Рефераты. Экологическая функция права

Важное значение для правового регулирования экологических отноше-ний имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и органов госу-дарственной власти субъектов РФ. Так, п. «д» ст. 72 пре-дусмотрено, что в совместном ведении РФ и ее субъек-

находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспече-ние экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются фе-деральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не мо-гут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий |? действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Консти-; туцией РФ. В случае же противоречия между федераль-;;" ным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федера-, ции, изданным по вопросам вне пределов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный право-v вой акт субъекта РФ.

Большую роль в регулировании экологических отношений играют ФЗ- акты высшей юридической силы, действие которых распро-страняется, как правило, на всю территорию РФ. Осново-полагающим является Закон «Об охране окружающей среды», в котором систематизированы нор-мы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей природ-ной среды; нормирования качества окружающей природной среды; государст-венной экологической экспертизы; экологических требований при проекти-ровании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля; экологического воспитания, образования, научных исследований и др.

В последние годы произошло существенное обновление федерального за-конодательства, регулирующего экологические отношения. Так, в 1995 году были приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Законы РФ «О недрах», «О животном мире», «О природ-ных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Юб особо охраняемых природных территориях». 16 ноября 1995 г. был при-нят Водный кодекс РФ.

: 29 января 1997 г. был принят Лесной кодекс РФ. -; В связи с этим были признаны утратившими силу Основы лесного законо-V:; дательства РФ 1993 г, и Постановление

43. Эк. Мониторинг.

.Постановление Прав-ва РФ “О создании единой гос. системы

эк мониторинга” 24.11. 93г ; ст63 ФЗ об охране окруж среды.

Мониторинг- система наблюдений и сборы информации о состоянии окруж среды , выявление процессов в ней происходящих, с целью их преодоления.

Мониторинг ведется по след. видам наблюдения :

-дистанционные (косм съемки)

-стационарных или эталонных участков (в пределах стационарных территорий)

-с помощью соответственных баз данных.

По периодичности проведения наблюдений м. б.:

*первичными (для получения первичных данных)

*систематическими ( 1 раз в 2-3 года после )

*оперативные (на текущий момент - катастроф) Мониторинг - это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и ее изменений. Данные мониторинга природной среды служат основой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.

В государственной системе мониторинга участвуют: Гос. комитет по охране окружающей природной среды; Фед. служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды; Гос. комитет по земельной политике; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство с/х и природопользования; Государственный комитет по рыболовству; Федеральная служба лесного хозяйства;

58. Ответственность за эк. правонарушения

Понятие , особенности юр. отв-ти за эк правонарушения.

Юр. ответственность за эк нарушения-обяз-ть лица при.......... меры гос. принужд. Личн. Или имущ кар-ра за совершен эк правонаруш.

Особенности ответственности

1).Комплексн. хар-р института эк. - прав. ответст-ти / санкции - труд., КОАП, УК - требов установлены

в УК, ВК, ЛК и т.д. )

2). Обяз. Условием наступления эк прав. ответ-ти явл. Причинение вреда окр. среде, либо ее компонентам или здоровью человека.

Функции юр. ответственности:

- карательную функцию (имуществ или лич. ответс-ть)

-привинтивную (профилактическую)функцию

-компенсационную функцию (возмещение вреда) Основания наступления юр ответствен-ти эк правонаруш - виновн противоправное деяние , нарушающее нормы эк. R и причиняющ вред окр среде, здоровью чел-ка.

Состав эк . правонарушений

О-т - эк.Rпорядок - общ. отн. в обл. охраны и использ. окр. среды (Предмет - земля, вод. объект)

S-т - физ. лица д.л. , юр. лица (обладающ. деликтоспособ-ю )

Объек. сторона: 1). Противопр. деяние, 2). Эк.вред, возник в рез-те деяния 3). Причинно - следственная связь м /у деянием и последствием.

S-убъект . сторона - необходимо наличие вины -умысел -неосторожность. Винов. лица м - нести

-дисциплинар.

-администр

-уголов

-имуществ (граждпан- правовую) ответств-ть.

Виды ответственности за эк. правонаруш

ст 75

1). Проступки (легкие)

Дисциплинарная ответственность ( ТК РФ: 191, 192ст) За совершение дисциплинар. проступка виновные работники и д. л. предпр-й, учр-ний, орган-й м. нести дисциплинарн отв-ть:

-замечание

-выговор

- увольнение

.

