Рефераты. Круговая тренировка как средство оптимизации учебно тренировочного процесса

- скоростные упражнения, затем - упражнения на специальную выносливость;

- скоростно-силовые, затем - упражнения на общую вы­носливость;

- упражнения на специальную выносливость (в небольшом объеме), затем -упражнения на общую выносливость;

- упражнения на ловкость, затем - на развитие «взрывной» силы;

- упражнения на быстроту, затем - на силу;

- упражнения на ловкость, затем - на быстроту;

- упражнения на восстановление и совершенствование техники игры до и после развития одного из физических качеств (В.М. Дьячков,1961,1970, Н.В. Зимкин,1970).

Надо строить микроцикл так, чтобы повышать эффективность тренировки за счет правильного распределения нагрузки. Положительный эффект в микроцикле (для примера взята структура микроцикла 3-1) дает следующая преимущественная направленность тренировочных заданий (по данным научных исследований):

1-й день микроцикла - скоростно-силовая работа;

2-й день микроцикла - воспитание специальной и общей выносливости;

3-й день микроцикла - развитие скоростных качеств и общей выносливости;

4-й день микроцикла - день отдыха.

В следующие три дня (после дня отдыха) преимущественная направленность тренировочных нагрузок повторяется.

При такой последовательности сменяемости нагрузок и применении одних и тех же средств и методов тренировки в каждом последующем занятии одной преимущественной направленности должны увеличиваться: продолжительность выполнения упражнения, количество повторений и уменьшаться паузы отдыха (Л.П. Матвеев,1976, И.В. Лосева,1997).

Пример: преимущественная направленность тренировки - развитие быстроты перемещения, средство - челночный бег метод -интервальный продолжительность одной серии -10 с. количество серий - 7 отдых между сериями - 50 с.

Следующая тренировка этой же направленности должна проходить с такими дозировками:

продолжительность одной серии -15 с;

количество серий - 9;

отдых между сериями - 45 с.

Увеличение и уменьшение параметров физической нагрузки в однонаправленных упражнениях в итоге дает значительный прирост уровня физической подготовленности баскетболистов.

Для усиления эффекта воспитания двигательных качеств (кроме специальной выносливости) занятие с одной преимущественной направленностью может повторяться 2-3 дня подряд.

Пример: 1-й день микроцикла - воспитание быстроты и «взрывной» силы; 2-й день микроцикла - воспитание быстроты и «взрывной» силы; 3-й день микроцикла - совершенствование техники игры и воспитание общей выносливости.

Такой подход особо необходим при воспитании скоростно-силовых качеств и ловкости баскетболистов.

Разнонаправленные упражнения могут повторяться в каждом микроцикле с разной частотой. Доказано, что прирост прыгучести наблюдается при выполнении упражнений с отягощениями через день, а без отягощения полезно давать прыжковые упражнения (в небольшом объеме) ежедневно.

Ежедневная тренировка общей выносливости, силы мелких мышечных групп и гибкости без отягощения дает положительный эффект, а упражнения на специальную выносливость рекомендуется применять в тренировках как минимум через день.

При воспитании «взрывной» силы надо выбирать такое отягощение, которое не приводило бы к нарушению двигательной структуры технических приемов.

Тренировочные занятия, направленные на воспитание быстроты, лучше проводить после полудня, когда работоспособность организма спортсменов обычно наибольшая. В течение недели оптимальным считается 2-4 занятия на воспитание быстроты.

Однако при построении микроциклов не должно быть механического выполнения того, что запланировано. Необходимо постоянно вносить поправки в соответствии с состоянием спортсменов, условиями занятий и т.п. (М.А. Годик,1980).

Круговая тренировка в подготовительном периоде несет в основном «преодолевающую функцию», т.е. она используется для резкого повышения уровня физической подготовки и для преодоления различных стереотипов.

Круговая тренировка дает сильный стимулирующий эффект с высоким ростом показателей физической подготовленности. Но долгое ее применение не целесообразно и не возможно, т.к. она дает сильное физическое и психологическое утомление.

2.2.2. Использование круговой тренировки в соревновательном периоде.

Постепенное повышение спортивного мастерства игроков и расширение календаря приводит к тому, что структуру годичных соревновательно-тренировочных циклов высококвалифицированных команд сейчас в большей мере определяет международная и внутренняя система соревнований (А.Я. Гомельский,1985, А.Б. Мацак,1988, В.Н. Платонов,1997).

В игровых видах спорта она выступает как важнейший фактор управления процессом подготовки, с помощью которого можно регламентировать приобретение спортивной формы и удержание ее в сроки проведения важнейших турниров.

Поэтому необходимо разумное сочетание серии игр с периодами напряженной тренировки, в процессе которой спортсмены должны достичь состояния наивысшей готовности и сохранить его в нужные сроки (Ю.М. Портнов,1996, Л.П. Федоров,1984,С.М. Вайцеховский,1979).

Важнейшая роль календаря официальных игр, как фактора, определяющего структуру годичного цикла и его приоритет над другими достаточно важными, такими как управление состоянием подготовленности (спортивной формы), календарем коммерческих игр и другими, подтверждается (Ф.П. Суслов, В.А. Сыч, Б.Н. Шустин,1995).

В настоящее время количественные показатели и плотность игр в официальном календаре внутренних и международных соревнований имеют к началу годичного макроцикла вероятностный характер, так как каждый турнир заканчивается серией игр «плей-офф», включающей различное количество кругов и необходимое количество побед для выхода в следующую его стадию.

