Рефераты. Исследование форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере (на примере туризма)

В 1960 – 70-х гг. широкое распространение получило плавание на лодках и плотах по горным рекам, усовершенствовалась техника плавания гребных туристских судах. Во многих регионах проводятся соревнования по технике водного туризма, результаты которых позволяют судить о степени готовности туристских групп к водным путешествиям [19,с.29].

Лыжный туризм, походы и путешествия по снегу на лыжах; один из наиболее массовых видов туризма. Популярность лыжного туризма в РФ обусловлена, в частности, тем, что на значительной части её территориальный снежный покров держится несколько месяцев, а в некоторых регионах зима – по существу единственное время года для занятий туризмом. Для лыжного туризма характерны многодневные походы как по равнинной и пересечённой местности, так и по тайге, тундре, архипелагам и льдам, среднегорья и высокогорным районам в условиях низкой температуры с тяжёлыми рюкзаками; зачастую по глубокому снегу, когда день короток, а погода резко переменчива. В зимних походах туристы – лыжники приобретают навыки действовать в суровых климатических условиях, преодолевать сложные препятствия, переносить большие физические нагрузки, организовывать ночлеги и отдых в поле, лесу или безлесье. Всё это обуславливает необходимость уделять особое внимание составу группы, физической, технической и тактической подготовленности участников похода, их психологическую совместимость, походному опыту, навыкам бивачной жизни, количеству и качеству снаряжения и продуктов питания. Например, одежда и обувь должны быть тёплыми, лёгкими, желательно непромокаемыми, не стеснять движение, защищать от ветра; лыжи лучше иметь широкие (7-9 см.), подобранные с учётом роста туриста и его массы, в зависимости от конкретных условий путешествия в состав группового снаряжения могут входить походные печки, многоместные спальные мешки, топливо (бензин, сухой спирт и т.п.), примус, а в походах по горным районам – обязательно лавинное снаряжение. Пища в походах готовится преимущественно из высококалорийных продуктов.

Общефизическая подготовка туристов – лыжников заключается в приобретении навыков длительного передвижения на лыжах с тяжёлым рюкзаком, хорошего владения техникой подъёмов, спусков, поворотов и траверсирования склонов, умения действовать в условиях сильного ветра, снегопадов и низких температур. Специальная техническая подготовка проводится с учётом сложных препятствий, преодоление которых потребует владение навыками самостраховки и страховки с использованием альпинистских средств и способов обеспечения безопасности.

Важнейшие элементы тактики лыжного туризма: правильный выбор вида маршрута и распределение по нему технически сложных участков, построение графика похода и дневных переходов с учётом наиболее безопасного времени преодоления сложных препятствий, правильные коллективные действия на лавиноопасных склонах и в экстремальных условиях. Помимо традиционного периода (февраль, март, начало апреля) походы стали проводить в осеннее и весеннее межсезонье, а также в полярную ночь (по маршрутам Заполярья). Получают распространение зимние походы по тундре и замёрзшим водоёмам на коньковых и лыжных буерах, парусных нартах, на лыжах с индивидуальным парусом, на снегокатах, аэросанях [19,с.66].

Велосипедный туризм, вид самодеятельного туризма – путешествия и спортивные походы на велосипедах. Велосипедный туризм доступен людям любого возраста, т. к. нагрузки в нём легко дозируются. На велосипеде можно проехать практически по любой дороге, по тропинке и просто по ровному грунту, с ним можно перелезть через глубокий овраг, преодолевать пески, каменистые горные тропы и осыпи, переходить в брод реки. За день в зависимости от темпа движения, погоды, состояния дороги и наличия препятствий вело - туристы проезжают от 40 до 120 км (при попутном ветре от 45 до 140). В походе вело-туристу не приходится вести на себе снаряжение – весь груз крепится на велосипеде. В экологическом отношении велосипед наиболее чистый вид транспорта.

По массовости велосипедный туризм уступает таким видам туризма, как пешеходный, водный, горный и лыжный. Большое число вело -туристов путешествует без регистрации своих маршрутов и без путевых документов и поэтому не учитывается официальной статистикой. Для путешествий и спортивных походов годятся любые велосипеды – как дорожные, так и спортивные. Дорожный велосипед имеет прочную раму и колёса с широкими

шинами, на нём трудно развить большую скорость и тяжело преодолевать подъёмы, но он хорошо идёт по ухабистым дорогам без покрытия, а так же по песку и щебню. У дорожного велосипеда только одна передача, что исключает возможность регулировать скорость хода при изменении профиля дороги, за то он прост в обслуживании. У спортивных велосипедов меньше масса, более лёгкие колёса с узкими шинами. Он оснащён переключателем скорости (от 4 до 10 передач), имеет более лёгкий ход и хорошую манёвренность, предпочтителен для езды по дорогам с твёрдым покрытием (асфальтовым или бетонным). Многие вело - туристы при подготовке к походу несколько видоизменяют свои велосипеды применительно к особенностям маршрута. Например, на спортивный велосипед устанавливают багажник, заменяют заднее колесо на более прочное от дорожного велосипеда (но с многократной фтулкой), меняют тонкие спицы колёс на более толстые, для увеличения прочности на однотрубки наклеивают дополнительную оболочку. В снаряжение вело - туриста , помимо обычных вещей, необходимых в любом туристическом походе (палатка, посуда и т.д.), обязательно входит ремонтный набор с комплектом ключей, велоаптечка и запасные детали (спицы, тормозные колодки, гайки, шайбы, шарикоподшипники и прочее), запасная шина или камера, гибкий стальной тросик и др. одежда должна быть удобной для езды на велосипеде, из обуви предпочтительны кроссовки с твёрдой подошвой.

