Рефераты. Методика развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам

Методика обучения якутским прыжкам практически не отличается от методики обучения классическим видам прыжков, т. е. прыжкам в длину и тройному.  Применяются все дидактические и педагогические принципы обучения.  Сложность в процессе обучения представляет то,  что в юношеском возрасте якутские дети заметно отстают в скоростно-силовой подготовке по сравнению со своими сверстниками средней полосы России.  Это было выявлено путем научного исследования,  проходившегося преподавателями  кафедры физического воспитания Якутского госуниверситета  в период с 1969 по 1975 гг. под руководством кандидата педагогических наук И.А. Гусевой:  исследовался уровень физического развития и физической подготовленности школьников различных регионов Якутии (центральные районы, северные и группа вилюйских районов).

В дальнейшем  в периоде  с 1976 по 1980 годы,  факт отставания подтвердился в процессе научного исследования уровня физического развития студентов Якутского Государственного университета,  осуществленного под руководством доктора  педагогических наук,  профессора Н.К. Шамаева.

Поэтому обучение технике выполнение якутских прыжков начинается с обучения правильному  (техническому)  быстрому бегу.

Дальность прыжка  в  кылыы  и  ыстанга  зависит от скорости набранного разбега,  своевременности и правильности отталкивания,  ритмичности выполнения последующих прыжков и приземления.

Последовательность обучения технике национальных прыжков.

1. Обучение технике бега на короткие дистанции.  Выработка скорости  и скоростной выносливости.

2. Создание у занимающихся представления о технике выполнения якутских  национальных прыжков.

3. Ознакомление с понятиями «разбег», отталкивание», «фаза полета», «приземление».

4. Показ и объяснение отдельных элементов техники выполнения прыжков.

5. Показ  техники выполнения  якутских национальных прыжков целиком и  их выполнение занимающимися.

6. Физическая и функциональная подготовка, создания необходимой координации движений у занимающихся.

7. Обучение технике выполнения прыжка по элементам: разбег,  отталкивание,  полет,  приземление.

8. Обучение технике выполнения прыжка в целом совершенствовании этой техники, включении в соревнования.

Первый этап. Беговая подготовка. Как уже отмечалось выше, лучшие результаты по якутским прыжкам показывают спортсмены, имеющие высокие результаты в спринтерском беге (в беге на короткие дистанции),  а именно на 30, 60 и 100 метров, поэтому главная задача  в  системе обучения – научить правильной технике быстрого бега.

         Второй этап.  В системе обучения якутским прыжкам – это показ технике их выполнения, объяснение элементов и выполнение самими занимающимися прыжков с небольшого и среднего разбега.

На этом этапе самым трудным является подбор длины разбега, т.е. выработка умения точно, без снижения скорости, подойти к месту отталкивания и своевременно оттолкнуться. Это достигается очень кропотливой, упорной работой путем многократных повторений.

Существует несколько способов определения длины разбега:

1. Самый простой и распространенный способ.  Многие спортсмены начинают подбирать длину разбега с места отталкивания.  Они ставят на брусок отталкивания толчковую ногу  и  начинают разбег  в обратную сторону.  Достигая наивысшей скорости,  совершают отталкивание.  Это место отмечается и становится линией начала разбега.  Если у них стабильно хороший бег,  эта длина может служить постоянным разбегом.  Но для ее определения нужно проделать многократное повторения разбега, а также сделать уточнение,  корректору.

2. Тренер должен дать возможность выполнить прыжок с полного разбега. При этом отталкивание можно совершить с любой линии. После

многократного повторения разбега это расстояние измеряется рулеткой, и оно становится постоянной длиной разбега.

Ноги в исходном положении до начало разбега должны быть на одном уровне, руки на коленях, туловища слегка наклонено вперед, с его падающего движения вперед и начинается разбег.

