Рефераты. Педагогическая практика по гиревому спорту

Проба с натуживанием.

В результате натуживания изменяется ЧСС, исходя из чего можно оценить степень тренированности ССС по отношению к условиям повышения внутригрудного давления. Для проведения этого теста с учащимися был задействован прибор, регистрирующий одновременно ЧСС и силу дозированного натуживания. Этот прибор представлял собой манометрическую систему, соединённую с мундштуком, в который выполняется выдох испытуемым. Четверым спортсменам группы (Гуляев Ф.Г., Гуляев А.Г., Иванов Б.Е., Григорьев Б.Ю.) одного и того же года рождения и одной весовой категории с уровнем спортивной подготовки в пределах II-го взрослого разряда было предложено пройти через этот тест. Суть теста в следующем: учащимся предлагалось сделать глубокий вдох, а затем проимитировать выдох для поддержания давления в манометре равного 40 мм рт. ст. Испытуемые должны были продолжать выдерживать дозированное натуживание «до отказа». Во время этой процедуры по 5-секундным интервалам времени фиксируется пульс. Регистрировалось также время, в течение которого испытуемые были в состоянии выполнять пробу. Средние величины по группе испытуемых получились следующими:

- длительность натуживания составила 45 +/-3 секунд, что является весьма неплохим показателем и соответствует аналогичным показателям для спортсменов-штангистов. Это свидетельствует также о том, что у испытуемых ещё недостаточно высока техническая и функциональная подготовленность, так как им приходится выполнять частые натуживания, в то время как у квалифицированных спортсменов (МС, МСМК) этих натуживаний может совсем не быть.

- учащение пульса (усреднённое значение по группе из 4 испытуемых) на каждые 5 секунд измерений происходило у испытуемых в пределах 5-6 уд/мин (по отношению к исходным данным – до проведения теста). Данную реакцию на предлагаемый тест можно считать хорошей. Эти данные свидетельствуют о достаточно высокой тренированности спортсменов. Для сравнения: отличными считаются данные – 1-2 уд/мин за 5 сек. (у МС, МСМК по тяжёлой атлетике), очень плохими – 8-9 уд/мин за 5 сек.

Гарвардский степ-тест.

Испытуемыми в данном тесте были всё те же спортсмены, что вызвано было стремлением с нашей стороны соблюсти «чистоту» эксперимента и осуществлять контроль развития специфических физических качеств лишь у определённого возрастного контингента, который к тому же не сильно рознится по уровню спортивной подготовленности.

Гарвардский степ-тест, как типичный тестовый метод определения уровня общей физической работоспособности спортсменов, предполагает выполнение тестируемыми существенной физической «работы» на выносливость. Сущность данного теста заключается в следующем: физическая нагрузка здесь задаётся в виде последовательных восхождений на ступеньку (в нашем случае высота её была равна 50 см – стандартная для взрослых мужчин). Испытуемым предлагалось на протяжении 5 минут совершать восхождения на ступеньку с частотой 30 раз в 1 минуту. Каждое восхождение и спуск слагается из 4 двигательных компонентов: 1 – подъём одной ноги на ступеньку, 2 – испытуемый встаёт на ступеньку двумя ногами, принимая вертикальное положение, 3 – опускает на пол ногу, с которой начал восхождение, 4 – опускает другую ногу на пол. Для строгого дозирования частоты восхождений на ступеньку и спуска с неё нами использовался метроном, частоту которого мы устанавливали равной 120 уд/мин, то есть каждый двигательный компонент соответствовал одному удару метронома.

Индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) определялся нами по формуле, предложенной в учебнике по спортивной медицине (1980 г.) В.Л. Карпманом: ИГСТ = t * 100 / f /5,5.

При расчёте индекса по этой формуле величина f принимается равной ЧСС, измеренной на второй минуте восстановительного периода, точнее в период от 60 до 90 с. Мы проводили измерение ЧСС у испытуемых строго в период с 70-ой по 80-ую секунду восстановления. t – время восхождения на ступеньку, в секундах. В нашем случае t = 300 с, так как все испытуемые успешно справились с предложенной нагрузкой в отведённые на выполнение теста 5 минут.

ИГСТ = t * 100 / f /5,5 = 30000 / 5,5 / f = 5454,6 / f.

Результаты тестирования:

fГуляева Ф. = 67 уд/мин; ИГСТГуляева Ф. = 81,4;

fГуляева А. = 64 уд/мин; ИГСТГуляева А. = 85,2;

fИванова = 69 уд/мин; ИГСТИванова = 79,1;

fГригорьева = 61 уд/мин; ИГСТГригорьева = 89,4.

Среднее значение ИГСТ по группе испытуемых = (81,4 + 85,2 + 79,1 + 89,4) / 4 = 83,8. Данная величина индекса является вполне приемлемой для гиревиков начальной группы (с учётом их возраста и подготовленности). По данным В.Л. Карпмана (1980 г.) значения индекса, находящиеся в интервале 80–89, для спортсменов-разрядников оцениваются как «хорошие».

 

Воспитательные мероприятия, проведённые в период прохождения практики в ДЮСШ № 3:


I)    01.12.2008 г. с учащимися отделения гиревого спорта ДЮСШ № 3 была проведена педагогическая лекция-беседа на тему: «Вред, наносимый здоровью спортсменов, от употребления спиртных напитков».

На данном воспитательном мероприятии присутствовало 10 учащихся. Беседа была проведена за 1 час до начала тренировочного занятия.

Цель мероприятия: привитие учащимся основ здорового образа жизни; формирование устойчивого негативного отношения к употреблению спиртных напитков.

