Рефераты. Обучение групповым тактическим взаимодействиям в нападении на основе развития тактического мышления ...

 2. Эффективный синтез. На этапе эффективного синтеза происходит взаимо­действие  детерминант игровой деятельности, рассмотренных выше. На резуль­тат эффективного синтеза, главным образом, влияет взаимодействие мотива­ции и памяти, а также обстановочных аффектаций и пускового стимула. Академик Анохин подчеркивал, что прошлый опыт, взаимодействующий с мотивацией, играет сам по себе огромную роль в процессе мышления. Главной
чертой прошлого опыта является его специальная направленность. Эти данные подтверждаются и выводами зарубежных психологов. Однако, если рассматри­вать не функциональную систему вообще, а процесс психической организации игровой деятельности, то очевидно, что и другие детерминанты (эмоции,
межличностные отношения, оценка риска и конфликтности ситуации и др.) участвуют в афферентном синтезе мыслительного спортсмена.

 3. Принятие решения. Общепринятой точкой зрения является признание того положения, что этот процесс заключается в выборе одного решения из нескольких альтернатив, определенных в процессе афферентного синтеза. Не снимает этот тезис и предположения А.В.Родионова (1971) о свертывании"
способов решения и выборе наиболее оптимальных. В.Н.Пушкин (1959) счита­ет, что, по всей вероятности, пластичность процессов мышления такова, что позволяет совмещать дизъюктивный и недизъюктивный (интуитивный) его характер в зависимости от условий протекания деятельности.

4. Коррекция принятых решений. Участие этого процесса в деятельности системы осуществляется в трех видах:

 а) до начала действия;

 б) во время выполнения действия;

  в) после выполнения действия.

  И каждый раз процесс тактического мышления, хотя в большинстве случаев он лишь уточняет первоначальный план-замысел, начинает действовать снача­ла, т.е. носит циклический характер. В вариативных конфликтных ситуациях игры чаще всего выделяются две главные черты тактического мышления: дефицит времени и дефицит информации. Дефицит информации представляет собой дефицит необходимых сведений о состоянии объекта. В спортивных играх дефицит информации - вероятностные знания предполагаемых действий соперников и партнеров, выражается в назначении дальнейшего развития ситуации. А.В.Родионов (1971) описывает характер информации, получаемой спортсменом в игре, следующим образом:

 а) дефицит информации в условиях;

6) нестандартность условий:

в) структурирование - организация элементов игровой задачи в единое целое.

 А Я Гальперин (1974) рассматривает полученную субъектом информацию как ориентировочную основу действия, т.е. совокупность условий, на которые ориентируется субъект при выборе поведения.

                   1.4  Особенности мышления в баскетболе.

       В спортивных играх, в частности в баскетболе, процесс развития тактического мышления является одной из наиболее важных задач. Современный баскетбол предъявляет высокие требования к умению быстро принимать решения и действовать в самых разнообразных ситуациях, а затем анализировать и сопоставлять полученный результат с максимально возможным.   Основой тактических действий спортсменов, по мнению многих авторов, является тактическое мышление, которое протекает по принципу "акцептора действия" и предполагает активно-поисковый выбор решения на основа ассоциативных связей, возникающих между опытом и текущей информацией. Анализируя литературу поданному вопросу, мы пришли к выводу, что мнения
различных авторов в отношении сущности процесса мышления в основном сходны. Так, С.Л.Рубинштейн (1966) считал, что мышление исходит  из  проблем­ной ситуации и определяется соотношением условий деятельности и ее целей. Он также  отмечал, что "мышление является формой ориентировки, к которой мы прибегаем тогда, когда другие ее формы недостаточны". Обобщая перечис­ленные точки зрения, можно заключить, что характерными чертами процесса мышления являются с одной стороны поиск информации, сообщающий субъек­ту о степени расхождения ожидаемой ситуации и действительной, а с другой - поиск способов достижения намеченного результата. Мыслительная деятельность спортсмена в  конфликтных вариативных ситуациях игры. вместе с тем, несколько  отличается от  «высшего человеческого мышления» данного в определении Л.Г. Воронина (1979). Он Определяет  мышление как работу мозга, в которой человек при помощи слов  и образов может представить и выразить  свое отношение к предметам  и явлениям действительности.

   Мыслительные процессы в рассматриваемом нами виде деятельности ближе к понятию «оперативное мышление» применяемому в психологии.  Оперативное мышление является разновидностью практического мышления. Главной чертой оперативного мышления  являемся то, что оно представляет собой "мышление действиями»  и не предполагает ведущего участия сигнальной системы. Естественно, этот термин применяется для обозначения процессов приема и переработки информации, определяющих пути достижения цели деятельности спортсменов в спортивных играх и единоборствах и применяется наравне с понятием "тактическое мышление". Понятие "тактическое мышле­ние" рассматривается специалистами разных видов спорта. Наряду с этим, многие авторы обозначают умение спортсменов принимать оптимальные решения в игре и эффективно их выполнять терминами "игровая ориентировка", "ситуативная ориентировка" П.Я.Гальперин (1974) трактует ориентировку несколько шире. Но под ней он понимает качество, присущее человеку, а определенный процесс, т.е. "все формы психической деятельности субъекта в проблемной ситуации". Специалисты по психологии и спортивным играм делят процесс ориентиров­ки на три части: ориентировочную, исполнительную и контрольную. Как и вся ориентировочная деятельность, процесс тактического мышления протекает по принципу "опережающего отражения" внешнего мира

     Игровую информацию, описан­ную нами, автор называет неполной ориентировочной основой действия в отличие от полной, когда дефицита информации и нестандартности условий  нет. Поэтому представляется возможным выделить следующие факторы, де­терминирующие "тактическое мышление" спортсменов во время игры: дефи­цит времени для ориентировки и неполную ориентировочную основу действия. Однако заметим, что эти особенности, по мнению ряда авторов, касаются только стадии информационной подготовки решения, т.е. процессов восприя­тия и афферентного синтеза.

