Дистанция может состоять из следующих этапов:
Снятие палатки
В снятии палатки участвуют не менее 2 человек, которые укладывают палатку, стойки и шпильки на стартово-финишной площадке. Палатка должна быть уложена в чехол.
Преодоление заболоченного участка по кочкам
Этап протяженностью 15 м выбирается на естественном заболоченном участке или оборудуется с использованием искусственных кочек, которые устанавливаются зигзагообразно так, чтобы в середине этапа происходила вынужденная смена толчковой ноги. Прохождение первой и последней кочки обязательно, остальные — произвольным порядком. Участник, оступившийся с кочки одной или двумя ногами, продолжает движение с этой кочки.
Вязка узлов
Участники вытаскивают карточки с названиями узлов из числа перечисленных: прямой, проводник, булинь, схватывающий, восьмерка, встречный — и завязывают свои узлы, после чего сразу же продолжают движение. По приглашению судьи представитель команды знакомится с узлами, завязанными участниками команды, и расписывается в протоколе о полученном штрафе.
Переправа по параллельно натянутым веревкам
Этап оборудуется организаторами соревнований, длина переправы от 15 до 20 м. Участник пристегивается карабином к верхней веревке и, держась за нее руками, передвигается боком приставным шагом по нижней веревке. При срыве с нижней веревки участник самостоятельно подтягивается, встает на нижнюю веревку и продолжает движение.
Подъем по склону с использованием веревки
Крутизна склона 30—40°, протяженность этапа до 40 м. Веревка навешивается судьями или командой. В случае, когда это необходимо, первый участник. Поднимается с верхней судейской страховкой. Участник пристегивается к вертикальным перилам рабочим «усом» и преодолевает препятствие спортивным способом.
Спуск по склону с использованием веревки
Крутизна склона, протяженность этапа, оборудование его и ошибки — аналогичны этапу подъема.
Переправа через реку (овраг) по бревну
Длина бревна — 5—10 м, толщина — 20—30 см. Препятствие преодолевается по одному. При необходимости применяется судейская страховка, участник пристегивается к перилам рабочим «усом», пристегивает вспомогательную веревку (челнок) к грудной обвязке и преодолевает препятствие. Команда обеспечивает страховку каждому участнику.
Движение по горизонтальным перилам с перестежкой
Участник двигается по склону, пристегнувшись к горизонтальным перилам рабочим «усом» через карабин. Подходя к месту промежуточного крепления перил, перестегивается и продолжает движение.
Переправа через водную преграду на плавсредства
Протяженность до 50 м, скорость течения — не более 2—3 м/с. Плавсредства и жилеты предоставляются судьями. Переправа возможна на плоту, лодке. Ниже участка переправы не должно быть опасных мест.
Преодоление препятствия по навесной переправе
Длина переправы не более 30 м, угол наклона — до 10°. Этап оборудуется судьями. Над навесной переправой натягивается веревка судейской страховки. На эту веревку судьи вешают глухую петлю, на которой находится замуфтованный карабин, замотанный изолентой (чтобы участники его не сняли по ошибке).
Участник сначала пристегивается своим карабином к карабину судейской страховки, затем пристегивается к основной веревке: вспомогательную веревку (челнок) пристегивает к грудной обвязке. Порядок пристегивания карабинов: грудной, затем беседочный (отстегивание производится в обратном порядке). Последним отстегивается карабин от судейской страховки. Команда обеспечивает сопровождение (или страховку) каждого участника.
Установка палатки
Палатка устанавливается любым количеством участников. Палатка ставится на 2 стойки и 10 шпилек, вход не застегнут, стойки снаружи. По сигналу капитана: «Готово» — судья оценивает правильность установки палатки. Если установлена правильно, судья подает команду: «Принято». При неправильной установке палатки команде дается возможность исправить ошибки.
Разжигание костра
Можно проводить кипячение воды или пережигание нитки. Разрешается использовать только природные горючие материалы, любое количество спичек (предварительно упаковка со спичками бросается в воду), но зажигать можно только по одной спичке. Количество воды в котелке — 1 литр; в случае если вода пролита, то доливается до этого объема. Разрешается прикрывать костер от ветра и регулировать пламя при помощи палки.
При пережигании нитки уровень укладки хвороста ограничивается натянутой проволокой на высоте 30—50 см.
Финишем этапа является появление «белого ключа» при кипячении воды, пережигание нитки.
Штраф: использование судейских спичек
Возможны и другие этапы: укладка рюкзака, преодоление склона, переноска пострадавшего, движение по азимуту и т.д.
