Рефераты. Физическое воспитание в профессиональной подготовке спасателей

КТ = рост (см) - [вес (кг) + окруж.гр. клетки (см)].


спасатель курсант физический подготовка

Полученные показатели у взрослых меньше 10 говорит о крепости телосложения, от 10 до 20 как хорошее, от 21 до 25 как среднее, от 26 до 35 - как слабое и более 36 - как очень слабое. Часто большие величины массы тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются результатом ожирения.

·    Частота сердечных сокращений (ЧСС) – важный показатель дающий информацию с деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС). Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и то же время суток в покое. Лучше всего утром, лежа после пробуждения.

В норме у взрослого нетренированного мужчины ЧСС колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов меньше, чем стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя (ортостатическая проба) можно судить о состоянии вегетативной нервной системы. Резкое учащение пульса более 80 уд/мин (тахикардия) и резкое замедление пульса менее 60 уд/мин (брадикардия) по сравнению с предыдущими показателями может являться следствием переутомления либо заболевания (патологии) сердца.

·    Мышечная сила. Как двигательное качество мышечная сила имеет значение для проявления других физических качеств, таких как скорость, ловкость, выносливость и характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление. Контроль за силой проводят с помощью динамометров (электронных и механических). Для самоконтроля наиболее удобны ручной и становой динамометры. Проводят два измерения. Фиксируется лучший результат. Сила правой руки у нетренированного мужчины в пределах 35 - 50 кг, левой руки 32 - 46 кг, у женщин, соответственно, 25 - 33 кг и 23 - 30 кг.


ОС= Сила кисти (кг)* 100%

                   Вес тела (кг)


Относительная величина силы более объективный показатель, поскольку рост силы связан с увеличением массы тела и, следовательно, мышечной массы.

Для нетренированных мужчин этот показатель составляет 60 -70 % от веса тела, у женщин 45 - 50 %. Оценивая силу при самоконтроле, следуeт учитывать, что она зависит от возраста, веса, тренирующих воздействий. В течение дня этот показатель изменяется. Наименьший - утром, больший - в середине дня. Мышечная сила прогрессивно падает после 40 - 50 лет, особенно у тех кто не занимается физическими упражнениями, а к 60-ти годам снижение (становится значительным. Если нет динамометра, о величине мышечной силы можно судить по количеству отжиманий (максимально возможных), а затем через определенный период повторить.

Физическое развитие понимается, как сложный процесс различных изменений морфофункциональных особенностей организма человека на протяжении всего его жизненного цикла. Физическое развитие подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Показатели физического развития различаются в зависимости от пола.

К сожалению, пока не существует единого критерия, по которому определялся бы уровень зрелости и физического развития, но во всех возрастах ведущим признаком считается величина антропометрических показателей – длины и массы тела, окружности груди, длинноты. Кроме антропометрических показателей используются и антропоскопические описания или качественные показатели: соматотип, степень развития мышечного, костного и жирового компонента, типа осанки, мышечный тонус. У курсантов с различными вариантами роста неодинаковы также функциональные показатели системы кровообращения. Высокорослые имеют более высокие показатели систолического давления, чем у исследуемых среднего роста и соматического развития. Однако влияние роста на данный показатель менее значительно, чем степень зрелости.

Известно, что физическое развитие при разных условиях определяет уровень физической работоспособности [35]. Соблюдение правильного гигиенического режима дня, тесно коррелирует с показателями физической работоспособности и состоянием здоровья курсантов. На здоровье курсантов существенное влияние оказывает состояние пониженной двигательной активности, прогулки на свежем воздухе, правильный режим питания.

Исследования по изучению состояния здоровья курсантов свидетельствуют о более частых и глубоких отклонениях у них состояния здоровья по мере увеличения учебной нагрузки, нарушения режима дня [9].

Особенности современных условий жизни, быстрый темп развития техники, модернизация учебных и трудовых процессов, рост информации и интеллектуализации труда представляют организму курсанта высокие требования. Изменчивость функциональных систем растущего организма способствует быстрой адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий внешней среды. Как известные отклонения в состоянии здоровья студентов достаточно высокие. Все это лишний раз подчеркивает актуальность наших исследований.

Таким образом, для оценки состояния здоровья немаловажную роль играет физическое развитие. Отклонение в его уровне могут скрывать под собой различного рода заболевания. Недооценка этих отклонений может сказаться в последующие годы при будущей профессиональной деятельности и трудовой деятельности. Современное выявление отклонений в физическом развитии и их корреляции повышают уровень здоровья курсантов.

2.2.2 Экспериментальное исследование

Цели и задачи. Изложенное выше определило цель настоящего исследования – изучение физического развития и состояния здоровья курсантов-спасателей 1-5 курсов факультета «Безопасности жизнедеятельности».

В соответствии с основной целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать физическое развитие и состояние здоровья курсантов-спасателей.

2. Изучить динамику физического развития курсантов УВАУ ГА за пять лет обучения.

3.Дать оценку состояния здоровья курсантов-спасателей.

Материалы и методы исследования. Исследования проводились на базе факультета «Безопасности жизнедеятельности» УВАУ ГА. В исследовании приняли участие 37 человек, возраст испытуемых от 17 до 24 лет. Все испытуемые подвергались врачебному контролю в апреле-мае с 2004 по 2008 год в медицинской санитарной части УВАУ ГА.

