Рефераты. Круговая тренировка как средство оптимизации учебно тренировочного процесса

Четырехмесячный педагогический эксперимент Романенко В. А., Максимович В. А., (1986) при двух полуторачасовых занятиях в неделю показал, что моторная плотность уроков круговой тренировки различной физиологической направленности колеблется в пределах 58—87%, средний пульсовый режим равен 167 уд/мин. Такие режимы способствовали некоторой перестройке основных функциональных систем организма. Показатели внешнего дыхания у мужчин и женщин возросли в среднем на 19%, мышечной силы - 9%, устойчивости к недостатку кислорода на 19%. Одновременно наблюдалось снижение частоты сердечных сокращений на 8%. В среднем на 48% улучшилась физическая подготовленность занимающихся.

2.2 Структура спортивной подготовки

Современная система спортивной подготовки включает в себя три взаимосвязанные подсистемы: соревнований, тренировки, а также факторов, повышающих эффективность соревновательной и тренировочной деятельности (Желязков Ц.П.,1998, Матвеев Л.П.,1997, Платонов В.Н.,1997, СусловФ.П.,1995).

В процессе многолетней подготовки спортсменов от новичков до мастеров спорта международного класса удельный вес и время, затрачиваемое спортсменами на реализацию главных задач в рамках этих подсистем, все время меняется. Поэтому в теории спорта выделили три стадии в системе многолетней подготовки: стадию базовой подготовки, реализации максимальных возможностей и спортивного долголетия (А.Д. Новиков,1970, Л.П. Матвеев,1970).

Каждая стадия включает ряд этапов. Четких границ между стадиями и этапами не существует, т. к. их продолжительность связана с уровнем подготовленности, биологическим и паспортным возрастом спортсменов. Поэтому чаще всего стадии и этапы связывают с обучением в спортивной школе в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах, в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, а в спортивных играх - с включением юных игроков в юношеские, юниорские, клубные взрослые и основные сборные команды страны (А.И. Голубев,1989, А.В. Романцов,1970).

В современном спорте построение подготовки на всех этапах связано с конкретными годичными соревновательно-тренировочными циклами, а на этапах высших достижений также с четырехлетними олимпийскими спортивными циклами.

Проблемы оптимального построения подготовки в этих циклах состоят именно в том, чтобы, опираясь на объективные закономерности тренировочного и соревновательного процессов, придать им формы, наиболее полно обеспечивающие решение намеченных целей и условия их реализации (на главных соревнованиях года, четырехлетия или в ходе длительных турниров в спортивных играх) (И.В. Лосева,1997, Ю.М.Портнов,1997).

По мере развертывания многолетнего процесса подготовки структура годичного цикла постоянно изменяется и усложняется, т. к. изменяются задачи, возраст, уровень подготовленности и мастерства спортсменов, а также их узкая или широкая специализация в рамках отдельного вида спорта.

Годичный цикл является естественным биологическим ритмом, которому подчиняется вся живая природа, в том числе и человек. Периодические чередования времен года, а следовательно, и климатических факторов всегда накладывали отпечаток на деятельность человека, вызывая сезонные колебания его функционального состояния и работоспособности (Ю.Г Травин, Б.Н. Кондратьев,1997).

В связи с этим уже древние греки понимали, что необходимо строить подготовку своих атлетов перед Олимпиадами в годичном цикле по периодам. Отсюда возник и сам термин "периодизация" тренировки.

В годы наивысшего развития Олимпийских игр древности участникам состязаний предлагалось пройти почти десятимесячный период предварительной подготовки, а затем один месяц специально готовиться и тренироваться на месте проведения Олимпиад под руководством специалистов.

Развитие спорта в XX веке, рост спортивных достижений, опыт проведения чемпионатов мира, Европы и особенно летних Олимпиад показали, что кратковременная тренировка не в состоянии обеспечить полноценную подготовку спортсменов (Л.В. Костикова,1980).

Годичная тренировка может строится из одного макроцикла (одноцикловая), на основе двух макроциклов (двухцикловая), трех макроциклов (трехцикловая) и т. д. В каждом макроцикле выделяются три периода - подготовительный, соревновательный и переходный. При двух и трех цикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название "сдвоенного" и "строенного" циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

2.2.1 Использование круговой тренировки в подготовительном периоде.

На выбор количества и длительности больших циклов влияет ряд факторов. Календарь соревнований, управление развитием спортивной формы, сезонно-климатические условия и биоритмические колебания жизни человека и общества в пределах календарного года. Изменения, происходящие во внешней среде в течение года, особенно в средних и высоких широтах, столь очевидны, что не возникает сомнений в том, что в организме человека должны регистрироваться ответные колебания (Ф.П.Суслов, Л.В. Костикова, Н.В. Фураева,2002).

В зависимости от вида спорта, этапа многолетней тренировки, сроков главных соревнований и турниров продолжительность различных периодов и этапов в пределах макроцикла может колебаться в широком диапазоне. По этому, продолжительность соревновательного периода в баскетболе 1,5-2 раза длиннее, чем в индивидуальных дисциплинах. Подготовительный период укорачивается. Вследствие чего возникает задача становления спортивной формы в укороченные сроки. Решение данной задачи достигается различными способомами. В том числе и круговой тренировкой направленной на развитие общей физической подготовки. Из-за укороченного подготовительного периода нужно достичь необходимого уровня ОФП как можно быстрее. Для экономизации времени на специальную физическую подготовку (В.В.Чунин, 1997, М.М. Дияб,1979).

