1.1 Значение физической подготовки в баскетболе..................... ..……6
1.2 Общая физическая подготовка................................................ …….11
1.3 Специальная физическая подготовка………………………………….15
Глава 2. Опыт использования «круговой тренировки» в спортивных играх….24
2.1 История возникновения и распространения организационно-методической формы «круговой тренировки»………………………..24
2.2 Структура спортивной подготовки………………………………...….28
2.2.1 «Круговая тренировка» в подготовительном периоде годового цикла………………………………………………………………….30
2.2.2 Методика использования «круговой тренировки» в соревновательном периоде………………………………………….36
Глава 3. Обоснования методических рекомендаций по применению «круговой тренировки» в практике физической подготовки баскетболистов……...……..40
3.1 Обоснования методических рекомендаций по использованию «круговой тренировки» в годичном цикле................................................ ……..40
3.2 Обсуждение результатов исследования................................ ……...42
Выводы.................................................................................................. ……...45
Актуальность. Современный баскетбол за последние пять лет кардинально изменился. Спорт высших достижений перешел на коммерческую основу, соответственно резко возросли размеры призовых за победу в соревнованиях различного уровня, возросли требования к физической подготовке. Чем выше призовые, тем выше должна быть подготовка. Увеличился уровень баскетбола, с точки зрения техники, но особенно по отношению к физической подготовке. В спортивных играх это проявилось в возникновении профессиональных команд с громадным наплывом профессиональных баскетболистов из США, преимущественно чернокожих. Спортсмены имеют превосходную физическую подготовку. В связи с этим, увеличился уровень физической подготовки, ведущий к повышению нагрузок, использованию различных средств, методик позволяющих усилено развить физическую подготовку на конкурентно-способный уровень. Если игроки команд раньше проводили за сезон 30-40 игр, то теперь количество игр резко возросло и достигло 70-90 за сезон, что, конечно же, не могло не сказаться на требованиях к физической подготовке.
Изменения в правилах игры, в частности, сокращение времени владения мячом привели к возрастанию темпа игры. Теперь необходимо выдерживать скорость выполнения игровых приемов без потери их эффективности, изменились тактические приемы ведения игры требующие повышенной подготовки. Разрешение силовой борьбы при игре в защите, особенно при овладении мячом, отскочившим от кольца, также привело к повышению требований атлетической подготовки баскетболистов. Нужно обладать большой силовой подготовкой для борьбы за место под щитом, в борьбе за мяч в воздухе и при отборе, удержании мяча под кольцом.
Практическая значимость. Повышение уровня физической подготовленности квалифицированных баскетболистов одна из главных задач в подготовки команды. Для её увеличения необходимо использовать разнообразные приемы, методы, упражнения, порой заимствованные из других видов спорта. Решить эту задачу можно с помощью круговой тренировки. При разработки круговой тренировки применяются разнообразные средства и методы различного воздействия, рационально используется время тренировок за счет структуры круговой тренировки.
Разработки и исследования круговой тренировки позволят выявить наиболее эффективное применение упражнений. Через применение данной организационно-методической формы можно следить за развитием физической подготовки и функциональным состоянием баскетболистов.
Исследование круговой тренировки, разработки нового применения физических упражнений является неотъемлемой частью для прогрессирования в области увеличения физической подготовленности, рационального использования тренировочного занятия.
Объект исследования. Объектом исследования является процесс физической подготовки квалифицированных баскетболистов
Предмет исследования. Методика применения круговой тренировки в процессе физической подготовки квалифицированных баскетболистов.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что изучение опыта использования круговой тренировки в процессе физической подготовки баскетболистов, позволит систематизировать опыт ведущих специалистов и разработать практические рекомендации по использованию круговой тренировки в годичном цикле.
Цель исследования. Разработать и обосновать практические рекомендации по использованию круговой тренировки в практике подготовки квалифицированных баскетболистов.
Задачи работы:
1. Анализ проблемы физической подготовки квалифицированных спортсменов на современном этапе развития баскетбола.
2. Изучить историю возникновения и распространения организационно - методической формы «круговая тренировка» в теории и методике подготовки спортсменов.
3. Обобщить опыт использования круговой тренировки в спортивных играх.
4. Разработать практические рекомендации по использованию круговой тренировки в годичном цикле подготовки квалифицированных баскетболистов.
Методы исследования:
Структура и объем ВКР. ВКР состоит из ведения, 3-х глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы.
Содержание изложено на 49 страницах. Список литературы включает 58 наименований из них 9 зарубежных авторов.
