Рефераты. Обучение групповым тактическим взаимодействиям в нападении на основе развития тактического мышления ...

   Индивидуальным тактическим действием называется такое действие, которое игрок осуществляет без участия партнера по команде и которое направлено   на решение отдельной тактической задачи.

      Групповые тактические действия решают часть командной задачи. Они осуществляются при взаимодействии двух,   трех и большего числа игроков.  В командных действиях участвуют все пять игроков.  

       Командные действия направлены на    решение общекомандной задачи, им подчинены индивидуальные и групповые действия. Командные действия осуществляются различными способами через различные   системы игры и комбинации.

        Формами ведения игры являются внешние проявления действий команды на площадке. Формы ведения игры могут быть активными и пассивными, что в первую очередь обуславливается решением определенных тактических задач, обстановкой, в которой проходит игра, и возможностями   команды.  Процесс обучения тактике выделяет две важные стороны подготовки спортсмена - теоретическую и практическую.

        Теоретическая подготовка предусматривает использование всех форм самостоятельной работы баскетболиста. Например: изучение особенностей тактики игры по литературным источникам и киноматериалам, обобщение собственных наблюдений на соревнованиях и в процессе  учебно-тренировочных  занятий, изучение особенностей судейства, правил игры   и   т.п.

         Внимание баскетболиста должно быть направлено на тщательный и детальный анализ собственного опыта тактической подготовки и участия в соревнованиях. Анализ материалов личного дневника спортсмена дает возможность сопоставить особенности тактической подготовки на различных периодах и этапах тренировки, определить возможные недостатки и сделать конкретные выводы на будущее.

    Обучение тактике игры неразрывно связано с овладением занимаю­щимися техникой нападения и защиты. Первенство отдается игровым действиям в нападении. А на этапе их совершенствова­ния обучают тактическим контрдействиям в защите. Основу успешных тактических действий баскетболиста в игре составляют уровень развития специальных качеств и способно­стей (быстроты простых и сложных реакций, ориентировки п про­странстве; быстроты тактического мышления и ответных действий и т. п.); степень владения основными приемами техники и умение гибко использовать их в изменяющихся условиях; диапазон тео­ретических знаний по тактике игры.

     Действия отдельных игроков служат структурными элемента­ми тактических взаимодействий группы игроков и команды в це­лом. Здесь результативность обеспечивается взаимопониманием и согласованностью действий всех партнеров.

     В процессе обучения каждому разделу тактики игры условно выделяют несколько этапов.

     На первом этапе ведется работа по развитию у занимаю­щихся специфических качеств и способностей, которые составляют основу успешных тактических действий. Ведущее место здесь за­нимают подготовительные упражнения для развития быстроты ре­акций и ориентировки; упражнения на переключение от одних двигательных действий к другим, подвижные и спортивные игры,

специальные эстафеты.

      На втором этапе в ходе совершенствования технических приемов целенаправленно формируются тактические умения, т.е. Разучиваются индивидуальные тактические действия.  Спортсменам  рассказывается о назначении и возможных условиях выполнения изучаемых приемов. По  мере усвоения основ движе­ния в упрощенных условиях прием выполняется в вариативных ситуациях: в ответ на звуковые или зрительные сигналы; в ответ на изменение расположения соперников или партнеров;  в  ситуации   выбора  ответных действий только на определенные сигнал, и т.п.  Далее условия усложняются введением различного рода помех. Вначале пассивного характера, а затем с постепенным увеличением активности противодействия. Поиск рациональных способов преодоления этих помех и многократное повторение правильно выбранного способа действий составляют основу формирования индивидуальных тактических умений. Затем они закрепляются в условиях игрового единоборства.

  Следующий, третий этап обучения тактике игры направ­лен на усвоение тактических взаимодействий нескольких игроков

Любое групповое действие игроков разучивается в следующей последовательности:

1)рассказ и показ на схеме или демонстрационной доске  вза­имодействий нескольких игроков;

2)разучивание направления, характера перемещений и  содер­жания действий каждого игрока непосредственно на площадке в
условиях пассивного противодействия соперника и в замедлен­
ном темпе;

3)воспроизведение взаимодействия на контролируемой ско­рости и с ограниченной активностью соперника, задаваемой  пе­дагогом;

4)то же, но с активным противодействием в игровых  услови­ях  на ограниченном участке площадки;

5)выполнение изучаемого взаимодействия в двусторонней
учебной игре без каких-либо ограничений активности  нападаю­щих и защитников.

  Групповые действия игроков составляют основу различных так­тических систем ведения игры, в которых участвуют все игроки команды, т.е. являются структурными компонентами командных действий в нападении и защите.

  Освоению взаимодействий между всеми игроками команды, нахо­дящимися на площадке, посвящен четвертый этап обучения тактике баскетбола.

   Командные действия изучаются в той же последовательности, что и групповые. В ходе обучения игроки, прежде всего, должны усвоить начальную расстановку на площадке. Затем они подробно знакомятся со всей схемой маневрирования и содержанием дей­ствий. Далее уточняются отдельные звенья взаимодействий и, на­конец, действия всех игроков снова сводятся воедино.