Путешествовать на велосипеде лучше всего по дорогам местного значения с асфальтовым или песчано–гравийным покрытием; скоростное шоссе (автобаны) и дороги союзного значения для вело-туристов не рекомендуется из-за повышенной их опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта и высокой загрязнённостью воздушного пространства над ними. Путешествовать на велосипедах можно на всей территории страны. Большая часть маршрутов идёт по лесистой местности. Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами: оптимальный состав группы 4-6 человек. Такая группа достаточно мобильна, способна быстро оказать необходимую помощь пострадавшему и устранить техническую неисправность велосипеда. Важнейшим условием обеспечения безопасности вело - похода является строгое соблюдение правил дорожного движения. Чтобы максимально уменьшить вероятность несчастного случая, необходимо снижать скорость движения на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а так же при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами (вода может закрывать глубокие выбоины и ямы). Нельзя двигаться по дорогам в сумерки и ночью. Перевозимый груз надо закреплять на велосипеде, так как у вело - туриста с рюкзаком на спине снижается устойчивость во время движения, раньше приходит усталость. Безопасность вело - путешествий так же во многом зависит от технического состояния велосипеда и умения управлять им, особенно на плохой дороге и при преодолении препятствий (к естественным препятствиям в вело-туризме относятся горные дороги и перевалы, трудно проходимые лесные тропы, участки бездорожья, броду, овраги). Поэтому технический осмотр велосипедов необходимо проводить ежедневно и любые замеченные неисправности сразу же устранять.

Соревнования по вело-туризму проводятся в целях проверки готовности вело - туристов к походам, совершенствования навыков управления велосипедом и техники преодолевания препятствий, а так же для обмена опытом в подготовке и проведении вело-походов. Соревнования позволяют определить сильнейшие коллективы и отделять участников, чей опыт и знания могут быть использованы для развития вело-туризма в стране. Соревнования проводятся обычно по четырём видам: преодолевание полосы препятствий, фигурное вождение, триал и ралли. Наиболее распространённый и зрелищный вид – преодоление полосы препятствий, куда выходят: переправа через реку с велосипедом в брод и по бревну, замена «неисправной» детали велосипеда, подъём и спуск по склону, езда по песку или осыпи и т.д. Походы в вело-туризме подразделяются на 5 КС в зависимости от протяжённости маршрута, продолжительности похода, сложности рельефа, высота над уровнем моря, характера препятствий и т. д. При путешествии по пустыне или тайге маршрут похода 5 КС прокладывается через малонаселённую местность, причём не менее 60% протяжённости маршрута должны приходится на естественные грунтовые дороги и тропы с труднопроходимыми участками, бродами, завалами, осыпями и др. препятствиями.

Спортивные разряды и занятия по вело–туризму присваиваются вело-туристам при выполнении ими соответствующих требований и норм Единой всесторонней спортивной классификации [19,с.25].

Таким образом особенностями спортивного туризма в образовательных учреждениях являются следующие:

1.                 Спортивный туризм в образовательных учреждениях распространён недостаточно широко.

2.                 Спортивный туризм требует значительного вложения материальных средств для создания тренировочной базы.

3.                 В образовательных учреждениях наблюдается недостаток квалификационных кадров по спортивному туризму.


ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

2.1 Особенности организации спортивного туризма в детском оздоровительном лагере

Занятия спортивным туризмом в лагере позволяют получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для многодневного туристского похода.

Занятия спортивным туризмом - школа туристской культуры. Осваивая элементы ориентирования, навыки туристского быта, жизни в коллективе, краеведческую деятельность и т.д., ребенок получает базовое образование, единое для всех видов туризма. Это очень важно в работе со школьниками, только начинающими приобщаться к азам туризма и краеведения. На базе качественной общетуристской подготовки ребенок более сознательно подходит в дальнейшем к выбору видовой туристской специализации.

Организация спортивного туризма подразумевает собой деятельность в туристско-краеведческих лагерях, расположенных в пределах родного края (40-50 км от города), которые экономичны для государства и для семьи, что немаловажно при современных сложностях в финансировании системы образования (исключает значительные расходы на проезд участников и руководителей; создает возможность использования транспортных средств проводящей организации и родителей) [8,с.4].

Успешное проведение занятий спортивным туризмом становится основанием для участия детей в других, более сложных походах.

При организации занятий по спортивному туризму в лагере актуальна возможность вывезти детей из экологически неблагополучных условий города в относительно чистую природную среду.

Заниматься некоторыми видами спортивного туризма могут даже такие дети, которые по своим физическим возможностям в многодневном туристском походе не смогли бы принять участие.

Педагоги, не имеющие вообще или имеющие минимальную туристскую квалификаций, которые ни при каких условиях не решаются идти в туристский поход с детьми, обычно соглашаются заниматься спортивным туризмом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.