Рефераты. Педагогическая практика по гиревому спорту

Состав соперничающих команд может быть различным по возрасту, спортивной квалификации, а также по личному весу гиревиков, в связи с чем можно сформулировать следующие правила силовых эстафет:

1. Количество участников в каждой команде должно быть равным 2, 4 или 6, иначе – физическая нагрузка будет распределена неравномерно, будут наблюдаться «простои», исключается возможность выполнения упражнений в парах.

2. Если команды сильно отличаются по степени развития тех или иных физических качеств у отдельных участников, то можно подобрать для каждой команды (участника) свой вес гирь (гантелей, блинов и т.д.), а также количество повторений циклических упражнений в каждом соревновательном элементе комплексов эстафет. (Под соревновательным элементом комплекса понимается собственно физическое упражнение, «элемент», из совокупности которых и состоит тот или иной комплекс).

3. Между участниками отдельно взятой команды не должно быть очень существенной разницы в уровне развития таких физических качеств, как сила, выносливость, ловкость.

Общие рекомендации для проведения силовых эстафет будут следующие:

I. Тренер должен внимательно следить за техникой выполнения эстафетных упражнений, дабы они не привели к травмам и к нечестной спортивной борьбе. За каждое техническое нарушение участникам начисляется штрафное очко, которое в конце каждого соревновательного элемента комплекса «превращается» в дополнительное количество повторений или штрафные секунды (минуты). Реализация принципа штрафных очков была названа нами «отработкой за проигрыш». Она может выполняться не только в конце каждого соревновательного элемента, но и в конце всей силовой эстафеты. Так, штрафные секунды, набранные командами, могут определять отрезок времени, в течение которого будет безостановочно выполняться какое-либо динамическое (бег, отжимания от пола, подтягивания на перекладине и т.п.) или статическое (удержание гирь вверху на выпрямленных руках, вис на турнике и т.п.) упражнение.

II. Пауза для отдыха между соревновательными элементами эстафеты не должна превышать 1 мин. При хорошей функциональной готовности спортсменов можно производить «блокирование» нескольких соревновательных элементов, то есть эти элементы будут выполняться сразу же, друг за другом – без паузы для отдыха.

III. Ввиду чрезвычайно высокой нагрузки на кардио-респираторную систему гиревиков во время проведения эстафет, тренеру следует тщательно отслеживать их физическое состояние на всём протяжении состязания, используя методы внешнего наблюдения (цвет кожных покровов, частота дыхания и т.д.) и методы самоконтроля (подсчёт пульса, субъективные ощущения и т.д.).

IV. Следует заблаговременно приготавливать весь необходимый для силовых эстафет спортивный инвентарь. Размещать его надо в непосредственной близости от линии старта.

V. Если силовая эстафета проходит в небольшом помещении, то команду-победительницу можно определять не только по тому, кто раньше пересечёт линию старта (финиша), но и по тому, кто сможет уложиться в заданный временной интервал.

Маршрут движения участников команд во время эстафеты должен включать в себя разворотный пункт (р. п.), роль которого может выполнять любой подходящий предмет: гиря, легкоатлетический барьер, стул и т.п. Гиревик, стартуя от линии старта (начальный пункт или н. п.), в процессе своего продвижения по дистанции вперёд достигает р. п., огибает его и возвращается обратно на н. п., где и передаёт эстафету товарищу по команде.

Так как уровень физического развития членов команд может быть разным, то и отягощения для каждого из них следует подбирать индивидуально. Поэтому в дальнейшем под общим понятием «гири» будем понимать гири весом 16 кг, либо 24 кг, либо 32 кг; под «блинами» – блины для штанги весом 2,5 кг, либо 5 кг, либо 10 кг; под «гантелями» – литые гантели весом 6 кг, либо 10 кг.

Исходя из практики применения нами силовых эстафет в тренировках гиревиков, можно констатировать, что по времени они занимают не более 30 минут (с подготовкой инвентаря, разминкой и заминкой – 45 минут). Однако на протяжении этого получаса организм получает чрезвычайно мощную, интенсивную нагрузку, которая может сравниться лишь с тренировками, на которых выполняются «прикидки» или «проходки».

После завершения эстафеты мы порекомендовали бы гиревикам проделывать несколько упражнений заминочного характера, а также упражнения на растяжку и расслабление.


Приведём, в качестве примера, один из комплексов силовых эстафет.

Комплекс № 1:

Направленность комплекса: интенсивное развитие силовой выносливости, а также совершенствование координационных способностей гиревиков.

«Отработка за проигрыш»: вис на турнике (на время) – по окончании эстафеты (по сумме набранного командами штрафного времени).

(Приведённая ниже нумерация упражнений отражает не только порядковый номер соревновательных элементов комплекса, но и последовательность выполнения этих элементов).

1. Выпрыгивания с гирей (гантелью). Отягощение – между ног; держать отягощение спереди двумя руками. Прыгать – лицом вперёд.

2. Толчки гири (гантели) одной рукой с продвижением вперёд по дистанции. В тот момент, когда гиря зафиксирована на выпрямленной руке вверху, делается шаг вперёд. После приставления ноги гиря опускается на грудь и тотчас же выталкивается вверх – и так далее. На р. п. производится смена рук.

3. То же, что и в п. 2, но вместо толчка выполняется рывок.

4. Ходьба «гусиным шагом» с блином (гантелью, гирей) на спине. Держать отягощение двумя руками на верхней части спины (ниже затылка).

5. Сделать протяжку гири (гантели) перед грудью до подбородка, держа её двумя руками, и в таком положении бежать до р. п. На р. п. сделать 15-20 протяжек; затем – бежать обратно с поднятой до подбородка гирей.