Порядок прохождения этапов определяется судейской коллегией, однако традиционно уже сложилась следующая схема: стартом является снятие палатки; технически сложные этапы, требующие навыков работы с веревками, ставятся в первой половине дистанции, так как на них происходит скопление команд, и пока они не пройдены, нельзя давать старт следующей команде. Для зрелищности да и ускорения соревнований, если позволяет наличие судей и местность, делаются две совершенно равнозначных нитки дистанции.
Судья обязан добиться выполнения правил безопасности, т.е. наказывая участника временем, а не штрафом. Так как в туризме много различных методов работы с веревками, то требование должно быть одно — допустим любой способ, гарантирующий безопасное прохождение этапа.
В последнее время все большую популярность завоевывают лично-командные соревнования по туристской технике, позволяющие проверить туристско-техническую подготовку каждого участника. Форма одежды и снаряжение аналогичны командным соревнованиям по туристской технике. Среди участников проводится личная жеребьевка, стартовый интервал рекомендуется 3—5 мин.
Каждый участник проходит дистанцию, преодолевая все этапы. Результат его определяется суммой времени прохождения дистанции и штрафов, полученных при прохождении этапов. Победитель определяется по наименьшей сумме времени, при равенстве результатов преимущество получает участник, имеющий меньшую сумму штрафного времени. Командный результат определяется по наименьшей сумме времени, показанной всеми зачетными участниками.
Требования к дистанции и этапам — динамичность, безопасность, зрелищность. Перед выходом на старт участники проходят предстартовую проверку.
Рекомендуемый набор этапов:
—спуск с самостраховкой;
—переправа по бревну с перилами;
—преодоление условного болота по кочкам;
—переправа по параллельным веревкам;
—подъем с самостраховкой;
—вязка узлов;
—навесная переправа;
—траверс склона;
—переправа вброд;
—«маятник».
На этапе «Маятник» участник, стоя за контрольной линией, должен с помощью маятниковой веревки преодолеть ручей или овраг (контрольный участок).
На этапах «Навесная переправа» и «Переправа по параллельным перилам» судейская коллегия может установить контрольное время, по истечении которого участник, не преодолевший этап, снимается с этапа.
В лагере можно проводить соревнования по туристской технике в форме эстафеты, когда участники проходят этапы, отрабатывая штрафы пробеганием штрафных кругов. Надо выбрать этапы, которые не требуют умения работать с веревками, т.е. не являются технически сложными, а позволяют судить очень просто — задание выполнено (нет штрафа), задание выполнено с ошибками (один штрафной круг), задание не выполнено (два штрафных круга). Здесь большое поле для инициативы судейской коллегии: так как правил по этому виду не существует, можно экспериментировать.
Эстафету можно проводить, поставив условие, чтобы каждый участник команды прошел все этапы, а можно сделать так, чтобы команда (предположим, 3 участника) в общей сумме прошла все этапы — например, 9. Тогда каждый участник должен проходить по три этапа, последовательность их прохождения определяется самой командой, что значительно разнообразит тактику команд. Для начинающих можно предложить этапы, исключающие использование специального туристского снаряжения и рассчитанные только на проявление ловкости участников. Эти этапы используются в соревнованиях «Школа безопасности». Поставить их несложно. Соревнования эти можно проводить как личные, лично-командные и командные.
1. Переправа по наклонному бревну
Один конец бревна укрепляется на высоте 1—1,5 м, длина бревна 12 м. Угол наклона бревна не должен превышать 30°. Участники могут идти по бревну, сохраняя равновесие. Если это участнику сложно — передвигаются ползком.
2. Переправа по качающимся перекладинам Перекладины подвешиваются на репшнурах на высоте около
2 м. Перехватывая их поочередно руками, участники движутся к финишу этапа. Возможен вариант, когда по перекладинам переступают ногами. Располагаются при этом перекладины на высоте 15—20 см от земли.
3. Движение по подвесному бревну
На этом этапе лучше пользоваться помощью друзей по команде.
Контрольные линии при постановке этапа надо обозначить так, чтобы участники могли, не заступая за них, придерживать бревно руками. Естественно, во время личных соревнований наиболее надежный способ передвижения — ползком.
4.Бабочка
Нижняя веревка натягивается как для переправы, довольно сильно. Верхняя, выполняющая роль перил, крепится к нижней веревке в середине ее. Держась за такие ломаные перила, участник переходит на противоположную сторону.
