Безотзывный аккредитив - это аккредитив, который может быть аннулирован, или условия которого могут быть изменены только при согласии на это бенефициара (в его пользу он и был открыт), и банка-эмитента. Безотзывный аккредитив - это твердое обязательство банка-эмитента уплатить средства в порядке и сроки, определенные условиями аккредитива, если документы, которые предусмотрены им, поданы в банк, определенный аккредитивом или в банк-эмитент и соблюдены сроки и условия аккредитива.
Для открытия аккредитива клиент подает в банк-эмитент заявление на аккредитив не менее чем в 3-х экземплярах, заполненное согласно требованиям, а в случае открытия покрытого аккредитива - соответствую-щие платежные поручения. Аккредитив должен содержать только те условия, которые банк может проверить документально.
Банк-эмитент информирует исполняющий (авизующий) банк об открытии аккредитива путем высылания ему электронной почтой или другими средствами связи, которые предусмотрены договорами между банками, заявления или извещения. Высылает их банк-эмитент авизирующему банку не позднее следующего рабочего дня после получения заявления от клиента.
Об открытии и условиях аккредитива исполняющий (авизующий) банк уведомляет бенефициара в течение 10 рабочих дней со дня получения извещения от банка-эмитента (авизирующего банка).
Не принимаются к оплате по аккредитиву документы, которые имеют расхождения с условиями аккредитива, или содержание которых противоречит одно другому.
Выплаты бенефициару по аккредитиву, средства по которому забронированы в исполняющем банке, осуществляются с аналитического счета «Расчеты по аккредитивам». Списание средств с этого счета исполняющий банк осуществляет на основании первого экземпляра реестра документов по аккредитиву, который предоставлен вместе с другими документами, которые отвечают условиям аккредитива.
Первый экземпляр реестра документов по аккредитиву остается в документах дня исполняющего банка, второй (с необходимыми отметками банка о дате поступления и выполнения) выдается бенефи-циару, третий и четвертый экземпляры вместе с документами, предус-мотренными условиями аккредитива, высылаются в банк-эмитент, в котором третий экземпляр используется для списания суммы заявления с соответствующего забалансового счета, который предназначен для учета аккредитивов, а четвертый выдается заявителю аккредитива вместе с другими документами по аккредитиву.
Во всех аккредитивах обязательно должна предусматриваться дата окончания срока и место подачи документов для платежа. Дата, которая обозначена в заявлении, является последним днем для подачи бенефициаром к оплате реестра документов по аккредитиву и документов, предусмотренных условиями аккредитива. В день окончания срока действия аккредитива, средства по которому забронированы в исполняющем банке, последний в конце операционного дня мемориальным ордером списывает средства с аналитического счета «Расчеты по аккредитивам» и перечисляет в банк-эмитент на счет, с которого они поступили. Банк-эмитент зачисляет полученные средства на счет заявителя аккредитива и списывает соответствующую сумму с соответствующего забалансового счета, который предназначен для учета аккредитивов.
Аккредитив, средства по которому забронированы в банке-эмитенте, закрывается им после окончания срока, указанного в аккредитиве, с дополнением нормативного срока прохождения документов спецсвязью от исполняющего банка до банка-эмитента или после получения от исполняющего банка подтверждения о невыполнении аккредитива.
Процесс расчетов по аккредитивам в системе счетов бухгалтерского учета отражается следующим образом.
1. Открытие аккредитива банком-эмитентом:
Д-т Текущий счет заявителя аккредитива.
К-т Аналитический счет «Расчеты аккредитивами».
Д-т 9802 «Аккредитивы к оплате».
К-т 9910 «Контрсчета для счетов разделов 96-98».
2. Дано поручение банком-эмитентом другому банку выполнять аккредитив:
К-т 1200 «Корреспондентский счет в НБУ».
Одновременно на сумму аккредитива:
3. Зачисление средств бенефициару по аккредитиву, депонированному в банке-эмитенте, который одновременно является исполняющим банком:
Д-т Аналитический счет «Расчеты аккредитивами».
К-т Текущий счет бенефициара.
Или К-т 1200 «Корреспондентский счет в НБУ» - в условиях, если текущий
счет бенефициара открыт в другом банке одновременно на сумму аккредитива:
Д-т 9910 «Контрсчета для счетов разделов 96-98».