 Помочь в этом могут тренировочные сборы по общей физической подготовке. 

Предсезонный тренировочный сбор (так называемый сбор по ОФП), при неправильной его организации, это мощный фактор дезорганизации целенаправленной адаптации организма высококвалифицированного баскетболиста. Связано это с тем, что длительное время адаптационные усилия организма стимулировались специальными упражнениями и были концентрировано направлены на развитие и совершенствование специальной физической и технико-тактической подготовленности, реализации их в соревновательной деятельности. С началом сбора, главными становятся движения, реализуемые совсем другими двигательными функциональными системами. Первоначально организм воспринимает резкий рост объема неспециализированных упражнений и исчезновение специальных как случайность, и в силу этой причины он не сразу разворачивает адаптационные процессы к этим новым условиям, что объясняет низкую эффективность неспецифической деятельности в это время и особенную трудность ее перенесения (М.А. Годик,1980, В.А. Платонов,1998).

В последующем, когда неспецифические движения продолжают определять весь характер тренировочных нагрузок, а специальные так и не появляются, организм начинает переоценивать обстановку, теперь новый характер двигательной деятельности воспринимается им уже как закономерность. Организм начинает активно разворачивать адаптационные процессы, ориентируя и оптимизируя их применительно к двигательным функциональным системам, которые осуществляют неспециальные движения.

Для специализированных двигательных функциональных систем происходит ослабление и потеря активности. По окончании сбора и начала тренировок с доминированием специальных упражнений, организм вновь начинает адаптационную переориентацию. Следовательно, такой сбор с применением неспециализированных упражнений для повышения возможностей организма и исключением специализированных, вносит элемент хаотичности и потери оптимальной целенаправленности тренировочного процесса высококвалифицированных баскетболистов и, следовательно, целенаправленности адаптации организма, что в конечном итоге замедляет интенсивность роста спортивного мастерства (М.А. Годик,1980, В.А. Платонов, 1998).

Сбор по ОФП допустим для спортсменов высокого класса пос­ле длительных специальных нагрузок, но он должен проводиться в режиме активного отдыха, что поможет восстановлению и общему укреплению организма, но не вызовет сумбурных переориентации главных адаптационных усилий с их негативными последствиями.

Для баскетболистов низкой квалификации, тренировочный сбор по ОФП можно проводить, когда их подготовленность отстает от уровня требований обеспечения роста спортивного мастерства или же в случае организационной необеспеченности более специализи­рованных тренировок (Ю.И. Львова,1973, О.Е. Лихачев, С.В. Легоньков,1988).

Закономерности распределения тренировочных нагрузок в микроциклах на этапе ОФП. Планирование средств подготовки и тренировочных нагрузок на этапе ОФП зависит от выбранной схемы микроцикла и закономерностей взаимосвязи нагрузки и отдыха с учетом длительности восстановительных процессов как между тренировочными занятиями, так и между упражнениями.

Длительность микроциклов в баскетбольной практике обычно составляет 3-7 дней, а схемы их могут быть следующими: 2-1, 3-1, 4-1, 5-1, 6-1, 3-1-2-1 (цифра 1 означает день отдыха). По своему содержанию микроциклы (в зависимости от уровня подготовленности спортсменов) могут быть втягивающими, рабочими, ударными, разгрузочными (С.В. Легоньков,2001).

Втягивающие микроциклы, как правило, используются после снижения нагрузок (после переходного периода, после травмы, болезни, пропуска большого количества тренировок).

Рабочие микроциклы - на протяжении всего периода подготовки и в паузах между соревнованиями с учетом задач каждого этапа.

Ударные микроциклы - для избирательного воздействия на развитие отстающих физических качеств и характеризуются высокой интенсивностью выполнения упражнений.

Разгрузочные микроциклы - после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок для снятия психологического и физического напряжения.

Планируя нагрузку в микроциклах, необходимо учитывать следующее:

1 . Среди тренировочных нагрузок, включаемых в тренировочное занятие, надо выделять главные, которые определяли бы его преимущественную направленность. Преимущественная направленность нагрузки определяет задачу тренировки.

2. Нагрузки в микроциклах должны иметь волнообразный характер. Волнообразность нагрузки диктуется адаптационными свойствами организма спортсменов и необходимостью восстановления до оптимального уровня. Необходимо чередовать предельные нагрузки с нагрузками средней и малой интенсивности и активным отдыхом.

3. Выбор оптимального варианта планирования динамики тренировочной нагрузки должен основываться на знании индивидуальных качеств баскетболистов.

4. На этапе ОФП можно сохранять однородность микроциклов, если тренировочная программа выполняется на одном уровне объема и интенсивности. Это позволяет придерживаться привычного тренировочного режима, улучшает течение восстановительных процессов, но средства и методы необходимо менять, чтобы избежать однотонности занятий.

5. Содержание и объем нагрузки по дням целесообразно планировать на один микроцикл (в крайнем случае на два), а остальные микроциклы расписывать после выяснения, как спортсменам удалось выполнить план прошедшего микроцикла.

6. В каждой тренировке основной части занятия должна предшествовать качественная разминка.

В одном тренировочном занятии целесообразно давать нагрузку определенного тренирующего воздействия, в противном случае не исключено снижение тренировочного эффекта из-за отрицательного взаимодействия упражнений разной направленности. Доказано, что положительное взаимодействие достигается, если в тренировочном занятии выполняются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.