Все это указывает на то, что система соревнований и в ближайшие годы будет являться ведущим фактором в управлении процессом подготовки команды и становления ее высшего спортивного мастерства.

Таким образам, весь соревновательный период распадается на серию локальных соревнований, где каждый раз команда встреча­ется с новыми соперниками, поэтому необходима локальная подготов­ка к каждому новому туру соревновании.

Такая подготовка может быть выделена в так называемый меж туровой мезоцикл, длительность которого варьирует от 2 до 6 не­дель (чаще всего - 4). Как правило, заключительные 3 недели подготовки проводятся в условиях специализированного сбора (Л.В. Костикова,1980, В.А. Платонов,1988, Ю.В. Верхошанский,1985).

Характерной особенностью меж турового мезоцикла подготовки высококвалифицированных баскетболистов является повышенный объем упражнений (68-70% от общего объема тренировочной работы) техни­ко-тактической направленности. Большая доля этих упражнений должна выполняться с использованием сопряженного метода трени­ровки. Кроме этого, необходимо использование повышенного объема упражнений, выполняемых в анаэробном режиме около 13% от об­щего времени тренировок. Доля упражнений, выполняемых в аэроб­ном режиме, должна составлять лишь 33%. Остальной объем упраж­нений выполняется в смешанном режиме (54%).

В меж туровых мезоциклах рационально строить тренировки по организационно-методической форме круговой тренировки. Она позволит в кратчайшее время вернуть уровень подготовки после соревнований, на уровень предсоревновательного периода. Но необходимо учитывать все факторы при планировании тренировок по данной форме организации. При неправильном планировании можно не только не повысить, но и понизить уровень физической подготовки квалифицированных баскетболистов.

Рост качества специальной подготовки в наилучшей степени достигается в том случае, если тренировочный процесс в меж туровых мезоциклах подготовки будет строиться по модели годичного цикла, т.е. будет включать переходный, восстановительный, специ­ально-подготовительный и предсоревновательный микропериоды (Л.П. Матвеев,1965).

После турового мезоцикла следует соревновательный микроцикл, длительность которого составляет от 3 до 8 дней. За этот период баскетболисты проводят от 2 до 6 официальных игр, в зависимости от разновидности тура. В течение соревновательного микроцикла баскетболисты проводят лишь 1-2 интенсивные тренировки. Первая - так называемый день "приезда" на тур (за один день до первой официальной игры команды).

Основная цель этой тренировки - адаптация к условиям сорев­нований (баскетболисты должны "почувствовать кольцо", приспосо­биться к особенностям зала и т.д.), а также поддержание высоко­го уровня готовности к соревнованиям. В этот период также необходимо включать занятия круговой тренировки. С пониженной интенсивностью и нагрузкой. Идеально строить такие тренировки с использованием упражнений не соревновательного характера. Такие тренировки несут наименьшую эмоциональную и психологическую нагрузку, что не маловажно в предигровых тренировках.

Интенсивная трени­ровка проводится в случае, если в туре есть день отдыха между игровыми днями. На эту тренировку приглашаются, как правило, баскетболисты, которые по различным причинам мало принимали участие в прошедших играх, или молодые баскетболисты, которым необходи­мо еще много работать над повышением уровня мастерства (У.Р. Гравитис, О.Я. Алтберг,1983).

Помимо этого баскетболисты в соревновательном цикле тренируются ежед­невно, обычно в утренние часы, в течение 60-70 минут. Эти заня­тия проходят под контролем тренера, но баскетболисты готовятся к игре самостоятельно, получая при этом от тренера определенные задания и рекомендации. Такие тренировки так же можно планировать по круговой тренировке. От этих тренировок освобождаются лишь игроки, очень уставшие от предыдущих игр, а также те, которые провели на площадке большое количество времени. Интенсивность этих тренировок невысокая, основная их цель - способствовать быстрейшему восстановлению организма баскетболистов после высокоинтенсивных соревновательных нагрузок и поддерживать высокий уровень их готовности к соревнованиям.


























Глава 3. Обоснование методических рекомендаций по применению «круговой тренировки» в практике физической подготовки баскетболистов.

3.1 Обоснование методических рекомендаций по использованию «круговой тренировки» в годичном цикле.

В зависимости от периода подготовки и уровня развития двигательных качеств спортсменов планируется соотношение средств общей и специальной физической подготовки, проводимой методом круговой тренировки. Применительно к требованиям избранного вида спорта она направлена на укрепление органов и систем, повышение функциональных возможностей, а также целевое развитие двигательных качеств.

Физическую подготовку следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по годам обучения, в каждом из них циклически повторяется программа, но на качественно более высоком уровне. В связи с этим особое место в нем занимает планирование общей специальной и профессионально-прикладной физической подготовки, осуществляемой по методу круговой тренировки.

Для планирования круговой тренировки в занятиях используются комплексы упражнений, направленные в первую очередь на общефизическую подготовку учащихся с уче­том специфики баскетбола и программного материала, который изучается на тренировках. Избранный комплекс приме­няется на 4—6 смежных занятиях, после чего производится его коррекция, предусматривающая замену одного, нескольких или всех упражнений комплекса, с тем, чтобы повысить его направленность на решение конкретных задач физической подготовки спортсменов (Шолиг М. ,1980).

Материал по общей, специальной физиче­ской подготовке планируется на все занятия в течение года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.