При определении длины разбега следует ориентироваться на число беговых шагов. Если прыгун начинает разбег с маховой ноги,  то число его беговых шагов будет нечетным (17-19-21), а если с толчковой ноги то – четным (18-20-22).

Подбор длины разбега – это очень тонкая, упорная и кропотливая работа тренера и спортсмена.  На точность разбега может повлиять ветер,  состояние погоды, грунта беговой дорожки, а также самочувствие самого спортсмена.

Учитывая это обстоятельство, сами спортсмены и тренеры должны уметь корректировать,  уточнять и изменять длину своего разбега.

Чтобы не забыть длину разбега, многие прыгуны измеряют свой разбег ступнями, но для оптимальной рекомендуется все же измерять его рулеткой.

Третий этап начинать применять методику обучения якутским прыжкам лучше всего с использования специальных прыжковых упражнений. Такими специальными прыжковыми упражнениями являются  сами якутские прыжки – скачки на одной ноге (кылыы), прыжковые упражнения с ноги на ногу (ыстанга), прыжки на двух ногах с одновременным отталкиванием двумя ногами (куобах). Эти упражнения нужно применять в различных вариантах и сочетаниях.  Например: три скачка на одной ноге, затем три на другой. Или: тройные, пятерные прыжки. При выполнении этих прыжков оттачивается техника. Особенно нужно обратить внимание на способ отталкивания, ритм выполнения с последующих прыжков, способ приземления. Кроме указанных прыжков также: прыжки со скакалкой, прыжки в длину, тройной прыжок, прыжки через различные снаряды, прыжки с возвышенности, с предметом, прыжки с горки, на горку и т.д.

После освоения техники выполнения отдельных прыжков переходим к прыжкам с небольшого и среднего разбега (8-10 беговых шагов). Прыжки не следует совершать сразу полном количестве – одиннадцать, а по нарастающей - 5,7,9,11. Отталкивание можно проводить с любого места, т.е. не обязательно точно попасть на планку, но расстояние между началом разбега и местом отталкивания должно быть измерено. Это в дальнейшем поможет точному подбору длины разбега.

Заключительный этап. Обучение составляют прыжки с полного разбега,  с начала в полсилы, затем в недельном цикле тренировки следует один или два раза давать возможность прыгать максимально – с измерением результатов. [12, с.80]

Изучение и совершенствование техники прыжков «кылыы» и «ыстанга»

1. Нужно научиться спринтерскому бегу и мощно от­талкиваться ногами. Основные упражнения следующие:

а) прыжки с ноги на ногу, на одной и двух ногах, прыжки на протяжении 30—50, 100 м;

б) прыжки через барьеры, через мячи, расставленные близко друг от друга или другие предметы;

в) напрыгивание на предметы, прыжки в гору;

г) доставание высокого предмета с разбега или с места, отталкиваясь одной, другой  или двумя ногами;

д) прыжки в высоту способом «перешагивания» или «флолом», прыжки в длину и с разбега.

Для  овладения техникой бега и повышением скорости применяются следующие упражнения:

а) семенящий бег, бег с высоким подъемом бедра;

б) короткий спринт с хода и со старта на 20—60 м;

в) длинный спринт на 150—300 м.

2. Овладение целостной схемой прыжков в сочетании с разбегом. Освоению способствуют прыжки «кылыы» и «ыстанга», выполняемые с 2, 4, 6 беговых шагов разбега. Необходимо обратить внимание на отдельные элементы техники - на первое и загребающее отталкивания, рациональный ритм разбега. Конечно, возможны ошибки. Одна из них торопливость при первом и последующих отталкиваниях, особенно в «кылыы». Толчок, как мы уже говорили, должен выполняться с мощным проталкиванием вперед. Иначе в момент отталкивания спортсмен будет «натыкаться» на ноги, тормозя, продвижение вперед. Для исправления этих ошибок хорошо служат прыжки в длину с разбега в положении широкого шага, а также специальные имитационные упражнения. Их можно выполнить в начале и в конце   тренировки.

