Рефераты. Исследование форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере (на примере туризма)

Организация туристско-спортивной деятельности в образовательных учреждениях позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся.

Организация спортивного туризма, как деятельность образовательная, имеет огромный оздоровительный (снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма) и воспитательный (духовное развитие, познание окружающей действительности, расширение кругозора) потенциал.

Организация спортивного туризма в образовательном учреждении имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся следующие:

1) Занятия спортивным туризмом требуют хорошей физической формы и постоянного её совершенствования.

2) Занятия спортивным туризмом требуют большой практической подготовки учащихся, которая чередуется с теоретическими занятиями.

3) Курс занятий спортивным туризмом включает несколько этапов растягивающихся на несколько лет.

Туристский кружок, создаётся в школах, ПТУ, дворцах и домах творчества, в клубах по месту жительства, СЮТ с целью освоения детьми и подростками (учащимися) теории и практики туристов. Работают по учётно–тематическим планам и программам, подготовленным Центральной детской туристско – экскурсионной станцией или по авторским программам.

Существуют ТК спортивного (по видам туристские, например, лыжного, водного, пешеходного и другие) профиля. Руководителем ТК может быть педагог, работник внешкольного учреждения (СЮТ, базы юных туристов и т. д.), туристический организатор – общественник. В кружок обычно входят 15-20 чел. Руководитель вместе с кружковцами составляет перспективный план занятий на год, который наряду с походами и путешествиями обязательно включает подготовку к ним и подведение итогов. Занятия ТК проводятся 2-3 раза в неделю. Они включают теоретические занятия (беседы, доклады, конференции, пишутся рефераты), практические занятия, тренировочные походы, тематические экскурсии; кружковцы участвуют в районных городских слётах, соревнованиях и конкурсах. Во время походов юные туристы ведут поисково– исследовательскую и другую общественно полезную работу, выполняют спортивные нормативы по туризму [19,с.134].

Соревнования туристские, включают прохождение дистанции (маршрута, трассы) с преодолением естественных и искусственных препятствий, выполнение технических приёмов с использованием туристического снаряжения, выполнение специальной тактичности и технических заданий. Цель туристического соревнования – повышение мастерства туристов, выявление возможностей команд, обмен опытом, пропаганда туристов.

Для подготовки и проведения туристских соревнований создаётся оргкомитет во главе с руководителем организации, проводящей эти соревнования, или его заместителя. Основные обязанности оргкомитета: разработка «Положения о туристском соревновании», комплектование судейской коллегии, материально – техническое обеспечение, размещение, организация питания и медицинского обслуживания участников туристских соревнований и судей, подготовка и оборудование мест и мест хранения инвентаря и транспортных средств, обеспечение информацией работников печати, радио и телевидения. Непосредственное проведение туристских соревнований возлагается на судейскую коллегию.

Уровень технической подготовленности участников и квалификации судей должны соответствовать масштабу и классу туристских соревнований. Различают туристские соревнования всесоюзные, районные, городские и коллективов физкультуры. Класс соревнований определяется числом дистанций, количеством и сложностью препятствий, протяжённостью трассы и перепадом высот на ней, количеством и сложностью тактических и технических заданий; установлено 4 класса туристских соревнований от простейшего (1 класс) до сложного (4 класс). Дистанция туристских соревнований, как правило, разбивается на этапы, для прохождения которых отводится определённое время. Этапом может быть преодоление естественного или искусственного препятствия, выполнение технического приёма, связанного со способом передвижения или специального задания (например, по организации бивака, оказание медицинской помощи, определению местонахождения). Дистанция (количество этапов, сложность и вид препятствий, характер специальных заданий, время прохождения дистанции и т. д.) зависит от вида туризма и квалификации участников туристских соревнований [19,с.112].

Прогулка - представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, закаливание организма. В зависимости от времени года и подготовленность человека, прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.

Экскурсия – это коллективное посещение определённых объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Самой доступной и массовой формой туризма является поход

Туристский поход – это путешествие с активным способом передвижения в отдалённых от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.

По продолжительности различаются походы однодневные, двухдневные и многодневные.

Характеристика видов туризма. Спортивный туризм, походы по маршрутам определяют категории сложности, а также участие в соревнования по технике туризма и чемпионатах; разновидность самодеятельного туризма. Основная цель спортивного туризма - повышение туристского мастерства, совершенствование техники и тактики прохождения маршрутов, отработка различных приёмов страховки, освоение новых видов туристского снаряжения, а также активная пропаганда туризма и помощь в организации работы туристских секций и клубов туристов (большинство туристов-спортсменов входят в состав бюро туристских секций, правлений клубов, комиссий федераций туризма). Как вид спорта спортивный туризм с 1949 включён в «Единую всестороннюю спортивную классификацию». Спортивные разряды и звания мастера спорта по туризму присваиваются с учётом кол-ва и сложности совершённых походов, а также опыта самостоятельного руководства ими. Сложность похода определяется категорией сложности маршрута. Порядок формирования туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документов, разработка и подготовка маршрутов и регламентируются «Правилами проведения туристских спортивных походов».