6. Упражнение «плуг» (один спортсмен держит за ноги другого, который только при помощи рук продвигается вперёд). На р. п. – отжаться от пола 15-20 раз; затем – движение обратно к н. п., где партнёры меняются ролями.

7. Наклоны с гирей (гантелью), удерживая её двумя руками спереди между ног. После каждого наклона осуществляется продвижение на один шаг вперёд.

8. Встать спиной друг к другу и взять друг друга под локтевые сгибы. Один спортсмен приподнимает другого над полом и бежит с ним в таком положении до р. п. На р. п. тот, кто сверху, делает поднос коленей к груди: 8-10 раз. Затем – движение обратно к н. п., где партнёры меняются ролями.

9. Выжать две гири (гантели) вверх и в таком положении бежать до р. п. На р. п. сделать 15-20 раз сведение-разведение гирь перед грудью; затем – бежать обратно с поднятыми вверх гирями.

10. Взять в руки блины (гантели), развести руки в стороны (параллельно полу) и бежать в таком положении до р. п. На р. п. сделать подъём рук через стороны вверх: 15-20 раз. Затем – бежать обратно к н. п. (руки – в стороны).

11. Гири (гантели) – в руках, опущенных вдоль тела. В таком положении бежать до р. п. На р. п. сделать толчок гирь по длинному циклу: 10-15 раз. Затем – бежать обратно к н. п. с опущенными вниз гирями.

12. То же, что в п. 11, но вместо толчка по длинному циклу – рывок двух гирь (гантелей) одновременно.

13. Один спортсмен сажает к себе на плечи другого и в таком положении бежит с ним до р. п., а затем – обратно к н. п., где партнёры меняются ролями.

14. Упражнение «чехарда» (всей командой) до р. п. и обратно. Сделать 2-4 круга.

В заключение можно отметить, что периодическое применение силовых эстафет в тренировках гиревиков оказывает положительное влияние на рост их спортивных результатов (в толчке, в толчке по длинному циклу, в рывке). Это подтверждается высокими спортивными достижениями воспитанников отделения гиревого спорта ДЮСШ № 3 г. Тамбова, где силовые эстафеты интенсивно внедряются в тренировочный процесс гиревиков.




Рецензия плана-конспекта тренировочного занятия на отделении гиревого спорта ДЮСШ № 3, разработанного тренером-преподавателем группы начальной подготовки


Для рецензии возьмём план-конспект тренировочного занятия на отделении гиревого спорта, проведённого 1 декабря тренером-преподавателем Хлыстовым М.Н.


План-конспект:

Продолжительность тренировки – 150 минут.

Место проведения тренировки – спортзал профлицея № 16 г. Тамбова

Задачи тренировки: 1. Совершенствование техники толчка гирь; 2. Развитие общей и силовой выносливости.

Содержание тренировки:

1.      Разминка – 15 минут;

2.      Толчок гирь – 3 подхода с гирями по 24 кг с нагрузкой 60 % от максимального результата в толчке;

3.      Махи с гирей 24 кг – 4 подхода по 15 повторений;

4.      Хождения с гирями по 24 кг (гири- вверху на выпрямленных руках) по лестнице – 3 подхода по 1,5 минуты;

5.      Сведение-разведение гирь перед грудью – 3 подхода с гирями по 16 кг по 15 повторений;

6.      Наклоны вперёд со штангой на плечах – 3 подхода с весом 30 кг по 15 повторений;

7.      Приседания с гирей 24 кг на спине (между лопаток) – 4 подхода по 15 повторений;

8.      Подъём плеч с опущенными вниз гирями – 3 подхода с гирями по 24 кг по 12 повторений;

9.      Подтягивание на перекладине – 3 подхода по 7 повторений;

10.  Вис на перекладине – 4 подхода по 1 минуте;

11.  В висе поднос ног к перекладине – 4 подхода по 15 повторений;

12.  Медленный бег по спортзалу – 15 минут;

13.  Упражнения на растяжку и расслабление – 10 минут;

14.  Построение, подведение итогов занятия, похвала лучшим подопечным и замечания прочим (в индивидуальном порядке).


Достоинства приведённого выше плана-конспекта:

- в общих чертах план вполне отражает объём тренировочной нагрузки, характерной для гиревиков группы начальной подготовки на предсоревновательном этапе годичного макроцикла;

- план органично совмещает в себе упражнения СФП и ОФП;

- реализация плана в полной мере отвечает задачам, поставленным тренером на данное тренировочное занятие, а именно: совершенствование техники соревновательного упражнения и воспитание общей и силовой выносливости у подопечных;

- вес гирь подобран правильно – с учётом подготовленности учащихся и конкретного этапа тренировки;

- в плане не прослеживается тенденция к форсированию или умышленному «занижению» тренировочной нагрузки;

- план построен методически верно – от разминки – через упражнения СФП и ОФП – к заминочным упражнениям.


Недостатки плана-конспекта:

- отсутствует пункт, отражающий процесс построения учащихся и приёма от них рапорта в начале занятия;

- в плане недостаточно полно выражена классическая структура тренировочного занятия – отсутствует деление плана на 3 глобальных раздела: подготовительная часть занятия, основная часть занятия, заключительная часть занятия;

- нет чётких методических рекомендаций по поводу тех или иных нюансов выполнения упражнений – нет подробного описания каждого упражнения;

- нет в плане указаний на то, что приводимые величины (подходы и повторения) являются средними, а оптимальные величины определялись, исходя из индивидуальных особенностей учащихся;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.