   Следует подчеркнуть, что командные тактические действия изучаются при участии большого количества игроков и в условие двустороннего противоборства, что создает определенные трудности на отдельных этапах обучения.  Преодолению  возможных трудностей способствует введение плановых ограничений в действии, обороняющихся или нападающих в пространстве и во времени.  Наиболее распространенными из них являются: регламентирование  участков площадки, где разрешены или запрещены те или иные технико-тактические действия; жесткое  лимитирование  количества повторении определенных приемов  сочетаний  в одной игровой фазе; временный запрет на некоторые действия,  уменьшение или увеличение времени владения мячом и  т. п.

     Пятый этап обучения тактике игры - этап комплексного совершенствования изученных тактических действий Он характе­ризуется их многократным воспроизведением в различной после­довательности и в разных сочетаниях в игровых условиях.

     Это могут быть двусторонние учебные игры с различным численным составом команд: при количественном равенстве

(2x2, 3хЗ, 4x4, 5x5) или неравенстве (2x1, 3x2, 4x3, 5x4 и т.п.) игроков. Стимулировать выполнение установок на игру можно по-прежнему в виде начисления дополнительных премиальных очков за успешное воспроизведение заданных технико-тактических действий либо наказанием в виде наложения «штрафных» санкций путем лишения уже набранных очков в случае отсутствия по­пыток их применения. Наиболее объективным критерием усвоения тактики игры и в то же время действенным средством ее дальнейшего совершенство­вания является участие занимающихся в соревнованиях различно­го уровня: чемпионатах класса, школы, города, области и т.д.

      Структурными элементами групповых тактических взаимодействия являются индивидуальные действия игроков, организованные определенным образом. Групповые действия в нападении базируются на согласованных взаимодействиях двух или трех игроков и составляют основу командной игры в тактике. Их успешность требует соответствующего начального взаиморасположения нападающих, взаимосвязанного маневрирования на определенном участке площадки, своевременности и согласованности действий игроков.(Д.И. Нестеровский., 2007)

       Согласно общепринятой классификации  выделяют несколько разновидностей взаимодействий двух игроков: «Передай мяч и выйди», «заслоны», «Двойка», наведение и пересечение.

«Передай мяч и выйди» - простое эффективное взаимодействие игроков. Это взаимодействие может осуществляться разными по амплуа атакующими игроками. Однако принцип взаимодействия остается неизменным: передача мяча, освобождение от опеки защитника, получение мяча в удобной для атаки кольца позиции. Следует подчеркнуть необходимость своевременного использования финтов для успешной реализации данного взаимодействия.

        Заслоны. Целью заслона является – освободить партнера, преградив путь опекающему игроку. Выделяют несколько разновидностей заслонов. При постановке заслона игроку, стоящему на месте, применяют передний, задний, боковой заслон. Их различают в зависимости, где по отношению к сопернику располагается ставящий заслон нападающий.

      Существует ряд общих правил постановки неподвижных заслонов, которые обеспечивают их результативность.

    - Действия нападающих должны быть согласованными и неожиданными для противника.

    - Игрок, которого освобождают заслоном, обязан отвлечь внимание своего опекуна обманными действиями на передвижение, а в случае получения мяча – финтами на бросок, передачу и т.д.

     - Забегать для постановки заслона необходимо быстро и скрытно от опекуна партнера. При постановке заслона нужно встать близко к защитнику, занять устойчивое положение на пути его ожидаемого передвижения.

     - Уход под заслон должен быть своевременным.

    - Игрок, поставивший заслон сразу после прохода партнера обязан вернуться в сторону атакуемого кольца с готовностью получить мяч.

 Типичным и самым простым взаимодействием двух игроков с использованием заслона является «двойка». Это взаимодействие дает эффективный результат при выполнении его различными по функциям игроками с разных позиций. (Хрынин В.А. 2004)

     «Двойка»  Организация. Задание выполняется на баскетбольной площадке. В задании также участвуют 4 игрока. Нападающий и защитник без мяча находятся примерно под 45 градусов к кольцу в районе шестиметровой лини. Нападающий и защитник с мячом также находятся в районе шестиметровой линии но чуть выше, примерно в трех метрах от партнеров. Игрок с мячом выполняет передачу партнеру, сразу бежит и ставить заслон, делает отворот в сторону щита. Игрок, получивший мяч выполняет ведение в сторону кольца.  Игрок, выполнявший заслон, страхует сзади. В нашем комплексе средств мы выполняли 2 разновидности «двойки» Второй вариант двойки – когда игрок вместо ведения выполняет передачу игроку, сделавшему отворот после заслона.

     Групповые тактические взаимодействия трех игроков.

      «Треугольник»  Организация. В начальном расположении игроки занимают места на дальних подступах к корзине, образуя треугольник, основанием обращенный в сторону атаки. игрок мячом занимает вершину треугольника. При розыгрыше мяча используют быстрые передачи с возвращением его в вершину треугольника. После каждой выполненной передачи игрок стремится за счет финтов освободиться от защитника и занять выгодное положение для атаки. Как только игрок удачно освобождается, ему выполняется передача и далее бросок. В нашем комплексе упражнений мы использовали несколько видов «треугольника»: со сменой мест, без смены мест. Бросок выполнялся из-под кольца, со средней дистанции.

      «Тройка»  Организация Расстановка игроков на площадке напоминает треугольник. Мяч у игрока на вершине треугольника. Нападающей с мячом  начинает взаимодействие  передачей в одну сторону, а сам направляется для постановки заслона в другую сторону. Нападающий, которому ставиться заслон открывается под щит или на свободное место, получает мяч и выполняет бросок. Атака в данном взаимодействии выполнялась с разных сторон. Также с разных дистанций выполнялись броски.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.