Определение физического развития проводилось общепринятыми методами соматотропии и физиометрии [35], для чего использовались следующие показатели: длина тела, масса тела, ЖЕЛ, окружность грудной клетки (ОГК), ручная динамометрия. Определялись следующие показатели: артериальное давление систолическое (АДс) и диастолическое (АДд).

В процессе работы применялись следующие методы: анализ персональных медицинских карт, математическая обработка данных. Полученные данные обрабатывались согласно стандартам физического развития студентов [28].

Анализ полученных результатов физического развития обследуемых курсантов-спасателей 1-5 курса позволил увидеть, что зона внутригруппового распределения морфологических показателей весьма широка. Она занимала в росте стоя интервал от минимальной величины 165 см до максимальной 186 см (диапазон 21 см). Максимальная масса исследуемых 100 кг, а минимальная 56 кг (разброс 44 кг). Диапазон обхвата грудной клетки наших испытуемых составил 27 см: от минимальной величины 85 см до максимальной 112 см. Кистевая сила правой руки определялась от 22 кг минимального значения до 58 кг максимальном (диапазон 36 кг). Кистевая сила левой руки измерялась от 18 кг минимального значения до 58 максимального значения (разброс 40 кг).Диапазон ЖЕЛ составил 3400 мл, изменяясь от минимального 3000 мл до максимального 6400 мл.

Нахождение максимальных и минимальных величин является актуальным для своевременного выявления возможных отклонений состояния здоровья.

Проанализируем, как изменялись показатели роста с первого по пятый курс.

Так, на 1 курсе 75% курсантов имели средние ростовые показатели, а у 25% рост был ниже среднего. На втором курсе эти показатели улучшились: у 81% обследуемых – рост был в норме, у 6% - выше среднего, у 13% курсантов ниже среднего. На третьем курсе наблюдались следующие показатели: выше среднего – 6,5%, средние – 71%, ниже среднего – 19,5%, низкие – 3%. На четвёртом курсе нормальный рост имели 77,5% курсантов, выше среднего – 6,5%, ниже среднего – 13%, низкие ростовые показатели 3% обследуемых. Курсанты пятого курса имели следующие показатели: выше среднего – 9,5%, средние – 81%, ниже среднего – 9,5%. По результатам данных измерений можно сказать, что большинство курсантов-спасателей имеют ростовые показатели среднего и выше среднего уровня. Наблюдается положительная ростовая динамика, что свидетельствует о продолжающемся росте молодого организма.

Рассмотрим динамику весовых показателей на протяжении пяти лет обучения. Нормальный вес имели 86% первокурсников, ниже нормы – 11%, и высокий вес наблюдался у 3% курсантов. На втором курсе были зафиксированы следующие результаты измерений: выше среднего – 16%, средние – 77,5%, ниже среднего – 6,5%. В конце третьего года обучения наблюдались такие показатели: высокий вес имели 3% курсантов, выше среднего – 13%, средние – 77,5%, ниже среднего – 6,5%. На четвёртом курсе 6% курсантов имели высокую массу тела, 13% массу выше среднего, 71% обследуемых имели нормальный вес и 10% ниже среднего. Курсанты-выпускники имели следующие весовые показатели: высокие – 6,5%, выше среднего – 22,5%, средние – 68%, ниже среднего – 3%. Из данных обследования можно сделать вывод, что масса тела большинства курсантов-спасателей соответствует их ростовым показателям, но зафиксированы и такие курсанты, у которых существует проблема лишнего веса. Это говорит о том, что данные курсанты не могут в полной мере освоить учебную программу по физической подготовке, а соответственно качественно овладеть необходимыми двигательными навыками и умениями в дальнейшей профессиональной деятельности. По результатам медицинского обследования таким курсантам должна быть назначена диета и разработан специальный комплекс физических упражнений.

Рассмотрим ещё один показатель физического развития человека – жизненная ёмкость легких. Нормальную ЖЕЛ имели 64% курсантов-первокурсников, 52% второкурсников, 42% третьекурсников, 64,5% курсантов четвёртого курса и 61% пятого курса.

Ниже нормы и низкие показатели имели 14,5% курсантов первого курса, 6% курсантов второго курса, 13% третьекурсников, 6,5% курсантов четвёртого года обучения и 10% пятикурсников.

Выше нормы и высокие показатели – 21,5% курсантов первого курса, 42% - второго курса, 45% - третьего, 29% - четвёртого и пятого курса.

Из данных обследования видно, что большое количество курсантов имеют хорошие показатели развития дыхательной системы организма.

Также о развитии дыхательной системы свидетельствует такой показатель как окружность грудной клетки (ОГК). Пронаблюдаем, как изменялся этот показатель в течение пяти лет обучения.

Так, на первом курсе были зафиксированы следующие показатели: высокие – 3,5%, выше среднего – 3,5%, средние – 93%. В конце второго года обучения 19,5% курсантов имели ОГК выше среднего развития, 77,5% - среднее, 3% - среднее. На третьем курсе у 10% курсантов высокое развитие ОГК, у 16% развитие выше среднего, 71% курсантов имеют нормальную ОГК и 3% - ниже среднего. Показатели четверокурсников были следующие: 6% - высокие, 10% - выше среднего, 84% - средние. На пятом курсе высокий уровень развития ОГК имели 3% курсантов, выше среднего – 23%, средний – 71% и ниже среднего 3% курсантов. Данное обследование подтверждает сделанный раннее вывод о хорошем развитии дыхательной системы организма курсантов-спасателей.

Для определения развития силы мышц кисти правой и левой руки использовалась ручная динамометрия. Проанализируем динамику силовых показателей в течение пяти лет обучения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.