Рефераты. Исследование форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере (на примере туризма)

Организация спортивного туризма в загородном лагере не ограничиваются только работой с новичками. Они позволяют успешно отрабатывать элементы сложной туристской техники.

Непозволительная роскошь – рассматривать занятия по спортивному туризму и туристские походы как чисто досуговую деятельность. Тем самым заведомо ограничивается образовательный, развивающий потенциал данных мероприятий [2,с.5].

В туристских лагерях учебный процесс - практическая деятельность, содержание которой не надумано и призвано разрешать проблемы в жизни лагеря. Обучение, построенное на живом интересе детей естественно вписывается во всю жизнь лагеря [8,с.6].

При организации спортивного туризма в детском лагере возникает потребность в разработке программы его проведения, которая составляется индивидуально для каждого мероприятия.

Создание программы лагеря необходимо для более чёткого осознания организаторами его целей и задач. Это так же – эффективная форма планирования и распределения средств и времени. И, наконец, оформленная программа может служить документом для финансовой или иной поддержки наших начинаний.

Какие же разделы может иметь программа организации туристского лагеря школьников? Она включает [8, с. 6]:

1.Вводная часть. Здесь показывается, почему возникла необходимость в проведении лагеря? Почему решение данной проблемы – приоритетная задача? Какова цель проведения лагеря? Как она связана с решением оставленной проблемы? Какие задачи должны быть поставлены для решения данной цели?

2.Концепция образовательно – оздоровительной программы. В этом разделе подробно описывается методы и формы работы. Желательно дать обоснование почему, выбраны именно эти методы. Чем и как будут заниматься дети и руководители групп? Каковы способы замера ожидаемых результатов? Какие показатели позволяют оценить эффективность использованных средств?

3.Характеристика детского контингента. Кто едет в лагерь (возраст, требования к медицинскому допуску)?:

o        Желательно одного возраста

o        Общий интерес, единые нормы

o        Ребята с близкой физической подготовкой

o        Одинаковое количество девочек и мальчиков

o        Лучше группа не более 12 человек.

Нужна ли участникам предварительная подготовка и в каком объёме?

4.Характеристика кадрового обеспечения. Кто будет руководить лагерем? Полезно определить требования к уровню педагогической, спортивно – туристической, инструкторской и судейской квалификации руководителей детских групп.

5.Ресурсное обеспечение целиком зависит от вида туризма и образовательных задач. Определяются качественные и количественные требования и личному и групповому снаряжению. Какое снаряжение инвентарь и оборудование необходимы для реализации образовательно–оздоровительной части программы? Из каких источников поступят эти ресурсы?

6.Бюджет программы или смета расходов. Разделы: оплата труда, основные прямые расходы и непрямые расходы. Целесообразно чётко разграничить источники доходов (например, средства бюджета, родительские средства, средства спонсоров и т.д.).

Требования к возрасту детей определяются программой, по которой предварительное обучение. В наших лагерях базовой служила программа дополнительного образования для учащихся 7 – 11 классов « лидер: школа туристского организатора». Новизна данного образовательного курса состоит в подготовке школьников – организаторов туристской деятельности, развитии у учащихся коммуникативных качеств и накоплений ими опыта лидерства малых группах.

Специализированную подготовку школьника – туристского организатора целесообразно начинать в 7 – 8 классе средней школы. До 12 -13 лет ребёнок может получить первичный опыт туристско деятельности: участие в туристских прогулка, местных экскурсиях (начальная школа), одно – двухдневных походах по родному краю в составе класса, туристского объединения (5-6 класс). К 12 – 13 годам целесообразно переходить от туристских мероприятий «для детей» к организации туристских походов самими школьниками под руководством квалифицированного педагога – тренера.

К этому возрасту, дети по своим потребностям (стремлению к общению и деятельности в кругу ровесников, преодолению трудностей, испытанию себя, самоутверждению) и возможностям (образовательным и физиологическим) созревают к самостоятельной туристской деятельности в коллективе сверстников в условиях туристского быта.

Для более успешной реализации образовательной части программы лагеря желателен подбор детей примерно одного возраста (13 – 14 лет).

Возможна комплектация разновозрастных групп. В этом случае более опытные в спортивно – туристском отношении ребята могут выполнять роли инструкторов дежурных бригад, туристских служб.

Из 15 – 20 детей комплектуется туристская группа. Важно определить оптимальное для конкретной организации количество групп на одну смену работы лагеря. Это будет зависеть от кадровых, финансовых и материально – технических возможностей поводящей организации и экологических возможностей территории, на которой организуется лагерь (пределом «вместимости» территории без ущерба для экологии природной среды).

Конечно, в туристский лагерь могут быть зачислены дети, не имеющие медицинских противопоказаний.

Для наиболее успешного взаимодействия в условиях относительно автономного существования в природной среде при полном самообслуживании, детям необходим предварительный опыт совместной туристской деятельности. Поэтому основными требованиями к участникам станут предварительное обучение и опыт совместных одно – трёхдневных походов [8,с.7].

Требования к квалификации педагогов определяются спецификой вида деятельности и потенциалом детского коллектива.