Ход мероприятия:

1. Учащиеся располагаются на стульях лицом к лектору, приготовившись внимательно слушать.

2. Лектор доводит до слушателей основные статистические данные о смертности взрослого населения и подростков от алкоголя, о тесной взаимосвязи между ростом заболеваемости населения и количеством употребляемого алкоголя.

3. Лектором приводятся примеры из жизни знаменитых людей (спортсменов) и людей, знакомых учащимся, иллюстрирующие негативное воздействие употребления алкоголя на общественную (спортивную) и личную жизнь этих людей.

4. Ответы на вопросы учащихся и встречные вопросы со стороны лектора к учащимся.

5. Побуждение учащихся к рассказу о своём опыте употребления спиртных напитков и «подведение» их к мысли о том, что этот период в их жизни не являлся самым лучшим.

6. Подведение итогов беседы. Пожелание лектора учащимся здоровья и жизни без спиртного.

____________________

“Опорные” вопросы лектора к учащимся, побуждающие их к осмыслению вреда, наносимого алкоголем организму человека:

1. Какие органы и системы органов страдают в первую очередь от употребления алкоголя?

2. Как может отразиться употребление алкоголя на росте спортивных достижений?

3. Хорошо ли вы чувствуете себя, спустя несколько дней после употребления алкогольных напитков?

4. Пожелали бы вы своим будущим детям проведения свободного времени с распитием спиртных напитков?

5. Как на ваш взгляд можно бороться с «зелёным змием»? Какие методы будут в этой борьбе наиболее эффективными?


II)    03.12.2008 г. с учащимися ДЮСШ № 3 было проведено спортивно-воспитательное мероприятие – «бег по пересечённой местности с применением основ спортивного ориентирования с решением на контрольных пунктах простейших алгебраических задач».

В мероприятии  приняло участие 7 человек. Старт забегу был дан в 15.00. Ориентировочное время финиша – 16.30. Предполагалось, что бег будет происходить в основном по тропам. Одежда учащихся соответствовала погодным условиям.

Дистанция забега представляла собой промаркированную трассу длиной 8 км с 10 контрольными пунктами, скрытыми в лесонасаждениях тамбовского Парка «Дружба».

Перед осуществлением данного мероприятия с учащимися были проведены дополнительные занятия по основам «работы» со спортивной картой – на дистанции и на месте (в районе контрольного пункта). Были сообщены также основные сведения по топографии и геодезии, а также были доведены до учащихся основные природно-ландшафтные особенности Парка «Дружба» г. Тамбова.

Цели мероприятия: ознакомление учащихся с навыками спортивного ориентирования, повышение функциональных возможностей юных спортсменов, повышение умственных способностей учащихся, ознакомление их с природной средой Парка «Дружба» г. Тамбова.

Вопрос о возможности применения спортивного ориентирования для развития умственных способностей подростков и молодёжи поднимался многими исследователями в России и за рубежом. В частности, А.Л. Моисеенков и соавторы отмечают, что упражнения из арсенала спортивного ориентирования положительно влияют на такие свойства внимания, как «концентрация», «распределение», «переключение», а также оказывают существенный тренирующий эффект в отношении «оперативной памяти» у обучающихся. Кроме этого, у молодёжи, занимающейся спортивным ориентированием, гораздо лучше реализуются механизмы «пространственных представлений», что отражает степень «образности» мышления. Всё это, безусловно, сказывается на возможностях оперировать сложными формулами, различными математическими соотношениями в ходе обучения в средней общеобразовательной школе, так как время вспоминания и воспроизведения информации уменьшается в несколько раз, что благоприятно отражается на решении школьных математических (алгебраических) задач.

Суть мероприятия заключалась в следующем: учащиеся принимали участие в импровизированных соревнованиях по спортивному ориентированию, в ходе которых на пунктах отметки (КП) они должны были не просто сделать отметку в карточке участника, но и решить простейшую алгебраическую задачу, после чего численный ответ записывался в ту же карточку против соответствующего номера КП (условия задач не были известны участникам соревнований заранее – они ознакамливались с ними, лишь прибежав к КП, где находились и карандаши для записи ответа). Общий результат участников забегов определялся, исходя из времени прохождения дистанции с правильной отметкой всех КП в карточке участника, а также исходя из количества верных ответов на задачи, размещённые на контрольных пунктах. За каждый неправильный ответ на задачу каждому участнику начислялось ко времени прохождения дистанции дополнительно 10 штрафных минут. Таким образом, учащиеся применяли свои знания в области алгебры в условиях гипоксического состояния организма (типичное условие стресса) – когда основная масса крови, насыщенной кислородом, приливала к скелетным мышцам, к печени, к сердцу, к лёгким, а не к головному мозгу. Скажем заранее, что контрольные проверки, проведённые в дальнейшем, подтвердили чрезвычайную эффективность данного метода, а именно: в спокойных условиях (спустя несколько дней после эксперимента) решение алгебраических задач стало проходить несравненно быстрее, чем до него, что объясняется механизмом суперкомпенсации энергетических ресурсов.

В нашем мероприятии карточки участников не очень сильно отличались от карточек традиционного вида, применяемых в спортивном ориентировании. Нами были внесены лишь незначительные дополнения и изменения, исходя из преследуемых педагогических целей и задач. Так, легенда с условными обозначениями сразу же вклеивалась в отведённое место на карточке (или непосредственно в спорткарту). В каждой клеточке карточки участника в левом верхнем углу учащиеся перед забегом проставляли номер КП, а численные ответы на предлагаемые задачи вписывались в центральную часть клеточек – в то же место, где должна находиться отметка компостера контрольного пункта (КП).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.