5.Паутина
Веревки на этом препятствии на местах пересечений не крепятся друг к другу. Высота их над землей зависит от возраста детей и не превышает 50—70 см. Густоту веревок для старшего возраста можно уменьшить.
6. Ромб
Это препятствие изготавливается заранее. Перебраться на другую сторону по такому «мосту» довольно сложно. Технику переправы дети выбирают сами, и она получается довольно интересной.
7. Движение по узкому лазу (коридору)
Это препятствие еще называют «мышеловкой». Участник проползает под низенькими воротами, сделанными из проволоки или деревянных стоек с перекладинами.
На этих соревнованиях можно также поставить этап «Кочки» и некоторые другие.
Контрольный туристский маршрут.
Контрольный туристский маршрут (КТМ) проводится как туристский поход, в ходе которого каждая команда выполняет различные задания по краеведению, туристкой технике, топографии, ориентированию, оказанию первой медицинской помощи. На маршруте команда преодолевает различные препятствия, самостоятельно выбирая тактику и способ безопасного прохождения. При этом команда набирает баллы. Если ребята не готовы к преодолению какого-либо этапа, они могут его пропустить, лишившись соответствующего количества баллов. На прохождение каждого этапа устанавливается определенное время — НВ (нормальное время). Если команда преодолевает этап быстрее, преимущества она от этого не получает, а за превышение НВ ей дается меньшее количество баллов.
Предлагаем включить в КТМ следующие этапы: Предстартовая проверка (максимальная оценка 20 баллов). Ответ капитана о действиях команды в аварийной ситуации — до 4 баллов. Ответ одного из участников (по жребию или выбору судьи) о границах района соревнований —до 4 баллов. Проверка личного снаряжения одного из участников (по жребию) — до 3 баллов. Наличие и состав медицинской аптечки, ремонтного набора, группового снаряжения — до 3 баллов за каждый список. За отсутствующий предмет снимается 1 балл, но не более 3 баллов по каждому списку.
Знание правил оказания первой медицинской помощи.
Двое представителей команды получают карточку с указанием диагноза травмы и заболевания. Используя представленные в карточке наборы признаков травм, заболеваний и способов оказания первой медицинской помощи, команда выбирает правильный ответ (записывает шифр). За каждый правильный ответ дается до 5 баллов.
Оказание первой медицинской помощи при условно заданной травме.
Список травм заранее оговаривается. Правильное выполнение — 10 баллов, с ошибкой — 5, неправильное — 0 баллов.
Транспортировка «пострадавшего».
Команда изготавливает из подручного материала средства для транспортировки и транспортирует «пострадавшего». Правильная транспортировка — 5 баллов, с ошибками — 2,5, неправильная — 0 баллов. Аналогично оценивается и правильное изготовление средств для транспортировки.
Определение расстояния по карте.
Команда, используя имеющийся инструмент (линейку или компас), определяет расстояние между пунктами на карте. При ошибке до 5% — 3 балла, до 10% — 2, до 15% — 1, более 15% — 0 баллов.
Определение азимута на три ориентира.
Команда при помощи компаса определяет азимут на указанные ориентиры. При ошибке до 5 — 3 балла, до 10 — 2, до 15 — 1, свыше 15 — 0 баллов.
Бивак.
Команда за контрольное время (1 час) должна поставить палатку и вскипятить воду.
Маркированный маршрут.
Команда, двигаясь по маркировке, отслеживает по карте путь движения и наносит местонахождения КП проколом, а на следующем КП зачеркивает прокол карандашом. При ошибке до 2 мм — 6 баллов, до 4 мм — 4, до 6 мм — 2, свыше 6 мм — 0 баллов.
Обозначенный маршрут.
Команда движется по обозначенному на карте маршруту, проходя через КП, установленные на местности, но не обозначенные на карте. За посещение каждого КП дается 5 баллов.
Открытый маршрут.
Команда должна преодолеть при помощи карты маршрут в несколько километров, проходя в заданном порядке через КП. Оценка — как при обозначенном маршруте.
Ориентирование по «легенде» (описанию маршрута).
Команда движется без карты по «легенде» с указанием азимутов и расстояний, проходя через КП в том случае, если она идет правильно. За посещение каждого КП — 3 балла.
Азимутальный ход.
Получив исходные данные (азимут и длину хода — до 1 км), команда движется к указанной точке. При выходе на финишную прямую записывается номер вешки. При ошибке до 5% длины хода — 15 баллов, до 10% — 10, до 15% — 5, свыше 15% — 0 баллов.
Определение расстояния до недоступного предмета.