   Многие авторы в области баскетбола  (Лаптев А.В., Хайрулин Р.С., 2006, Гомельский А.Я., 1997, Игошев С.Б., 2003, Портнов Ю.М., 2002, Татаржицкий С.Е., 2006, Халиль Х.И., 2000)  уделяют большое внимание изучению техники, тактической и физической подготовке, и лишь не много изучению психических процессов, способствующих развитию тактического мышления.

Таким образом, анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод, что вопрос о развитии тактического мышления  в учебно-тренировочном процессе студентов, несмотря на очевидную значимость, раскрыт недостаточно.

    Становиться актуальной необходимость изучения выявленной проблемы, которая заключается в том, что существующая в данный момент теория не позволяет ответить на запросы практики по данному вопросу.



      

     

     Глава 2  Цель, задачи, методы и организация

исследования

 2.1 Цель и задачи исследования

      Цель исследования: проверка выдвинутого предположения о целесообразности включения в учебно-воспитательный процесс со студентами не физкультурных вузов средств, направленный на развитие тактического мышления для повышения эффективности  результативности игровой деятельности  в баскетболе.

Объектом исследования является содержание и организация  учебно-воспитательного процесса при изучении баскетбола студентами не физкультурных вузов.

      Предмет исследования представляет собой взаимосвязь направленного развития тактического мышления и эффективность игровой деятельности и эффективности игровой деятельности при изучении баскетбола.


                            Задачи исследования.

1.Опредлить уровень технико-тактической подготовленности  студентов контрольной и экспериментальной группы.

2.Разработать задания для развития тактического мышления при изучении баскетбола студентами не физкультурных вузов.

3.Определить эффективность игровых действии  у студентов торгово-экономического института, изучающих баскетбол.

4.Проверить эффективность подобранных заданий, направленных на развитие тактического мышления для  повышения эффективности игры в баскетбол у студентов не физкультурного  вуза.


 



                                       2.2  Методы исследования:

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования

1.   Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

2.   Педагогическое наблюдение.

3.   Спортивно - педагогическое тестирование.

4.   Педагогический эксперимент.

5.   Статистическая обработка экспериментальных данных.

   

       Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

     Анализ литературы проводился с целью получения объективных данных по состоянию изучаемого вопроса. Основное внимание было сосредоточено на источниках, рассматривающих следующие  проблемы:

    1. Значение баскетбола, в процессе физического    воспитания студентов.

    2. Современное представление о тактике игры в баскетбол.

   3. Общее понятие о мышлении и значение мышления для игры в баскетбол.

     4. Поиск методики, позволяющей развивать тактическое мышление.

       Было изучено 55 отечественных авторов: учебники, программы, авторефераты, лекции,  учебные пособия по спортивным играм  спортивной психологии, спортивной физиологии, психологической подготовке баскетболистов,  баскетболу.



                       

                          2.3 Организация исследования.

                            Педагогическое наблюдение.

        Педагогическое наблюдение проводилось с целью определения эффективности игровой деятельности студентов в процессе проведения соревнований по баскетболу. Фиксировались штрафные, броски со средней дистанции, количество потерь мяча, количество подборов мяча, отскочившего от щита соперника, количество «результативных» (атакующих) передач с помощью специально разработанного протокола (Девяткин П.Ю, с соавт., 1988) Лосин Б.Е. 2003) (см. приложение 3 )

                 Спортивно – Педагогическое тестирование.

    Спортивно – педагогическое тестирование проводилось в условиях учебно-тренировочного процесса по баскетболу. В нем приняло участие 26 студентов торгово-экономического института. Спортивно-педагогическое тестирование включало в себя тесты по определению физической  и технической подготовленности студентов не физкультурного ВУЗа. Всего использовалось в исследовании  7 тестов. Результаты тестов фиксировались в специальном протоколе. (приложение 1) Ниже перечислены тесты и их содержание.

    Тест 1. Быстрота бега

 Игрок выполняет прямолинейный рывок на 20 м, стартуя по сигналу из-за лицевой линии площадки в баскетбольной стойке, выполняется 1 попытка. Время фиксируется до десятых долей секунды.

    Тест 2. Скоростная техника

 Игрок выполняет обводку змейкой трёх препятствий размером 0,5 Х 0,5 и высотой не менее 1 метра, прямолинейно расположенных вдоль площадки в центре штрафных бросков и средней линии, заканчивая ёё броском в корзину.   Ведение  начинается  из-за лицевой линии под щитом, обводит препятствия, ведя мяч правой рукой и бросает в кольцо из под щита произвольным способом, тут же берёт другой мяч, лежащий вне площадки, на расстоянии 0,5 м за лицевой линией под щитом и продолжает тест в обратную сторону, ведя мяч левой рукой, заканчивая броском из под щита или кольца (время измеряется с точностью до одной десятой секунды). Игроку даются две попытки с интервалом 30 с, фиксируется лучшее время одной из них; в случае неточного броска попытка аннулируется (в период отдыха следующий игрок может выполнить очередную попытку).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.