Рефераты. Круговая тренировка как средство оптимизации учебно тренировочного процесса

С одной стороны, может возникнуть мнение, что если разделу физических качеств отводится в учебнике 2,2 - 2,8% от всего поме­щаемого материала, то или этот вопрос является второстепенным и не представляет никакой значимости в процессе спортивной подго­товки баскетболиста, или этот вопрос очень простой, давно уже ре­шенный и потому нет смысла представлять в учебнике по этому во­просу большее количество информации.

Но, с другой стороны, даже неполный анализ литературы сви­детельствует об отсутствии единого взгляда на предлагаемый перечень ведущих факторов, так необходимых баскетболисту, а также об отсутствии единой трактовки в определениях физических качеств. В связи с этим в работе предпринята попытка разработать методику круговой тренировки, способствующая частному, комбинированному развитию качеств необходимых баскетболистам, дать им характеристику и описать методику их воспитания (развития).

В современной системе спортивной тренировки раздел физической подготовки занимает одно из ведущих мест.

В спортивной тренировке, в плане реализации физической подготовки, необходимо осуществлять три частных задачи. Первая - используя широкий комплекс средств и мероприятий укреплять состояние здоровья и повышать сопротивляемость организма к различным заболеваниям, особенно инфекционным и простудным и «профессиональную» устойчивость организма против травм опорно-двигательного аппарата. Главный критерий оценки здоровья баскетболиста - не должно быть никаких отклонений в функционировании систем организма в целом. Вторая задача физической подготовки связана с формированием телосложения и должна осуществляться по двум направлениям. Одно направление - это использование разнообразных физических упражнений, обеспечивающих формирование общепринятых норм человеческого тела. Второе направление основано на формировании специальных для баскетбола тотальных размеров, пропорций и конституции тела и, прежде всего, топографии силы мышечной системы. Наиболее важной является третья задача физической подготовки, связанная с развитием и совершенствованием физических качеств. Этот раздел физической подготовки вносит основополагающий вклад, в рост спортивно-технического мастерства обеспечивая необходимый уровень функциональных возможностей и работоспособности баскетболиста. (Мацак А.Б.,1988, Гравитис У.Р.,1983, Алтберг О.Я.,1983, Конуров Д.М.,2002).

Процесс физической подготовки должен определяться: во-пер­вых, закономерностями возрастного развития организма и его био­логического возраста и, во-вторых, особенностями многолетнего построения и содержания спортивной тренировки, быть тесно свя­зан со спортивной специализацией. (СатыловИ.Б.,1990, Кудряшов В.А.,1980, Мирошникова Р.В.,1980, Конуров Д.М.,2002).

Чтобы методически правильно осуществлять физическую подго­товку баскетболиста, необходимо иметь в виду, что это одна из сторон спортивной тренировки, где более всего проявляется действие биологических факторов. И тренер должен уметь ответить на вопрос: как надо тренировать, чтобы повысить уровень силы, скоростных, скоростно-силовых и других качеств? Отсюда вытекает два ответа. Во-первых, необходимо знать, что следует тренировать. Во-вторых, почему надо тренировать у баскетболистов развитие физических качеств именно так, а не иначе (Губа Д.В.,2003).

Физическая подготовка представляет многокомпонентный длительный процесс, направленный на эффективное развитие и совершенствование скоростных и скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и подвижности в суставах, ловкости баскетболиста. В связи с этим тренер должен разрабатывать тренировочные программы, которые бы эффективно и при меньших физических и нервных затратах способствовали росту физических качеств и, как следствие, спортивных результатов. Такие разнонаправленные тренировочные программы, связанные с развитием и совершенствованием физических качеств, должны действовать параллельно и последовательно в условиях тренировочного процесса. При этом программы могут вступать в различные виды взаимодействия от «сотрудничества», когда усиливают друг друга (положительный) до «помех», когда тормозит одна программа другую (отрицательный перенос) (Корягин В.М.,1994, Мацак А.Б.,1998, Фураева Н.В.,2001).

Например, при развитии скоростных качеств и выносливости на начальном этапе годичного цикла, оба этих качества могут совер­шенствоваться последовательно в микроцикле тренировки. Однако, по мере усиления тренировочных воздействий на последующих этапах тренировки, одна более сильно действующая программа может отрицательно влиять на двигательный эффект другой. В данном случае неправильно спланированное использование упражнений на выносливость может существенно подавлять и сдерживать темпы развития скоростных качеств. Следовательно, важным обстоятельством является не только подбор и использование специфических средств для развития или совершенствования физических качеств, но и использование эффективной связи их взаимодействия и рационального распределения в тренировочном занятии, микроцикле, этапе, годо­вом цикле.

В настоящее время классифицированы следующие физические качества: скоростные, сила, выносливость, гибкость и подвижность в суставах, ловкость. Как известно, развитие и совершенствование физических качеств должно осуществляться в плане общей и специ­альной физической подготовки.

Общая физическая подготовка (ОФП) предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем, слаженность их проявлений в процессе мышечной деятельности. Общая физическая подготовка должна связываться не формально с всесторонним развитием вообще, а должна быть направлена на постоянное совершенствование физических качеств, влияющих на рост спортивного мастерства и эффективность учебно-тренировочного процесса. В соответствии с этим под общей физической подготовкой понимают длительный и направленный процесс развития физических качеств положительно влияющих на максимально возможные достижения в баскетболе и повышающей качество учебно-тренировочного процесса.

Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие и совершенствование специальных физических качеств строго в соответствии с биомеханическими и морфофункциональными требованиями, предъявляемыми спецификой движений, особенностями соревновательной деятельности, которые непосредственно определяют достижения в баскетболе (Зациорский В.М., 1970, Львова Ю.И., 1973).

1.2 Общая физическая подготовка

Как отмечалось выше, физическая подготовка в баскетболе явля­ется одной их важнейших частей спортивной тренировки и представляет собой процесс, направленный на развитие до требуемого уровня физических качеств. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Под общей физической подготовкой понимают процесс гармоничного развития двигательных качеств, оказывающих положительное влияние на достижения в спортивной деятельности баскетболиста и эффективности тренировочного процесса. Она ориентирована на создание специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств, технико-тактической подготовки. Высокий уровень функциональной подготовленности дает возможность баскетболисту выполнять тренировочную работу большого объема и интенсивности, быстрее восстанавливаться после тренировочных нагрузок, а разнообразие средств улучшает координационные способности и облегчает процесс построения, совершенствования технико-тактического мастерства за счет приобретения новых двигательных навыков. Корригирующее значение общей физической подготовки заключается в исправлении недостатков телосложения, пре­пятствующих овладению рациональной техникой игровых действий.

К основным средствам общей физической подготовки относятся неспециализированные упражнения, среди которых основное место отводится общеразвивающим упражнениям и упражнениям из других видов спорта - кроссовый бег, упражнения с отягощениями, спортивные и подвижные игры, плавание и др. Упражнения из других видов спорта применяются для общего физического развития соответственно специфике баскетбола (Львова Ю.И.,1973, Зациорский В.М., 1970).

 Для развития общей выносливости и улучшения здоровья используются кроссы, плавание, ходьба на лыжах и т.п., для укрепления мышечной системы -упражнения с отягощениями различного веса, для приобретения быстроты - спринтерский бег, а для развития ловкости и координации движений - различные спортивные и подвижные игры и упражнения на гимнастических снарядах. Общеразвивающие подготовительные упражнения с различными предметами (палки, скакалки, гантели и др.) и без них, а также на снарядах и тренажерах предназначены для всестороннего физического развития, в первую очередь для новичков и мало подготовленных баскетболистов. С их помощью повышается подвижность в суставах и улучшается умение спортсмена координировать свои движения. Эти упражнения используются также для исправления дефектов телосложения и физического развития. Все эти упражнения выполняются в самых разнообразных условиях - в лесу, на стадионе, в специализирован­ных залах гимнастики, штанги и пр.

Однако, неспециализированные (общефизические) средства тренировки малорациональны для специальной подготовки баскетболиста. Их применение в неразумных объемах приводит к расходо­ванию адаптационных ресурсов организма из-за вовлечения в работу неспециализированных функциональных систем, которые не принимают участие или же являются второстепенными в игровой деятельности баскетболиста и не требуют значительного развития, в результате чего нарушается сбалансированность содержания тренировочных воздействий. Эти нецелесообразные траты адапта­ционного ресурса организма, а также тренировочного времени происходят за счет соответствующего уменьшения объема средств специальной физической подготовки, специализированных упраж­нений, в связи с чем замедляется рост спортивного мастерства баскетболиста и реально достигнутые его показатели будут ниже потенциально возможных.

На высших этапах спортивного мастерства, как правило, складывается ситуация, когда уровень развития как специализированных (специальных), так и неспециализированных (общих) ка­честв у спортсмена достигает очень высоких показателей. Даль­нейшее удержание их на достигнутом уровне, а тем более повыше­ние, связано с предельной мобилизацией ресурсов организма. В этой связи, в тренировках высококвалифицированных баскетболистов неспециализированные упражнения должны составлять сравни­тельно небольшую часть общей тренировочной программы, обеспе­чивая поддержание их на необходимом уровне. Однако этого нель­зя сказать о тренировке баскетболистов низкой квалификации. Для них повышенный объем неспециализированных упражнений служит тем фундаментом, на котором возможно совершенствование техни­ко-тактического мастерства и специальных физических качеств (Зациорский В.М,1970).

В практике тренировки высококвалифицированных баскетболистов нередко можно столкнуться с фактами, когда в неспециализиро­ванных (упражнениях ОФП) упражнениях стремятся достичь очень высоких результатов, значительно превышающих предъявляемым требованиям. Подобные факты снижают эффективность тренировоч­ного процесса из-за нецелесообразной траты адаптационных ресурсов организма. Вместе с тем полное исключение средств общей физической подготовки из подготовки высококвалифицированных баскетболистов нецелесообразно в связи с тем, что неспециализированные упражнения вовлекают в активную деятельность все без исключения компоненты организма, что, в свою очередь, стимулирует усиление этих компонентов и, следовательно, жизнестойкость всего организма в целом. Последнее является необходимым условием эффективности тренировочного процесса. Следовательно, разнообразные неспециализированные упраж­нения необходимы каждому баскетболисту, но на этапах высшего спортивного мастерства они должны выступать в основном в роли оздоравливающих, реабилитирующих средств и обеспечивать двига­тельную подготовку на уровне неспециализированной цели.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.