1.2 Физическое воспитание курсантов-спасателей УВАУ ГА
Физическое воспитание в УВАУ ГА является органической частью профессиональной подготовки будущих специалистов гражданской авиации. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она осуществляется кафедрой физической подготовки с использованием разнообразных форм урочных и внеурочных занятий на протяжении всего периода обучения в училище [10].
От каждого будущего пилота, диспетчера или спасателя требуется не только хорошее здоровье и разностороннее физическое развитие, но и владение знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими сознательное и правильное применение разнообразных средств физической культуры и спорта в режиме профессионального труда и отдыха с целью повышения и сохранения на высоком уровне их работоспособности. Кроме того, каждая специальность требует воспитания специфических физических и психофизических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Особенно важными профессиональными качествами выпускников нашею училища являются сила, выносливость, внимание, быстрота ceнсомоторныx реакции, быстрота оперативного мышления, точность и координация движений, устойчивость к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. Для воспитания этих качеств можно использовать все виды физических упражнений. Наиболее эффективными их них являются спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт, туризм.
Цели и задачи физического образования курсантов
Целью физического образования курсантов училища является обеспечение готовности к быстрому и качественному овладению выбранной профессией, перенесению нервно-психических нагрузок, повышение устойчивости организма к воздействию негативных факторов, встречающихся в процессе обучения, а также формирование физической культуры личности.
Процесс занятий физической культурой предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:
- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- формирование мотивационно-целостного отношения к физической культуре и установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность курсанта к будущей профессии;
- приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей [10].
Физическая культура как учебный предмет
Физическое воспитание в УВАУ ГА представляет собой систему взаимосвязанных и дополняющих друг друга мероприятий. Основу составляет учебный предмет «Физическая культура» со своими задачами, теоретическим и практическим курсом. В систему физического воспитания курсантов также входят физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня и спортивно-массовая работа во внеурочное время.
Основными законодательными, инструктивными и программными документами, определяющими содержание, обязательность и объем учебной дисциплины «Физическая культура» в УВАУ ГА, являются: Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 180-ФЗ, приказ Министерства образования Российской Федерации «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025, Примерная программа дисциплины «Физическая культура» (2000), Руководство по физической подготовке летного состава авиапредприятий и курсантов летных училищ гражданской авиации (1985), Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777 [34].
Формы процесса физического воспитания
Процесс физического воспитания курсантов осуществляется во время учебных и внеурочных занятий на протяжении всего периода обучения в училище.
Учебные занятия:
- теоретические и практические;
- индивидуальные.
Внеурочные занятия:
- физические упражнения в режиме учебного дня;
- занятия в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом;
- массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия.
Использование различных форм в процессе физического воспитания создает условия, обеспечивающие выполнение курсантами 6-8 часового научно обоснованного недельного объема активной двигательной деятельности, необходимой для нормального функционирования организма.
Теоретические и практические учебные занятия являются основной формой физического воспитания курсантов, плановая учебная нагрузка распределяется по семестрам в соответствии с таблицей 1.1. Эти занятия предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объеме не менее 4-х часов в неделю и включаются в сетку часов расписания в течение всего периода обучения курсантов сверх установленного недельного объема учебной нагрузки. При составлении учебного расписания по предмету «Физическая культура» двухразовые занятия по два академических часа планируются равномерно в течение недели [27].
Таблица 1.1. Распределение разделов программы по семестрам
Виды занятий
Семестры
Всего часов
1
2
3
4
5
6
7
8
Аудиторные занятия
50
102
22
18
26
38
408
Из них:
Лекции
-
14
Практические занятия
88
96
20
34
382
- лёгкая атлетика
24
30
12
126
- гимнастика
16
- баскетбол
10
- лыжные гонки
90
- плавание
28
- туризм
- волейбол
- футбол
- гандбол
- настольный теннис
- бадминтон
Итого по учебному плану
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16