62. Правовой режим природно-заповедного фонда.

1. Общ хар-ка прав режима особо охр тер-рий

Природно- заповедный фонд и его составные части

Глава 9 ФЗ об охране окр среды

ФЗ от 14. 03.95г. Об особо охран природ тер.

ФЗ от 23.02.95г «О лечебных природных ресурсах»

Все особо охран тер-рии м разделить на :

1).адм. природ. тер-ии (режимные зоны, МВД, ЗАТО, и тд.)- особый режим пребывания и нахождения.

2).историко культурного назначения

3). Особо охран. Природ тер-рии и объекты хар-тся след чертами:

а). объекты возникшие в рез-те эволюц развития матер мира и природы (чел-к не участвовал, но есть исключ)

б).основную часть составляет природно-заповедный фонд (объекты, охвачены термином «заповедывание»)-гос., природ. заповедник, национальный парк,гос природ . заказник памятник природы ,редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, *дендрологические парки, ботанические сады и лечебно - оздоровительные местности и курорты.

Для объектов и террит-й, отнесен. к заповедному фонду устан-ся спец режим (3 вида):

I.режим абсолют. заповедывания предполагает недопустимость вмешательства в естеств ход природ процессов. (не подверглись вмешательству ее) заповедники, памятники природы растения и животные, внесенные в красную книгу

2.Режим относительного заповедывания- установление абсолютных запретов на хоз использ-е 1или 2 компонентов окр среды с допущением ограничен эксплуатации др природ ресурсов, распол на дан терр-рии. Гос природ заказник.

3.Смешан режим заповед охраны. Имеют след зоны абсолют заповедывания и зоны относительного заповедывания, где допускается использование природ ресурсов. Нац. парк, природ. парк.

4. Концепция устойчивого развития -- одна из современных, наиболее распространенных и поддерживае-мых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы. Ее появление, развитие и признание связано с природоо-хранительной деятельностью ООН. По инициативе Генерального секретаря ООН в 1984 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-ми-нистр Норвегии Гро Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии вхо-дила, в частности, выработка предложений долгосрочных страте-гий в области окружающей среды, которые позволили бы обеспе-чить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с использованием которых миро-вое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружаю-щей среды. По признанию г-жи Брундтланд, поставленные Гене-ральной Ассамблеей ООН задачи были реакцией на широко распро-страненные чувства разочарования и неверия международного со-общества в способность сообщества разобраться в жизненно важ-ных глобальных проблемах и найти пути их успешного решения. Доклад Комиссии «Наше общее будущее» был представлен Гене-ральной Ассамблее ООН в 1987 г.

Центральное место в этом документе занимает концепция ус-тойчивого развития. Исходя из того, что основной задачей разви-тия является удовлетворение человеческих потребностей и стрем-лений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, ко-торое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Устойчивое развитие включает два ключевых понятия: понятие потребностей (в частности, необходи-мых для существования беднейших слоев населения), которые должны быть предметом первостепенного приоритета; понятие ог-раничений, обусловленных состоянием технологии и организа-цией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

В контексте развития каждое общество должно взяться за реше-ние сложных задач, связанных с сохранением долгосрочного по-тенциала своих природных ресурсов. Необходимо обеспечить ба-ланс между конкурирующими потребностями и интересами. Ны-нешние социальные и экономические потребности должны удовле-творяться таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб дол-госрочному наличию этих ресурсов или жизнеспособности экосис-тем, от которых зависит и наша жизнь, и жизнь будущих поколе-ний».

Концепция устойчивого развития получает закрепление и раз-витие в российском законодательстве об окружающей среде.

Эта концепция отражена также в ряде природоресурсных актов. Так, Федеральный закон «О животном мире» рассматривает обеспечение устойчивого существования и устойчивого использо-вания животного мира в качестве основного принципа в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания (ст. 12). В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ цели водного законодательства реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития эко-номики и улучшения состояния окружающей среды). Государст-венное управление в области использования и охраны водных объ-ектов основывается, в частности, на принципе устойчивого разви-тия, т.е. сбалансированного развития экономики и улучшения со-стояния окружающей природной среды (ст. 69).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.