Рефераты. Обучение групповым тактическим взаимодействиям в нападении на основе развития тактического мышления ...

       «Треугольник»  Организация. В начальном расположении игроки занимают места на дальних подступах к корзине, образуя треугольник, основанием обращенный в сторону атаки. игрок мячом занимает вершину треугольника. При розыгрыше мяча используют быстрые передачи с возвращением его в вершину треугольника. После каждой выполненной передачи игрок стремится за счет финтов освободиться от защитника и занять выгодное положение для атаки. Как только игрок удачно освобождается, ему выполняется передача и далее бросок. В нашем комплексе упражнений мы использовали несколько видов «треугольника»: со сменой мест, без смены мест. Бросок выполнялся из-под кольца, со средней дистанции.

     «Тройка»  Организация Расстановка игроков на площадке напоминает треугольник. Мяч у игрока на вершине треугольника. Нападающей с мячом  начинает взаимодействие  передачей в одну сторону, а сам направляется для постановки заслона в другую сторону. Нападающий, которому ставиться заслон открывается под щит или на свободное место, получает мяч и выполняет бросок. Атака в данном взаимодействии выполнялась с разных сторон. Также с разных дистанций выполнялись броски.

      «Малая восьмерка»  Организация. Начальное расположение напоминает треугольник, мячом владеет средний игрок. Игрок с мячом начинает ведение в сторону одного из партнеров. Игрок, в сторону которого выполняется ведение выходит навстречу и получает передачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок передававший мяч делает рывок к корзине с последующим восстановлением позиции на фланге. Нападающий с ведением следует в сторону третьего партнера, также совершающего встречное движение. В момент их пересечения также происходит передача мяча из рук в руки. Дриблер вновь занимает место в центре площадки замыкая «восьмерку», а передавший мяч занимает место на фланге. Цикл повторяется несколько раз. В определенный момент любой из игроков открывается, получает мяч в удобной позиции и выполняет броско в кольцо.

3. В исследовании применялись специально разработанные карточки – задания, направленные на развитие тактического мышления.

      Организация. В конце каждого занятия проводилась учебно - тренировочная игра между контрольной и экспериментальной группой. Продолжительность игры составляла 4 четверти по 10 минут. Каждые 5 минут в удобный момент (пробите штрафных, ввод мяча из-за боковой линии) игра останавливалась, и каждому игроку экспериментальной группы предлагалось решить по одной

тактической задаче. Тактические задачи были оформлены в виде карточек, их содержание можно увидеть в приложении 1.

.   Карточки выдавались студентам экспериментальной группы после занятия. Каждый студент получал по одной карточке и в лимите времени должен был определить как действовать  в указанной ситуации а также уметь объяснить это.

     Для решения третьей задачи использовался специальный протокол (приложение 2) в котором фиксировались результаты штрафных бросков, дальних бросков, бросков со средней дистанции, «результативных» передач, подбора мяча и потери мяча. Результаты фиксировались для контрольной и экспериментальной группы. Далее  результаты сравнивались с модельными характеристиками (приложение 3)

      Для решения четвертой задачи было проведено итоговое педагогическое наблюдение. Фиксировались показатели игровой деятельности студентов  контрольной и экспериментальной группы. В таблице 2 представлено сравнение результатов полученных во время педагогического наблюдения  контрольной и экспериментальной  групп до  педагогического эксперимента. Итоговый протокол содержит обобщение полученных данных (приложение 3)

                                                                                   


                                                                                











                                                                                

                                                                                     

                                                                              


                                                                                Таблица 2

Результаты педагогического наблюдения за игровой деятельностью  студентов  в баскетболе до педагогического эксперимента.




            Тесты 


Контрольная группа

Экспериментальная группа



    P

    


    


Оценка точности ближних бросков

2,9±0,2

0,6

2,9±0,3

0,08

>0,05

Оценка точности дальних бросков

1,6±0,1

0,9

1,7±0,1

0,9

>0,05

Оценка точности штрафных бросков

2,9±0,3

0,9

3,1±0,3

0,9

>0,05

Оценка эффективности подбора

3,6±0,3

0,004

3,1±0,3

0,3

>0,05

Оценка потерь мяча в нападении

1,5±0,2

0,003

2,0±0,2

0,9

>0,05

Оценка кол-ва результативных передач в нападении

2,3±0,3

0,9

2,2±0,3

0,3

>0,05


                                                                                  Примечание

P >0,05, различия статистически не достоверны, различий нет


Из таблицы 2 видно, что контрольная и экспериментальная группа до педагогического эксперимента по результатам игровой деятельности находятся на одном уровне.  

                                                                                                Таблица 3  

Наблюдение за игровой деятельностью  в нападении студентов контрольной и экспериментальной групп после педагогического  эксперимента.




            Тесты 


Контрольная группа

Экспериментальная группа



    P

    


Me

    


Me

Оценка точности ближних бросков

2,7±0,3

0,6

2,2±0,3

0,08

<0,05

Оценка точности дальних бросков

1,7±0,1

0,9

1,6±0,1

0,9

>0,05

Оценка точности штрафных бросков

3,2±0,3

0,9

3,1±0,3

0,9

>0,05

Оценка эффективности подбора

1,5±0,3

0,004

2,6±0,1

0,3

<0,05

Оценка потерь мяча в нападении

3,7±0,3

0,003

2,2±0,3

0,9

<0,05

Оценка кол-ва результативных передач в нападении

2,1±0,3

0,9

1,7±0,3

0,3

<0,05


                                                                                   Примечание:

    P <0,05, различия статистически  достоверны, различия есть.


Из таблицы 3 видно, что после педагогического эксперимента результаты в контрольной группе не изменились, а результаты в экспериментальной группе улучшились.  Необходимо уточнить, что полученные в результате педагогического эксперимента данные сравнивались с модельными характеристиками. Улучшение показателей приводило к уменьшению числовых данных, а ухудшение – к их увеличению.

                                           



















                                      






                                               Выводы:

   1.Показатели технико-тактической подготовленности студентов разных учебных групп  торгово-экономического института до эксперимента не имеют статистически достоверных различий.

   2. Анализ шести показателей  эффективности игровой деятельности студентов торгово-экономического института контрольной и экспериментальной групп не выявил статистически достоверных различий.

   3. Развитие тактического мышления у студентов не физкультурных вузов на занятиях по баскетболу предполагает использование теоретических заданий в виде тактических задач по изученной теме.

   4.Решение тактических задач активизирует мыслительные процессы у студентов на занятиях по баскетболу и формирует привычку анализировать  собственные действия и действия партнеров во время соревновательной деятельности.

   5. Включение в учебные занятия по баскетболу решений тактических задач повышает эффективность игровых соревновательных действий по следующим показателям:

   - точность ближних бросков

   - эффективности подбора мяча

   - потери мяча в нападении

   - Оценка кол-ва результативных передач в нападении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.