Рефераты. Исследование форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере (на примере туризма)

6) Социально-политическая стабильность в стране;

7) Возможность взаимодействия с организациями и учреждениями, занимающимися туристско-краеведческой деятельностью, экологией, спортивным ориентированием; взаимодействие с различными педагогическими и образовательными учреждениями, академия повышения квалификации, учреждениями дополнительного образования.

Далее рассмотрим более подробно влияние некоторых факторов на развитие спортивного туризма в детском оздоровительном лагере:

1. Программно-техническое обеспечение. Оно включает:

-наличие методического и дидактического материала по туризму, ориентированию и т. д. (программы и методические рекомендации);

-наличие правил и руководств для проведения различных соревнований;

-компьютерное обеспечение (программы для судейства, рисовки карт);

-учебная и художественная литература, журналы.

2. Кадровое обеспечение туристского лагеря.

Кадровое обеспечение – решающий фактор успешного проведения лагеря. Вся ответственность за проведением лагеря ложится на его начальника, поэтому вопрос о его кандидатуре является одним из основных. Подбор начальника лагеря решается одновременно с подготовкой положения и условий проведения, также с выбором района [16,с.12].

Конечно самый хороший вариант, если начальником лагеря назначается работник, проводящей организации – станции юных туристов или Дома творчества, но иногда по тем или иным причинам этого сделать нельзя. Тогда можно привлечь специалистов со стороны, но, прежде всего, это должен быть педагог, имеющий опыт работы с детьми. К сожалению, знание мастера спорта по туризму не означает, что данный человек может работать с детьми, знает специфику этой деятельности. Пусть начальник мне обладает большими туристскими навыками, но он должен хорошо знать детскую психологию, а главное – обладать организаторским опытом, что практически присуще большинству работников детского туризма.

Начальник лагеря сам подбирает кадры для работы в лагере, исходя из целей и задач, которые перед ним поставлены. Это могут быть педагоги, не обладающие большим туристским опытом, но при этом педколлектив должен дополняться специалистами по туризму или краеведению, которые могут не иметь педагогического опыта, но способны решать вопросы технического плана. Обязательно надо провести с педагогическим и инструкторским составом лагеря два – три совещания – семинара, на которых проработать вопросы программы лагеря, разработать должностные инструкции и подробно их обсудить, рассмотреть предложения по организации и проведению занятий по туризму и краеведению, ориентированию, организации досуга частников.

Начальник лагеря подбирает и медицинского работника, который, в силу специфики лагеря, должен быть сам «лёгок на подъём», т. е. способен в любой момент выйти на маршрут, уметь оказать помощь в условиях природной среды. Очень часто для этого привлекаются медицинские работники, имеющие среднее специальное образование и большой практический опыт, или студенты старших курсов мединститутов из числа, которые хотя бы немного знакомы с туризмом.

Начальник лагеря совместно с проводящей организацией решает вопрос и о месте проведения лагеря [16,с.13].

Педагоги лагеря. Требования к квалификации педагогов определяются спецификой вида деятельности и потенциалом детского коллектива.

Необходимы:

-педагогическое образование, опыт педагогической деятельности в детских коллективах

-спортивно- туристская квалификация (желателен опыт участия в категорийных походах)

-опыт судейства туристских соревнований.

В соответствии с инструкцией «О порядке организации и проведении туристских мероприятий со школьниками» в каждой группе должен быть руководитель и заместитель руководителя.

При участии во время одной смены трех и более групп для координации усилий педагогов появляется потребность включить в штатное расписание должность начальника лагеря (старшего руководителя).

Для наиболее успешной реализации педагогических функций и обеспечения единства требований все педагоги должны быть хорошо знакомы с Программой лагеря, методиками работы и иметь предварительный опыт совместно туристско-краеведческой деятельности с данными детским и педагогическим коллективами, возможно при подготовке лагеря [2,с.8].

В процессе исследования туристских форм физкультурно-массовой работы в базовом учреждении было выяснено, что в нем используются следующие формы:

1. Туристские кружки;

2. Туристские соревнования;

3. Туристские слеты;

4. Археологические экспедиции;

5. Туристические походы;

6. Экскурсии;

7. Краеведческие конкурсы;

8. Итоговые краеведческие игры по краткосрочным программам;

9. Профильный туристский лагерь (водный поход, спортивное ориентирование);

10. Краеведческие викторины;

11. Конкурсы: эмблем, художественной самодеятельности, поваров, «боевых листков», газет о походе и др;

12. Конкурс художественной самодеятельности и туристской песни.

Туристские кружки. В оздоровительном лагере при районной станции юных туристов проводятся следующие туристские кружки: «Юный турист», «Юный турист-пешеходник», «Водный туризм». Обычно каждый кружок включает в себя около 12-24 учебных часов. Кружки организуются во второй половине дня и продолжительность учебного часа составляет около 30-40 минут. Одно занятие состоит из двух частей по 45 минут с перерывом между ними 10 минут в соответствии с требованиями СанПиН. Практические навыки туристы отрабатывают в полевых условиях. Туристские кружки имеют свое продолжение в туристских пешеходных и водных походах.

