Рефераты. Круговая тренировка как средство оптимизации учебно тренировочного процесса

- одномоментной, определяющей рациональное сочетание средств СФП в одном или смежных тренировочных занятиях;

- последовательной, определяющей целесообразный порядок и очередность введения в тренировку комплексов средств на продол­жительных этапах подготовки.

Каждое тренировочное упражнение вызывает специфическую, конкретную адаптационную реакцию организма (частный тренировоч­ный эффект). Наибольшее увеличение силы мышц соответствует тому режиму, в котором проводилась тренировка. Упражнения с различными отягощениями вызывают неодинаковый прирост в мощности усилия. Однако сочетанное (одновременное) применение упражнений с различными тренирующими воздействиями дает свой результат в виде кумулятивного тренировочного эффекта. Одним из вариантов такой формы организации СФП, является так называемый комплексный метод, предусматривающий определенное, сбалансированное по объему сочетание средств преимущественно одного направления, но с различным характером тренирующего воздействия. При этом используется положительное последействие (повышенное возбуждение ЦНС) после выполнения одной (тонизирующей) работы на качество последующей (специфической). Это обеспечивает кумулятивную реакцию организма, которая более выражена по величине и количественным характеристикам, чем тренировочный эффект от каждой работы в отдельности. Последовательность упражнений, их объем и паузы отдыха между подходами, сериями в данном случае имеют важное значение.

Принцип суперпозиции нагрузок СФП. Этот принцип развивает идею системного использования средств применительно к продолжительным этапам тренировки. В частности к этапу концентрации нагрузок СФП. Основная идея принципа - реализация одного из ведущих методических положений спортивной тренировки - постепенное увеличение силы тренирующего воздействия на организм в ходе тренировки. Это выражается в определенной последовательности включения средств с более сильным тренирующим воздействием. Наиболее эффективна следующая последовательность:

- аэробно-силовые нагрузки, включающие средства совершенс­твования технико-тактического мастерства и специализированные тренировки на уровне анаэробного порога и средства СФП направленные на развитие максимальной силы:

- преимущественное развитие локальной мышечной выносливости и взрывной силы мышц средствами СФП и технико-тактической подготовки;

- преимущественное развитие скоростной и скоростно-силовой выносливости в основном средствами технико-тактической подготов­ки. С помощью средств СФП продолжается развитие локальной мышечной выносливости и максимальной анаэробной мощности, но уже преобладанием взрывного проявления усилий.

Принцип позиции - предусматривает постепенную замену одних нагрузок другими, которые в данный момент объективно необходимы.

Принцип приоритета СФП в системе годичной тренировки. Совершенствование спортивного мастерства и прогресс спортивных достижений определяется многими факторами. Нисколько не умоляя значения каждого из них, и в том числе таких, как технико-тактическое мастерство, следует все-таки признать, что главная роль в многолетнем прогрессе достижений спортсмена принадлежит СФП. Суть принципа приоритета СФП состоит в том, что программирование тренировочного процесса начинается с определения задач, средств, объема и места средств СФП в годичном цикле, а затем уже рассматривать порядок решения других задач, в том числе технико-тактических и соревновательной подготовки. При этом следует ориентироваться на календарь соревнований и руководствоваться следующими методическими установками:

- разводить во времени нагрузки СФП и направленные на со­вершенствование технико-тактического мастерства, скорости выпол­нения соревновательных действий, что необходимо из-за временного снижения у спортсменов специальной работоспособности при кон­центрированной нагрузке СФП;

-СФП по времени опережает технико-тактическую подготовку и должна предшествовать углубленной работе над техникой, заранее готовя к ней спортсмена;

- полноценно использовать энергетические резервы организма для решения задач СФП. Формирование необходимых морфофункциональных перестроек в организме требует огромных затрат, поэтому соответствующие нагрузки должны выполняться «свежими силами». Следовательно, для решения задач СФП необходимо выделять самостоятельные тренировочные занятия или, если это комплексная тренировка, нагрузки СФП должны занимать в ней главное место.









Глава2. Опыт использования «круговой тренировки» в спортивных играх.

2.1 История возникновения и распространения организационно – методической формы «круговой тренировки».

В  настоящее   время    отчётливо   определилось  два   основных   подхода к  проблеме    готовности   к   деятельности. Один  из  них  может  быть  назван   функциональным,  другой  личностным. Согласно   первому   готовность рассматривается  в  связи   с  развитием   психофизических  качеств,  формирование  которых  считается  необходимым   для   достижение   высоких  результатов  деятельности.  Согласно   другому, готовность  рассматривается  в  связи с  личностными  предпосылками   к  успешной  деятельности,  то есть  совершенствование  психических  процессов,  состояний  и  свойств   личности (А.В. Горбачёв,1976, А.В.Зинин,1997).

Исследования  Н.А. Бернштейна (1981)  по физиологической  активности  показали, что  динамическое   равновесие    организма  и  среды  устанавливаются  в процессе   активной  деятельности   организма, т.е. развитие физической подготовки не возможно без регулярного воздействия нагрузками.

В связи с этим заслуживает внимание программно-управляемое обучение в физическом воспитании, которое предполагает самостоятельную работу спортсменов, развивает у них инициативу и стремление к совершенствованию.