1.1 Значение физической подготовки в баскетболе
Для достижения высоких спортивных результатов в любом виде спорта немалую роль играет уровень развития физических (двигательных) качеств спортсмена. Эта истина не является новой, однако проблема развития физических качеств спортсмена в каждом конкретном виде спорта и в частности в баскетболе на сегодняшний день остается по-прежнему далеко не решенной.
Анализируя специальную литературу по баскетболу до 50-х гг., можно отметить, что на страницах печати лишь упоминалось о том, что спортсмену в тренировочном процессе необходимо применять специальные упражнения, развивающие качества, присущие баскетболисту.
Позднее, в начале 60-х и до конца 70-х годов, в литературе стали обращать внимание на необходимость развития тех качеств, к которым в игре предъявляются особенно повышенные требования, и предлагался соответствующий перечень физических качеств, необходимых баскетболисту.
В 70-х годах в учебниках и пособиях по баскетболу стали появляться определения таких физических качеств, как сила, быстрота и др., но эти определения освещены в ряде учебников и раскрывают качества, присущие любому виду спорта, но не характерные, специфичные для какого-либо конкретного вида спорта, в том числе и для баскетбола (Зациорский В.М.,1970).
В специальной литературе и до сегодняшнего дня каждый автор или группа авторов предлагают свой комплекс факторов, акцентов, определяющий высокий уровень физической подготовленности баскетболиста. Акцентируя внимание на необходимости развития тех или иных физических качеств, авторы, в основном, говорят о значимости того или иного качества и предлагают физические упражнения или перечисляют методы, необходимые для развития этого качества, не раскрывая при этом сущность самого физического качества, а если и затрагивают ее (например, скоростные качества), то подразумевают под этим прирост быстроты, ее информативные тесты и формы проявления (Корягин В.М. 1994, Грасис Б.Н. 1980).
Например, Грасис Б.Н.(1980), Корягин В.М.(1994) считают, что баскетболистам необходимы в первую очередь высокий уровень прыжковой выносливости, прыжковой ловкости, быстроты перемещения. Ботагариев Т.А.(1990), Горбашев И.А.(1984) останавливаются на силе, быстроте, выносливости, ловкости.
Саблин А.Б.(2002) рекомендует юным баскетболистам дополнительно к прыгучести, ловкости постоянно развивать координацию движений в опорном и безопорном положениях, ориентировку в действиях, скорость, быстроту, умение быстро переключаться в действиях и т.д.
Ботагариев Т.А.(1990), Львова Ю.И.(1973) выделяют несколько физических качеств, необходимых для игровой деятельности баскетболистов. Это скоростно-силовые качества, которые особенно проявляются в прыгучести (в сочетании с выносливостью), в бросках (в прыжке) и реагировании на раздражители, а также выносливость с ее разновидностями (прыжковая и выносливость защитника), ловкость, акробатическая ловкость, гибкость.
Помимо вышеперечисленных качеств, акцентируют внимание на развитие быстроты (двигательной реакции и ориентировки, наблюдательности, быстроты ответных действий и перемещений), прыгучести (Бобкова А.Н.,1999).
Такое обилие и разнообразие всевозможных акцентов вызвано тем, что каждый из авторов, вводя новое качество, допустим, акробатическая ловкость, «выносливость защитника», «игровая выносливость» и др., не дает определения этим качествам, не раскрывает сущности его содержаний.
Иногда один и тот же автор пишет о необходимости развития быстроты реакции и быстроты ответных действий или о координации движений в опорном положении и ориентировке в действиях, о необходимости развития скорости и быстроты и т.д., не раскрывая, чем отличается быстрота двигательной реакции от быстроты ответных действий (ведь быстрота ответных действий характеризует быстроту двигательной реакции человека); какое понятие вкладывает автор в слова «скорость» и «быстрота», когда предлагает заниматься развитием того и другого качества (Саблин А.Б.,2002).
Иногда авторы дают определения вводимым ими физическим качествам, однако эти определения, в сущности, мало чем отличаются друг от друга. Так, по мнению Саблина А.Б.(2002), Бобковой А.Н.(1999), «скоростная выносливость - способность баскетболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры», а «специальная быстрота баскетболиста - способность с очень большой скоростью выполнять технические приемы, способы и отдельные действия». Различие в этих определениях можно отметить лишь в выражениях «с высокой скоростью», а в другом «с очень большой скоростью», хотя в первом случае определение дается выносливости, а во втором - быстроте. Нельзя не сказать и о том, что в учебниках по баскетболу фактически нет раздела, в котором разбирался бы вопрос о физических качествах, если не считать, конечно, тех 9-12 страниц учебника (из более чем 200 страниц), где очень поверхностно пишется о развитии силы, быстроты, выносливости, гибкости и в основном приводится перечень физических упражнений для развития силы ног, пальцев рук, гибкости и т.д. И такие примеры не единичны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8