Команда любым известным ей способом определяет расстояние до недоступного предмета. При ошибке до 5% — 6 баллов, до 10% — 4, до 15% — 2, свыше 15% — 0 баллов.
В зависимости от уровня подготовки команд в КТМ можно включить и другие элементы — спуски и подъемы при помощи веревки, навесную переправу, а также элементы краеведения, связанные со школьной программой: определение растительности, измерение расхода воды и др.
Каждая команда имеет зачетную маршрутную книжку (ЗМК), в которой судьи делают отметку о прохождении этапа и о полученном результате. Основное требование к работе судей: команда, уходя с этапа, должна узнать свой результат. Этапы с ориентированием проходят при помощи любой имеющейся карты, однако лучше использовать спортивную карту, изготовленную для соревнований по ориентированию. Если есть проблема с судьями на этапе, то можно рекомендовать с каждой командой отправить судью-посредника — руководителя другой группы, который оценивает действия команды на этапах.
Приложение 3
Анкета
1. Ф. И., класс, школа.
2. Есть ли у тебя опыт? (т.е. в каких лагерях ты уже был) пребывания в лагерях.
3. В каком лагере тебе хотелось бы побывать? Почему?
4. Чем бы ты хотел заниматься в лагере спортивного туризма?
5. Знаешь ли ты что такое палаточный лагерь? Объясни?
6. Почему ты хочешь поехать в туристско-краеведческий лагерь?
7. Где могут пригодиться знания, полученные в лагере?
8. Каким видом туризма ты хотел бы заниматься?
· Велосипедный;
· Экскурсионный;
· Пешеходный;
· Водный;
· Лыжный;
· Спортивный.
9. Каким бы ты хотел видеть руководителя туристско-спортивного лагеря?
10. В каких туристско-спортивных мероприятиях ты хотел бы участвовать?
11. В каких путешествиях, походах, экспедициях ты хотел бы побывать?
12. Что ты ждёшь от лагеря?
· Стремление к общению со сверстниками;
· Преодоление трудностей;
· Испытание себя;
· Новые знакомства;
· Самоутверждение;
· Новые знания;
· Другое.
13. В какие походы ты ходил?
· Однодневный;
· Многодневный;
· Не ходил.
Приложение 4
Анкета воспитанника МОУ ДОД "Тотемская СЮТ"
1. Как часто ты посещаешь занятия кружка?
2.В какие дни недели ты посещаешь занятия кружка и всегда ли регулярно?
3.Почему ты посещаешь туристско-краеведческий кружок?
Чтобы:
-получить новые знания;
-найти новых друзей;
-поучаствовать в различных мероприятиях, походах, конференциях, конкурсах;
-поехать в экспедицию, многодневный поход или лагерь;
-что-то ещё:
4. Что тебе нравится на занятиях кружка?
-рассказы педагога;
-практические занятия;
-общение с друзьями;
-общение с педагогами;
-соревнования, экспедиции, конкурсы ,походы;
5. Что тебе не нравится на занятиях кружка?
6.Где могут пригодиться тебе знания, полученные на занятиях кружка?
7.Какие успехи есть у тебя в результате занятий в кружке?
Анкета воспитанника МОУ ДОД "Тотемский СЮТ"
1. Каким видом туризма ты хотел бы заниматься?
-водный;
-велосипедный;
-пешеходный;
-экскурсионный;
-лыжный;
-спортивный;
-"Школа безопасности";
-Каким ещё?
2.Каким видом краеведения ты хотел бы заниматься?
-историческое;
-географическое;
-литературное;
-музейное;
-экология;
-археология;
-этнография;
-фольклор;
-топонимика;
Каким ещё?
3.Каким бы ты хотел видеть руководителя туристско-краеведческого кружка?
4.Что по твоему должен знать и уметь руководитель туристско-краеведческого кружка ?
5.В каких туристско-краеведческих мероприятиях ты хотел бы участвовать ?
6.В каких путешествиях, походах, экспедициях ты хотел бы побывать?
-Многодневные походы;
-экскурсии, поездки;
-экспедиции, лагеря;
Что-то ещё?
7.Какого снаряжения и оборудования не хватает вашему кружку?
8.Есть ли необходимость объединения туристско-краеведческого кружка разных школ в общественные организации ?
-«Школа безопасности»
-«Каскад»
-Научное общество учащихся
9.Что бы ты хотел изменить в МОУ ДОД «Тотемский СЮТ»
-материальная база;
-здание;
-техническое оборудование;
-педагога;
-кружок;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8