Рефераты. Обучение групповым тактическим взаимодействиям в нападении на основе развития тактического мышления ...

       «Малая восьмерка»  Организация. Начальное расположение напоминает треугольник, мячом владеет средний игрок. Игрок с мячом начинает ведение в сторону одного из партнеров. Игрок, в сторону которого выполняется ведение выходит навстречу и получает передачу из рук в руки в момент пересечения. Далее игрок передававший мяч делает рывок к корзине с последующим восстановлением позиции на фланге. Нападающий с ведением следует в сторону третьего партнера, также совершающего встречное движение. В момент их пересечения также происходит передача мяча из рук в руки. Дриблер вновь занимает место в центре площадки замыкая «восьмерку», а передавший мяч занимает место на фланге. Цикл повторяется несколько раз. В определенный момент любой из игроков открывается, получает мяч в удобной позиции и выполняет броско в кольцо.

3. В исследовании применялись специально разработанные карточки – задания, направленные на развитие тактического мышления.

      Обучение вышеописанным тактическим взаимодействиям необходимо даже для студентов нефизкультурных вузов. Тактические взаимодействия выполняемые студентами влияют на развитие мышления в целом. Это благоприятно сказывается на личностных качествах каждого студента.



                           1.3 Общие понятие о мышлении

      Предметы и  явления  действительности  обладают  такими  свойствами  и отношениями, которые можно познать непосредственно, при  помощи  ощущений  и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение  и  перемещение  тел  в  видимом пространстве), и такими свойствами  и  отношениями,  которые  можно  познать лишь  опосредованно  и  благодаря  обобщению,  т.е.  посредством   мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение  действительности,  вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и  явлений, закономерных связей и отношений между ними.

      Первая особенность мышления - его  опосредованный  характер.  То,  что человек не  может  познать  прямо,  непосредственно,  он  познаёт  косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное  -  через  известное. Мышление  всегда  опирается  на  данные  чувственного  опыта   -   ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые  теоретические  знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

      Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что  все свойства  этих  объектов  связаны  друг  с  другом.   Общее   существует   и проявляется лишь в отдельном, в конкретном (Маркосян А.А. 1999)

      Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе  сходных объектов. Обобщённость  также  присуща  и  образам  (представлениям  и  даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же  позволяет обобщать  безгранично.  Философские  понятия  материи,   движения,   закона, сущности, явления, качества,  количества  и  т.д.  -  широчайшие  обобщения, выраженные словом.

      Мышление  -  высшая  ступень  познания   человеком   действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и  представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма  с  окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации  перерабатывается мозгом.  Наиболее  сложной  (логической)   формой   переработки   информации является деятельность мышления. Решая  мыслительные  задачи,  которые  перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы  и  тем  самым  познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой  основе преобразует мир.

      Мышление  не  только  теснейшим  образом  связано   с   ощущениями   и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения  к  мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в  выделении  и  обособлении предмета или  признака  его,  в  отвлечении  от  конкретного,  единичного  и установлении существенного, общего для многих предметов (Мельников В.М., 1987)

      Мышление  выступает  главным  образом  как  решение  задач,  вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми  жизнью.  Решение  задач всегда должно дать человеку  что-то  новое,  новые  знания.  Поиски  решений иногда  бывают  очень  трудными,  поэтому  мыслительная  деятельность,   как правило,  -  деятельность  активная,  требующая  сосредоточённого  внимания, терпения.  Реальный  процесс  мысли  -  это   всегда   процесс   не   только познавательный, но и эмоционально-волевой. (Маркосян А.А. 1969)

      Мышление неразрывно связано с  речевыми  механизмами,  особенно  рече - слуховыми и рече - двигательными.  Мышление также  неразрывно  связано  и  с  практической  деятельностью людей.  Всякий  вид  деятельности  предполагает  обдумывание,  учёт  условий действия, планирование,  наблюдение.  Действуя,  человек  решает  какие-либо задачи.  Практическая  деятельность  -  основное  условие  возникновения   и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

      Мышление  -  функция  мозга,  результат  его   аналитико-синтетической  деятельности.  Оно  обеспечивается  работой  обеих  сигнальных  систем   при ведущей роли второй сигнальной системы. При  решении  мыслительных  задач  в коре  мозга  происходит  процесс  преобразования  систем  временных  нервных связей. Нахождение новой мысли  физиологически  означает  замыкание  нервных  связей в новом сочетании.