Туристские соревнования. Могут быть однодневные, двухдневные (т.е. с ночёвкой). Чаще всего они организуются в конце рабочей недели, включая выходной день. На соревнованиях проверяется степень овладения практическими навыками и степень овладения теоретическим материалом по изучаемым программам. Целью проведения соревнований является повышение мастерства обучающихся и развитию интереса к данному виду деятельности.

Туристские слёты. Могут быть однодневные, двухдневные (т.е. с ночёвкой). На слётах проверяется степень овладения практическими навыками и степень овладения теоретическим материалом по изучаемым программам. Целью слётов является обмен опытом в практической деятельности между участниками. Постановка целей на дальнейшую деятульность.

Археологические экспедиции. Продолжительность от 2 до3 недель (длительные), краткосрочные 5-10 дней. Могут проводиться на территории нашего района, а по согласованию с областным центром туризма могут проводиться на территории вологодской области и других регионов России.

Туристские походы. Они бывают однодневные (учебные) до 8 часов, кроме того двухдневные и многодневные. Для подготовленных обучающихся походы могут быть категорийные (как пешие, так и водные). Целью будет применение теоретических знаний на практике и закрепление практических навыков полученных в процессе учебных занятий. Имеют познавательные цели:

- познавательные (ознакомление сбытом и культурой коренных жытелей)

- спортивные (преодолеть расстояния и преодоление естественных препятствий).

Экскурсии. Пешеходные (по близ лежащей территории, по территории города, выезные экскурсии по городам области), (музеи, памятники культуры).

Краеведческие конкурсы. Могут быть очные или заочные. Очные проводятся во второй половине дня в пределах 1-1,5 часа. Заочные в любое время года по заданию или материалам станции туристов.

Итоговые краеведческие игры по краткосрочным программам. Проводятся преимущественно в очной форме между командами школ чьи учащиеся обучались по какой либо краткосрочной программе (программа «Город Тотьма - частица России» имеет 7 подпрограмм; по каждой проводится итоговая игра или конкурс с целью выявления полученных знаний и развития интереса к краеведческой деятельности.

Профильный туристический лагерь (водный поход, спортивное ориентирование). Проводятся преимущественно после окончания учебного года. Продолжительность работы лагеря 10-14 дней. Преимущественно проводятся в природных условиях. В целях закрепления практических навыков по изученным программам и поведения в природе. Кроме того преследуются цели:

- умение работать в коллективе;

- ответственность за порученное дело;

- взаимовыручка;

- развитие волевых качеств и т.д.

Краеведческие викторины. Могут быть очной и заочной формы. Цель этой формы закрепление знаний по изученным программам, развитие интереса к краеведческой деятельности. Развитие интереса к самостоятельному познанию родного края. Викторины, посвящённые наиболее ярким страницам города.

Помимо соревновательной части, в программу туристских соревнований могут входить и различные конкурсы: эмблем, художественной самодеятельности, поваров, «боевых листков», газет о походе и др.

Одним из главных критериев оценки конкурсов должны быть самостоятельность и творчество самих ребят. Так, например, при проведении конкурса «боевых листков» можно полностью исключить участие руководителя команды, отведя время и место, выдав необходимые материалы для работы ребячьей редколлегии.

Конкурс художественной самодеятельности и туристской песни лучше провести в форме выступления агитбригад, заранее дав тему выступления. И в любом случае перед тем, как выпустить ребят на аудиторию, их выступление должно быть просмотрено взрослыми, которые могут в тактичной форме попросить изменить что-либо в программе, не допуская элементов так называемой «дикой» туристской или уличной самодеятельности, с которой ребята иногда, к несчастью, достаточно хорошо знакомы.

Таким образом, изучив литературу и разные источники информации по теме, выявила и дала характеристику форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере на примере туризма. Определила наиболее эффективные формы физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере. Рекомендую чаще проводить прогулки на свежем воздухе, туристские походы, экскурсии для развития кругозора детей и туристского опыта для дальнейшей самостоятельной жизни.

Выявленные формы физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере на примере туризма, можно эффективно использовать в работе с детьми и они принесут большой оздоровительный эффект.

В ходе исследование было проведено анкетирование 27 детей из 4 школ - участников соревнований и походов, которые отдыхали в данном лагере. Анкета включала в себя ряд оценочных вопросов. Анализ ответов на вопросы позволяет сделать следующие выводы:

Вопрос 2. Есть ли у тебя опыт (т.е. в каких лагерях ты уже был) пребывания в лагере? На данный вопрос 11 человек ответили, что принимали участие в лагере «Азимут», из них 2 туриста в археологических экспедициях и 1- экспедиции в Карелии; 16 человек впервые участвовали в туристских соревнованиях.

 














Вопрос 3. В каких лагерях ты хотел бы побывать? Почему? На данный вопрос 2 человека ответили, что ещё не знают, 2 в лагере «Атлант», 14 в лагере «Азимут», 1 в лагере «Дружба», 3 в лагере «Лесная сказка», 1-где интересно, 1-поучаствовать в различных мероприятиях, походах, конференциях, конкурсах, 3 не хотят побывать не в каком лагере.
















Вопрос 4. Чем бы ты хотел заниматься в лагере спортивного туризма?

На этот вопрос дети отвечали что в лагере хотели бы соревноваться, отрабатывать технику спортивного туризма и спортивного ориентирования, заниматься тренировками;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.