной деятельности обязательные мероприятия для организации контроля и учета двигательных изменений и динамики спортивных результатов в течении определенных установленных временных отрезков. Доля контрольно-тестовых мероприятий составляет 1,7% и 1,5%, а участие в соревнованиях 5% и 5,4% для юных лыжников 1-ого и 2-ого года обучения в УТГ соответственно. Спортивные и подвижные игры, как обязательный элемент в системе подготовки юных спортсменов, выражен в процентном эквиваленте 22,8% и 19,9%.
Тренировочное занятие по форме проведения представляет собой общепринятый вариант и состоит из 3-х частей, каждая из которых решает свои частные задачи. Нами обобщены и проанализированы имеющиеся данные о структуре, как многолетнего тренировочного процесса, так и отдельно взятого тренировочного (учебного) занятия. Важно рассматривать тренировочное занятие (урок) в контексте этапа спортивной специализации.
В подготовительной части, прежде всего, используется медленный бег, передвижении на лыжах, лыжероллерах со слабой интенсивностью, а также гимнастические мероприятия. Основной задачей данной части является адаптация организма занимающихся к условиям внешней среды, а также подготовка к предстоящей нагрузке основной части занятия.
В основной части решаются задачи, направленные на совершенствование техники передвижения, развития и совершенствования физических качеств, методики ведения тактической борьбы. Объем, интенсивность, характер предлагаемой тренировочной нагрузки зависят от этапа спортивной тренировки, уровня подготовки юных спортсменов, поставленных задач на данный период. На данном этапе подготовки целесообразно использовать игровой метод тренировки.
Заключительная часть занятия носит восстановительный характер. Как правило, это передвижение на лыжах со слабой интенсивностью, легкий бег, гимнастические упражнения. Возможны упражнения, направленные на совершенствование техники передвижения, использование игр на внимание с элементами техники передвижения.
Таблица №7
План-схема экспериментального построения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных лыжников-гонщиков 12-13 лет (группа «А»)
Средства подготовки
Подготовительный период
Соревновательный период
Всего За год
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
Тренировочных дней
12
13
16
17
14
20
19
18
191
Тренировок
21
24
207
Бег, ходьба I зона, км
76
95
90
85
75
60
30
34
26
636
Бег II зона, км
48
65
73
80
78
72
64
-
5
499
III зона, км
6
7
9
40
IV зона, км
3
4
2
22
Имитация, прыжки, км
Всего
126
171
176
182
174
145
103
39
42
1223
Лыжероллеры I зона, км
25
35
32
10
157
II зона, км
31
38
143
58
59
312
Лыжи I зона, км
50
62
54
244
15
110
160
438
37
28
112
8
45
193
269
172
153
832
Общий объем
203
234
260
239
204
168
214
308
192
177
2367
Спортивные игры, ч
105
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14