      Мыслительная  деятельность   человека   представляет   собой   решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие  сущности  чего- либо.  Мыслительная  операция  -   это   один   из   способов   мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

      Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез,  сравнение, абстрагирование,   конкретизация,   обобщение,   классификация.   Какие   из логических операций применит человек, это будет  зависеть  от  задачи  и  от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. (Мельников В.М. 1987)

      Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты  действительности  в  их  связях  и отношениях.   Каждое   суждение   есть   отдельная   мысль    о    чём-либо.

       Последовательная  логическая  связь  нескольких  суждений,  необходимая  для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь,  найти ответ на вопрос, называется  рассуждением.  Рассуждение  имеет  практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу,  умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

      Умозаключение - это вывод из нескольких  суждений,  дающий  нам  новое знание о  предметах  и  явлениях  объективного  мира.  Умозаключения  бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о  нескольких  единичных  случаях  или  о  группах  их человек делает общий вывод.  Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть  вывод  частного  случая  из общего положения, переход мысли от общего к менее  общему,  к  частному  или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная  общее  положение,  правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

      Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного к  частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании  сходства двух предметов  в  некоторых  отношениях  делается  вывод  о  сходстве  этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии  лежит  в  основе создания многих гипотез, догадок.

      Результаты  познавательной  деятельности  людей  фиксируют   в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его  сущность.  Понятие  -  есть отражение существенных признаков  предмета.  Чтобы  эти  признаки  раскрыть, нужно  всесторонне  изучить  предмет,  установить  его   связи   с   другими предметами. Понятие  о  предмете  возникает  на  основе  многих  суждений  и умозаключений о нём.

      Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим  продуктом мозга, высшей ступенью познания мира. Каждое  новое  поколение   людей   усваивает   научные,   технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в  процессе исторического развития.

      Усвоить понятие - это значит осознать его содержание,  уметь  выделять существенные признаки, точно знать его  границы  (объём),  его  место  среди других  понятий  с  тем,  чтобы  не  путать  со  сходными  понятиями;  уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

  Мыслительная деятельность человека проявляется  в  понимании  объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач. Понимание - процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие,  речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д.   Понимание  может  быть  включено  в  процесс  восприятия   объекта   и  выражаться в узнавании,  осознании  его,  оно  может  осуществляться  и  вне  восприятия.  Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.

      Действуя, человек решает  разнообразные  задачи.  Задача  представляет собой  ситуацию,  которая  определяет  действие  человека,  удовлетворяющего потребность путём изменения этой ситуации.

      Сущность задачи состоит в  достижении  цели.  Сложные  задачи  человек  решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую  потребность,  он затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует.

      Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственных  действий,  другие  задачи  решает  опосредованно,   путём приобретения знаний, необходимых для анализа  условий  задачи.  Задачи последнего типа называются мыслительными. Задачный подход широко используется в педагогике и в педагогике спорта в частности. Одним из таких способов является решение тактических задач, предложенных тренером на теоретическом и практическом уровнях. ( Полянчиков, Д.В., 2003.) 

      Выделяют три  вида мышления:  конкретно-действенное,  или  практическое,  конкретно-образное  и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и  на  основании  особенностей задач - практических и теоретических.  В практике баскетбола речь идет о практических задачах. Практическое  мышление  это  прежде  всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании  техники  и  в умении  человека   самостоятельно   решать   технические   задачи.   Процесс технической  деятельности   есть   процесс   взаимодействий   умственных   и практических компонентов  работы.  Сложные  операции  абстрактного  мышления переплетаются с практическими  действиями  человека,  неразрывно  связаны  с ними. Характерными особенностями  конкретно-действенного  мышления  являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям,  частностям  и  умение использовать  их  в  конкретной  ситуации,  оперирование   пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от  размышления  к  действию  и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется  единство мысли и воли.( Полянчиков, Д.В, 2003)

    . Согласно теории функ­циональных систем П.К.Анохина (1973), этапы деятельности системы, которые можно объединить термином "тактическое мышление", таковы.

 1.Восприятие необходимой информации (перцепторное или информацион­ное решение). В качестве главной особенности процесса восприятия необхо­димо отметить селективный характер внимания человека, которое направляет на этап эффективного синтеза только значимую в данный момент информацию, а не всю находящуюся в поле зрения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.