19. Объекты права собственности на природные ресурсы
Согласно ч. 2 ст. 9 КРФ, в частной, гос, муниципальной и иных формах собственности могут нахо-диться земля и другие природные ресурсы.
В природоресурсном законодательстве право собственности ус-тановлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняе-мые природные территории. С учетом неразвитости законодатель-ства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законода-тельстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что раститель-ный мир органически связан с землей, есть основания рассматри-вать его также как объект права собственности. В качестве собст-венника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собствен-ности.
Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмо-сферном воздухе как объекте права собственности. По Закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воз-дух не является. Господствующая позиция юристов-экологов за-ключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. То обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии по-стоянного, турбулентного движения и не может быть индивиду-ализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение -- одно из важнейших правомочий соб-ственника.
В то же время в научной правовой литературе высказываются иные мнения по данному вопросу. Так, Ф.М. Раянов полагает, что атмосферный воздух может быть объектом права собственности. Его аргументы сводятся к тому, что сами по себе признаки и свой-ства материального мира не могут служить препятствием для объ-явления их объектом права собственности, поскольку они не входят в структуру общественных отношений собственности, возника-ющих между людьми по поводу объектов реального мира.
Действительно, общественные отношения по поводу атмосфер-ного воздуха возникают между людьми. Но чтобы стать объектом права собственности, объект должен быть индивидуализирован, выделен. Индивидуализированным может быть лишь воздушное пространство, а не воздух.
Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа.
водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории РФ, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр;
Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ
68. Правовой режим зон ЧС и зон экологического бедствия.
Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Финансирование мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации производится, в первую очередь, за счет средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций - непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального и республиканских бюджетов.
Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации.
В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.
28. Право водопольз-ия и его виды.
пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов
Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное (3-25 лет) и краткосрочное (до 3 лет) пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут).
В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Право пользования приобретается на основании лицензии или заключенного в соответствии с ней договора.
Водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом.
Не допускаются действия водопользователей, осуществляемые с нарушением прав и законных интересов других лиц или наносящие вред состоянию водных объектов.
Вмешательство со стороны органов исполнительной власти в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных зак-м.
Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством РФ.
получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством РФ
Водопользователи обязаны:
рационально использовать водные объекты,
не допускать нарушения прав других водопользователей;
не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира,
содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
информировать в установленном порядке соответствующие органы гос. власти об аварийных и других ЧС, влияющих на состояние водных объектов;
своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других ЧС, влияющих на состояние водных объектов;
выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную инф. в фед. орган исп. власти в области управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водным объектам - также и в федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр;
своевременно вносить платежи,
23. Рац. использ. прир. рес-в - это такое их потребление, которое не превышает пределов необходимого, не приводит к необратимому истощению рес-в, оставляет возм-ть для их восстановление и приумножения.
К основным принципам права природопользования относятся: рациональное природрпользование; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер пользования природными ресурсами; платность специального природопользования.
Например. Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования тесно связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Этот принцип вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другими природным объектам и окружающей среде.
Принцип целевого использования природных ресурсов для земельного, горного, водного и лесного права заключаются в том, что природопользователи должны так использовать свое право, чтобы в процессе их хозяйственной деятельности не нанести вреда другим объектам живой и неживой природы, а также гражданам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10