Настоящая работа посвящена одной из таких организационно-методических форм — круговой тренировке. Круговая тренировка получила широкое распространение и признание не только в спортивной тренировке, но и в физическом воспитании как у нас в стране, так и за рубежом.

Исторически круговой тренировке предшествовала поточная, поточно-круговая и другие формы организаций занятий физическими упражнениями. Их возникновение было обусловлено необходимостью одновременного охвата занимающихся работой в условиях ограниченного количества мест занятий, снарядов и другими причинами организационного и методического порядка. В первоначальных ее вариантах была заложена идея лишь слитного, непрерывно выполнения определенных физических упражнений. Это типично, в частности, для так называемой «сёркит-трэйнинг», детально разработанной в 50-х годах английскими специалистами Морганом и Адамсоном. В качестве одной из еще более ранних предпосылок такого способа ведения занятий можно указать «поточную» организацию. Процесса упражнения, издавна применяемая в различ­ных системах гимнастики (при выполнении элементарных Движений в разминке и т. д.).

Идея объединения ряда разнородных упражнений в одну целостную тренировочную нагрузку оказалась весьма продуктивной. Если при раздельном использовании Циклических движений они зачастую дают сугубо ограниченный эффект, то, объединяя их, можно теми же средствами достигать комплексного развития физических способностей и успешнее содействовать повышению общей работоспособности организма.

Без мышечных движений невозможна практическая деятельность человека и значит, совершенствование его в процессе воспитания, таким образом, воздействие физических упражнений тесно связанно с деятельностью мышц, органов чувств, внутренних органов, коры головного мозга. Добиться высокой работоспособности организма – одна из важнейших задач, которую решает круговая тренировка (И.А. Гуревич,1980, А.Е Гульянц,1988).   

 Дальнейший шаг в разработке организационно – методической формы круговой тренировки был связан с использованием строго регулируемых  интервалов отдыха, чему способствовали идеи так на­рываемой «интервальной тренировки», развитые в послед­нее   десятилетие   Рейнделлом,   Роскаммом    и   другими.  Применительно к циклическим видам спорта (бегу на средние и длинные дистанции, велосипедному спорту и др.). Эти идеи оказались   приложимы    (с   соответствующими коррективами)  и к ациклическим упражнениям,   выполняемым  по типу циклической работы в форме круговой тренировки. В результате возникли ее интервальные варианты.

Специалисты ряда стран, используя накопленный опыт и результаты исследований, вели дальнейший поиск эффективных организационно-методических форм занятий физическими упражнениями. В 1952 году в Англии появилась статья Д. Т. Адамсона, в которой приводились результаты сравнения эффекта обычных занятий физическими упражнениями с эффектом «интенсивной экспериментальной гимнастической тренировки», проводимой «по кругу». Итоги последовавших затем. Поиски такой формы тренировки, которая позволяла бы комплексно развивать физические качества и была одновременно привлекательной для занимающихся, были систематизированы в совместной книге Моргана и Адамсона, которые и считаются основоположниками круговой тренировки.

Уже с 1952 года круговая тренировка применялась в ряде стран футболистами, гребцами, регбистами и легкоатлетами. В дальнейшем различные формы круговой тренировки наиболее активно разрабатывались в ГДР. Специалисты этой страны создали целостную  организационно-методическую   форму, включающую ряд частных методик применения физических упражнений  (Шолиг М. ,1980). В круговой тренировке, как она излагается М. Шолигом, нашли отражение и другие методические новшества, заимствованные, в частности, из современной методики упражнений с тяжестями. Данная организационно-методическая форма объединила, таким образом, ряд путей использования физических упражнений, подчинив их определенной системе.

Наши отечественные ученые также внесли свою лепту в разработку принципов круговой тренировки (И. А. Гуревич,1976, 1984, 1985, В.Н.Кряж,1982, В. А. Романенко, В. А. Максимович, 1986 и другие.)

В настоящее время круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений. Весьма ценная черта круговой тренировки состоит алее в том, что в ней удачно сочетается жесткое нормирование нагрузки с индивидуализацией ее. Она позволяет воспитывать у занимающихся такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и комплексные формы их проявления — силовую скоростно-силовую выносливость и другие. Наряду с этим, круговая тренировка позволяет решать ряд воспитательных задач. Прежде всего — она связана с формированием у занимающихся чувства ответственности за порученное дело, настойчивости в достижении цели, честности, добросовестного стремления к физическому совершенствованию.

Эффективность применения круговой тренировки в физическом воспитании показана многими исследователями. Остановимся только на двух примерах.

Исследования, проведенные И. А. Гуревичем (1985) по сравнительной эффективности использования различных способов организации общефизической и специальной подготовки, в контрольных и экспериментальных группах ПТУ показали преимущество круговых занятий, особенно при воспитании физических качеств. Показатели в экспериментальной группе оказались в большинстве случаев выше, чем в контрольной (Р<0,05). Результаты проведенного эксперимента позволили автору сделать вывод о том, что прохождение программного материала по физическому воспитанию в ПТУ с использованием круговых занятий дает положительные результаты, способствует успешному развитию общей, специальной и профессионально-прикладной физической подготовки. Таким образом, круговая тренировка, введенная в урок физической культуры, способствует прогрессированию нагрузок, повышает моторную плотность занятий, делая уроки более эмоциональными и разнообразными. Они становятся интересными для учащихся тем, что открывает простор индивидуальным возможностям и личной инициативе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.