Необходимы:

- педагогическое образование, опыт педагогической деятельности в детских

коллективах,

- спортивно – туристская квалификация (желателен опыт участия в категорийных походах),

- опыт судейства туристских соревнований.

В соответствии с «Инструкцией о порядке организации и проведении туристских мероприятий со школьниками» в каждой группе должен быть руководитель и заместитель руководителя. При участии во время одной смены трёх и более групп для координации усилий педагогов появляется потребность включить в штатное расписание должность начальника лагеря (старшего руководителя).

Для наиболее успешной реализации педагогических функций и обеспечения единства требований все педагоги должны быть хорошо знакомы с Программой лагеря, методиками работы и иметь предварительный опыт совместной туристской деятельности с данным детским и педагогическим коллективами, возможно при подготовке лагеря [8, с. 8].

Фактически туристский лагерь является завершающим этапом реализации программы, которая использовалась для обучения детей в течение всего учебного года. Это могут быть программы «Юные туристы» [Крайман М.И. –М.,1982,- C.5-18] . Можно использовать и программу для учащихся 8 -9 классов «Основы туристской деятельности».

Для успешной реализации программы лагеря предварительная туристская подготовка участников обязательна. Комплектование лагеря начинается уже в начале учебного года.

Образовательно – оздоровительная программа, без условно, может и должна разрабатываться педагогами для каждого лагеря индивидуально. Приведённые ниже подходы к разработке образовательно–оздоровительной программы не могут претендовать на универсальность. Мы преследовали лишь цель показать возможный алгоритм рассуждений от постановки педагогических целей до методики отслеживания результатов.

По глубокому убеждению авторов, образовательный процесс в условия полевого быта непрерывен. И учителем попеременно становятся и педагог, и детский коллектив, и даже… погодные условия, и естественные препятствия на маршруте [8,с. 9].

Образовательно–оздоровительные задачи лагеря ставятся в зависимости от потребностей данного коллектива и возможностей педагогов. Как правило, я группировала задачи в три взаимосвязанных блока (области):


1. жизнь в коллективе, лидерство

2. выживание в природной среде

3. комплексное

краеведение


В соответствии с данной структурой и будут распределены частные задачи.

1. Жизнь в коллективе, лидерство (задачи развития коммуникативных и лидерских качеств).

1.1. Создание и поддержание комфортного социально – психологического климата в туристской группе.

1.2. Задачи социализации ребёнка посредством её самореализации в выполнении туристских обязанностей (определённого функционала) в естественных и искусственно созданных микрогруппах (отделение, бригада, «проблемная» группа).

1.3. Накопление опыта лидерства в малых группах (командир бригады, командир отделения, лидер «дела»).

2. Выживание в природной среде (задачи овладения навыками выживания в природной среде).

2.1.Задачи физического оздоровления школьников средствами туризма.

2.1.1. Формирование двигательных навыков, силы, ловкости, выносливости,

быстроты реакции посредством ходьбы пешком с нагрузкой и без неё, бега, ежедневных физкультурных упражнений, спортивных игр.

2.1.2. Закаливание, купание.

2.1.3. Оздоровительно – рекреационные задачи – проживание детей из экологически неблагополучных городских условий в экологически чистой природной среде, вдали от проезжих дорог и промышленных предприятий.

2.1.4. Задачи по организации чёткого режима физических нагрузок, отдыха и питания.

2.2. Формирование прикладных туристских умений и навыков.

2.2.1. Навыки организации и поддержания туристского быта.

2.2.2. Навыки ориентирования.

2.2.3. Навыки преодоления простейших естественных препятствий.

3. Комплексное краеведение.

3.1. Задачи ознакомления с природными и культурно – историческими особенностями родного края, района проведения лагеря.

3.2. Обучение умению вести простейшие метеорологические наблюдения.

3.3. Обучение умению творчески фиксировать собственные впечатления, результаты наблюдений [8, с.10].

Для реализации поставленных целей, образовательных и оздоровительных задач, возможно использовать следующие формы и методы работы [8, с.11-14]:

-учебно-теоретические и практические.

- учебные походы.

- трудовая, общественно-полезная деятельность в лесу.

- соревнования по ориентированию.

- топографическая съёмка местности.

- экологические экскурсии.


2.2 Характеристика форм организации спортивного туризма в детском оздоровительном лагере и их эффективность

Факторы, влияющие на организацию спортивного туризма в детском оздоровительном лагере. К факторам, влияющим на организацию спортивного туризма относятся следующие:

1) Материально-техническая база (приложение 1);

2) Кадровое обеспечение туристского лагеря. Наличие у педагогов туристско-спортивных опыта (участие в соревнованиях по туристскому многоборью и спортивному ориентированию областного и Российского масштаба, проведение походов различных категорий и видов туризма, опыт судейства соревнований различного уровня, рисовки и составления карт);

3) Необходимое финансирование туристско - спортивных мероприятий;

4) Обеспечение наполняемости лагеря в соответствии с программой, стабильность контингента;

5) Системность и логическое проведение занятий: практические занятия – итог теоретической подготовки, а так же системное проведение походов, учебно-тренировочных сборов, практических занятий;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.