Первоначально спортивный туризм насчитывал 4 вида: пешеходный, лыжный, водный и велосипедный. Со временем к ним добавились горный туризм, авто- и мототуризм и, наконец, в 60-х гг. спелеотуризм. В 80-х гг. самыми массовыми видами спортивного туризма стали пешей, водный, горный и лыжный; наиболее динамично развиваются горный и водный туризм.

Для спортивного туризма характерно постоянное самосовершенствование: походы и путешествия по удалённым и всё более сложным маршрутам требуют непрерывного повышения физической, технической и тактической подготовленности туристов – спортсменов, что ведёт к появлению новых видов туристского снаряжения, разработке и освоению новых технических приёмов для преодоления препятствий. В целях повышения туристского мастерства с 1969 ежегодно проводятся соревнования на лучший туристский поход, а в 1981-91- чемпионаты СССР. Туристам, выполнившим разрядные нормативы «Единой всесторонней спортивной классификации», присваивались соответствующие разряды и звания. Всего к концу 80-х гг. свыше 1 млн. туристов выполнили разрядные нормативы по различным видам туризма, а более 1500 туристов стали мастерами спорта [19,с.115].

Пешеходный туризм, туристские походы, совершаемые пешком. Пешие походы проводятся практически на всей территории, во всех климатических зонах и географических регионах - от арктической тундры до пустынь и гор. Пешеходный туризм - наиболее массовый вид туризма. Его привлекательность и главная отличительная особенность в том, что он доступен и полезен любому практически здоровому человеку, независимо от возраста и физического развития, предоставляет большую свободу в выборе маршрута в соответствии с эстетическими, познавательными и культурными потребностями участников путешествия. Для пешеходного туризма характерны простота подготовки и проведения походов, относительная лёгкость организации полноценного отдыха на биваке. По сложности пешие походы могут быть самыми разнообразными – от экскурсий и походов выходного дня до сложных категорийных.

Маршруты не категорийных походов обычно выбирают так, чтобы на пути следования по возможности не было естественных препятствий, прохождение которых требует особой подготовки и владения специальными техническими приёмами. Основными естественными препятствиями и трудностями, осложняющими прохождение маршрута, в пешеходном туризме являются водные преграды (равнинные и горные реки, болота), лесные завалы, буреломы, плотные заросли, глубокие овраги, крутые травянистые склоны, камнепады, осыпи, скалы, продолжительные дожди, участки пустынь с сыпучим песком в жару, обилие гнуса. Если такие препятствия на маршруте есть, то от участников похода требуется (для обеспечения собственной безопасности) знание простейших способов их преодоления (например, переход реки в брод или по наведённой переправе, подъём по осыпи, расчистка завалов, разбивка бивака с надежным укрытием от дождя и мошкары) и умение применить свои знания в конкретных условиях. При наличии на маршруте большого числа разнообразных естественных препятствий пеший поход может превратиться в комбинированный, например пешеходно–водный, горно–пешеходный. Дальнейшее усложнение маршрута с преобладанием на нём какого-либо вида препятствий или способа передвижения (помимо пешеходного) превращает комбинированный поход в специализированный, относящийся, например, к гонному или пешеходному туризму [19,с.91].

Водный туризм, походы по рекам, озёрам, морям и водохранилищам на судах туристских, а также путешествия по водным маршрутам на теплоходах.

В водном туризме удачно сочетаются элементы познавания, активного отдыха, оздоровления и спорта. Он доступен практически каждому

здоровому человеку независимо от возраста. Этому способствует также наличие в распоряжении туристов довольно большого числа разборных байдарок, надувных лодок и катамаранов, а также других видов туристских судов, зачастую собственной конструкции.

В самом простом походе турист – водник должен уметь хорошо плавать, собрать и отремонтировать судно, правильно упаковать, разместить и защитить от воды продовольствие и снаряжение; правильно садиться и сходить с судна, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от него. Турист – водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приёмами их преодоления. В противном случае возможны аварии, которые могут привести к травмам, переохлаждению организма и асфиксии (утомлению). Турист должен уметь применять различные способы самостраховки и взаимной страховки, быть готовым оказать первую помощь, особенно при утомлении. Страховка обязательна при прохождении не только сложных и опасных препятствий, но и потенциально опасных участков водоёма. Цель страховки – как можно скорее поднять из воды на берег или на страхующее судно пострадавший экипаж и вытащить аварийное судно.

Большинство туристов – водников совершают свой первый поход на каркасно–разборной байдарке. Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умение ориентироваться на реке, загодя, издали распознавать препятствия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.