Таблица 2.3. Динамика показателей двигательных способностей курсантов-спасателей 3-го курса
Показатели
Начало учебного года
Конец учебного года
Среднее значение (М±σ)
Уровни (%)
100 метров
13,5 ± 1,5
В – 60
С – 10
Н – 30
12,9 ± 0,9
С – 40
Н – 0
1000 метров
3.36 ± 13
В – 22
С – 56
Н – 22
3.32 ± 12,5
С – 58
Н – 20
Прыжок в длину с места
243 ± 20
В – 35
С – 30
Н – 35
247,5 ± 22,5
В – 42
С – 25
Н – 33
Подтягивание
11 ± 6
В – 70
12,5 ± 7,5
В – 75
С – 0
Н – 25
Однако, следует отметить, что в конце учебного года у курсантов 3 курса не было зафиксировано ни одного результата низкого уровня развития быстроты, а среднее арифметическое значение результата равнялось 12,9±0,9 сек. По сравнению с результатами третьего курса, после четырех лет обучения в вузе у курсантов-спасателей наблюдается резкое падение результатов высокого уровня до 40% в начале учебного года и до 25% в конце в соответствии с таблицей 2.4. Соответственно увеличились результаты низкого уровня до 40-42%. Подобное явление возможно, так как на старших курсах значительно сокращается количество часов на физическую подготовку. Также при сдаче данного теста большое влияние на результат оказывает психоэмоциональное состояние тестируемого курсанта и погодные условия.
Таблица 2.4. Динамика показателей двигательных способностей курсантов-спасателей 4-го курса
14,0 ± 0,9
В – 40
С – 20
Н – 40
14,0 ± 1,7
В – 25
С – 33
Н – 42
4.15 ± 39
В – 0
С – 9
Н – 91
4.16,5 ± 40,5
Н – 100
221,5 ± 18,5
В – 14
С – 29
Н – 57
230 ± 29
В – 18
С – 27
Н – 55
10,5 ± 3,5
В – 33
С – 17
Н – 50
10,5 ± 6,5
Коэффициент вариации, характеризующий диапазон различий достижений лучших и менее подготовленных курсантов, колебался в пределах – от 6,4 до 11,7%.
Для характеристики уровня развития общей выносливости нами применялся тест – бег на 1000 метров. Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья [11].
Анализ полученных данных показал, что большинство занимающихся не выполняют нормативных требований, предусмотренных Государственной программой по физической культуре для ВУЗов. Так, 92% курсантов-спасателей первого года обучения показали результат высокого и среднего уровня, и лишь 8% курсантов не выполнили контрольный норматив. В конце учебного года наблюдается положительная динамика в результатах. Так, 88% курсантов показали высокие результаты, 4% средние и 8% низкие (см. таблицу 2.1). По абсолютной величине, результаты пробегания дистанции улучшились с 3.39,5±12,5 сек до 3.21±27 сек. У курсантов второго года обучения наблюдается несколько иная картина. В начале учебного года 20% курсантов показали результаты высокого уровня, 15% - среднего,65% - низкого. В конце учебного года наблюдается значительное снижение высоких результатов (8%), однако до 25% возросло количество курсантов, показавших норматив среднего уровня. Количество курсантов, не выполнивших норматив, осталось на прежнем уровне – 67% (см. таблицу 2.2). Курсанты третьего курса в начале учебного года имели по 22% результатов высокого и низкого уровней, 56% - среднего. К концу учебного года уровень результатов практически не изменился (см. таблицу 2.3). На четвёртом курсе занимающиеся курсанты не показали ни одного высокого результата, лишь 9% из них смогли добиться удовлетворительной оценки в начале учебного года. Остальные курсанты показали результаты низкого уровня, соответственно 91% обучающихся в начале года и 100% - в конце. Среднее время пробегания дистанции курсантами на четвёртом курсе составляло – 4.16,5±40,5 сек (см. таблицу 2.4). Коэффициент вариации колебался в пределах – от 5,6% до 15%.
Одной из причин такого резкого падения результатов у курсантов 4-го года обучения является значительное снижение плановых часов по физической подготовке на третьем и четвертом курсе. Так, если на первом и втором курсах количество часов, отведенных на занятия по физической культуре, составляло по 152 часа, то на третьем уже 40 часов, а на четвёртом 64 часа. Из них на лёгкую атлетику отведено: 12 часов на третьем курсе и 6 часов на четвёртом.
Для характеристики уровня развития скоростно-силовых возможностей мышц ног нами применялся тест – прыжок в длину с места. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [3, 11].
Проанализируем результаты, показанные занимающимися, в этом упражнении.
На первом курсе в начале учебного года 73% курсантов имели показатели высокого уровня, 18% - среднего и 9% низкого при среднем значении результатов 227,5±17,5 см. В конце учебного года вырос процент высоких результатов до 87%, а количество курсантов, показавших средние и низкие результаты, снизилось до 6,5% (см. таблицу 2.1). Курсанты второго курса и в начале, и в конце года имеют результаты только высокого уровня, а среднее арифметическое значение результатов несколько возросло с 245±15см до 248,5±16,5 см (см. таблицу 2.2). Курсанты-спасатели 3-го года обучения тоже имеют достаточно высокий средний результат – 243±20 см в начале года и 247,5±22,5 см в конце. Но из-за повышения нормативов, количество курсантов, показавших результаты высокого уровня, снижается до 35-42%, а среднего и низкого увеличивается до 30-35% (см. таблицу 2.3). Тенденция снижения результатов к 4-му курсу, которая наблюдалась в беге на 100 и 1000 метров, повторяется и в прыжках в длину с места. В начале года результаты высокого уровня показали 14% курсантов, среднего – 29%, низкого – 57%. К концу учебного года показанные результаты остались на прежнем уровне.
Для характеристики уровня развития силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса нами использовался тест – подтягивание на высокой перекладине. Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, сказывается динамическая выносливость [3, 11].
У обучающихся всех курсов среднее арифметическое значение результатов колебалось в пределах от 9,5±5,5 до 12,5±7,5 повторов при коэффициенте вариации до 60%. Так, на первом и втором курсах количество курсантов, показавших низкие результаты, не превышает 15%, а на старших курсах процент таких курсантов увеличивается с 20% на третьем до 50% на четвёртом. Количество высоких результатов постепенно снижается от 80% на первом курсе до 33-42% на четвёртом (см. таблицы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4).
Следует обратить внимание, что в составе каждого года обучения встречались студенты с разным уровнем ФП. Об этом свидетельствует коэффициент вариации. Вариативность показателей ФП студентов каждого года обучения колебалась в значительных пределах - от 5,6 до 60 %. Наиболее выраженные различия в показателях физической подготовленности студентов каждого года обучения обнаружены в подтягивании на перекладине.
В целом результаты педагогического контроля свидетельствуют о том, что в составе групп курсантов каждого года обучения был большой процент недостаточно физически подготовленных, значительно отстающих от остальных.
Таким образом, по результатам проведенных исследований
можно сделать вывод о том, что по уровню развития показателей физической подготовленности часть курсантов-спасателей не соответствует программным требованиям, которые предъявляются к специалистам службы спасения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16