Для овладения ритмом разбега используются:

а) повторные пробегания отрезков от 30 до 40 м с постепенным повышением скорости на последних шагах;

б) бег через барьеры (76,4 см) тремя беговыми шагами;

в) пробегание разбега под уклон с последующим выходом на горизонтальную поверхность (с обозначением толчка);

г) пробегание полного разбега по заровненной дорожке (с обозначением и без обозначения толчка) с переходом на свободный бег. По оставленным следам можно выяснить причину отклонения.

3. Дальнейшее совершенствование техники прыжков «кылыы» и «ыстанга» в сочетании с разбегом. Основными средствами подготовки являются сами прыжки, выполняемые с более длинного и быстрого разбега. Для совершенствования ритма разбега с толчком применяются выталкивания через 3-5 беговых шагов, тройные, пятерные и семерные прыжки с 8—12 шагов или с полного разбега.

Изучение и совершенствование техники прыжка «куобах»

Можно выделить два этапа:

1. Овладение навыками отталкивания. Для этого рекомендуются следующие упражнения:

а) доставание руками предмета, подвешенного над головой с разбега или с места, отталкнувшись ногами.

б) прыжки на двух ногах через мячи, расставленные на 2 м.

в) прыжки на двух ногах через барьеры (76,4 см), расставленные на 1,5 м. Сначала можно прыгать маленьким подскоком между барьерами, дальше уже без остановки.

г) прыжки через маты, отталкиваясь двумя ногами.

д) «чехарда» - при проведении групповой тренировки. Можно прыгать и двоим.

е) прыжки на месте, отталкнувшись ногами с последующим подтягиванием бедер к груди.

2. Овладение ритмом разбега и совершенствование техники. К этому времени спортсмен в какой-то мере уже познал целостную схему прыжка. Основными упражнениями будут сами прыжки с более мощным отталкиванием и длинной полетной фазой. Для изучения ритма разбега надо выполнять эти упражнения, но с разбега. Полезны также тройные, пятерные прыжки с разбега. Для совершенствования техники выполняются специальные имитационные упражнения: прыжки в длину с места, отталкивание под большим углом вперед с места, с подготовительным прыжком, раскачивание на кольцах, имитируя маховые движения ног. Хороший эффект дают выполнения прыжка «куобах» с резиновым амортизатором, один конец которого привязывается за пояс, а другой поддерживается партнером. Упражнения можно, делать на отрезках от 40 до 50 м. Для достижения необходимого наклона выполняются прыжки куобах в гору. [29, с. 17]

В деле обучения якутским прыжкам нет готовых рецептов. Каждый преподаватель должен иметь свой почерк, свой метод и свою методику обучения. Только при таком условии он сможет достичь большого успеха и результата.

Подготовка спортсменов, особенно прыгунов, - сложный и длительный и воспитательный процесс. Он включает в себя техническую, тактическую, физическую (общую и специальную), психологическую, моральную и теоретическую подготовку. Все эти виды подготовки между собой тесно между собой взаимосвязаны, едины, обеспечивают рост спортивно- технических результатов. Процесс подготовки должен носить строго индивидуальный характер в зависимости от возможностей каждого занимающегося. Основным средством спортивной подготовки являются физические упражнения. Все упражнения должны быть направлены на развитие определенных физических качеств. Например: силы, быстроту, выносливость, координации и т.д. Физическая подготовка прыгунов делится на общую и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение подвижности в суставах, и эластичности мышц, на улучшение таких качеств как ловкость и координация движений, на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение работоспособности и т. д. Для решения этой задачи используются разнообразные общеразвивающие  упражнения, выполняемые в различных положениях на месте, в движении, с наклонами, поворотами, с предметом и без предмета, с партнером или группами и т. д.  Все эти упражнения могут быть как общего воздействия, так и направленного на развитие отдельных групп мышц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.