К-т 9802 «Аккредитивы к оплате».
4. Получено поручение на сумму аккредитива в исполняющем банке:
Д-т 1200 «Корреспондентский счет в НБУ».
5. При открытии непокрытого аккредитива в банке-эмитенте:
Д-т 9020 «Гарантии, предоставленные клиентам».
К-т 9900 «Контрсчета для счетов разделов 90-95».
6. В исполняющем банке сумма непокрытого аккредитива учитывается на забалансовом счете 9802 «Аккредитивы к оплате»:
7. Выплата бенефициару по аккредитиву, депонированном в исполняющем банке:
8. Одновременно третий экземплряр реестра документов вместе с документами, предусмотренными условиями аккредитива, высылаются в банк-эмитент для списания средств со счета 9802 «Аккредитивы к оплате»:
В банке-эмитенте при невозможности получения средств по
непокрытому аккредитиву со счета заявителя:
Д-т 2040 «Краткосрочные кредиты субъектам хозяйственной деятельности по внутренним торговым операциям».
одновременно на сумму выплаченых бенефициару средств:
Д-т 9900 «Контрсчета для счетов разделов 90-95».
К-т 9020 «Гарантии, предоставленные клиентам».
10. Возмещение банком-эмитентом расходов, связанных с исполнением аккредитива исполняющему банку:
Д-т 7100 «Комиссионные расходы на расчетно-кассовое обслуживание».
11. В исполняющем банке зачисление средств бенефициару по непокрытому
аккредитиву:
К-т Счет бенефициара.
12. Получена оплата от банка-эмитента за исполнение аккредитива:
К-т 6110 «Комис. доходы от расчетно-кассового обслуживания клиентов».
8.7. Расчеты во время осуществления зачета взаимной задолженности
К расчетам, которые осуществляются как зачет взаимной задолженности плательщиков, принадлежат расчеты, по которым взаимные обязательства должников и кредиторов погашаются в равнозначных суммах, и только на их разницу осуществляется платеж на общем основании. Эти расчеты могут осуществляться путем зачисления обязательств между двумя плательщиками или группой плательщиков всех форм собственности одной или различных отраслей хозяйства.
Предприятия, которые имеют хозяйственные связи по поставкам товаров, могут осуществлять расчеты периодично по сальдо встречных требований. В договорах между предприятиями предусматривается периодичность сверки взаимной задолженности с составлением соответствующего акта, сроки и платежные инструменты, при помощи которых будут осуществляться расчеты. После составления акта сверки взаимной задолженности в сроки, определенные действующим законодательством, та сторона, в пользу которой образовалось кредитовое сальдо взаимных обязательств, выписывает расчетный документ (платежное поручение, требование-поручение) или оформляет вексель.
8.8. Особенности расчетов в электронных системах
типа «клиент-банк»
Для оперативного ведения клиентом своих счетов в банке и обмена технологической информацией клиенты могут применять программно-технический комплекс «клиент банка - банк» (далее - система «клиент - банк»). Система «клиент - банк» является составной частью программ автоматизации банковской деятельности и источником поступления расчетных документов через системы автоматизации банка (далее - САБ) в системы электронных платежей НБУ или внутренней платежной системы и состоит из клиентской и банковской части.
Клиентская часть системы «клиент-банк» обеспечивает автоматическое ведение текущего состояния счета клиента в банке, учитывая проведение начальных и обратных платежей. Реквизиты расчетного документа в электронном виде, который используется в системе «клиент - банк», определяются договором между банком и клиентом.
Банковская часть системы «клиент-банк» обеспечивает проверку приведенных электронных подписей на каждом расчетном документе в электронном виде клиента и по платежному файлу. Банковская часть системы «клиент-банк» является неотъемлемой составной частью САБ и должна обеспечивать беспрерывную защиту клиентских расчетных документов в электронном виде во время их обработки в САБ.
Если это предусмотрено договором между банком и клиентом, то использование клиентом системы «клиент-банк» не исключает возможной обработки банком документов клиента на бумажных носителях.
Во время осуществления расчетов через систему «клиент-банк» применяются расчетные документы в электронном виде. Плательщик может формировать расчетные документы в электронном виде при помощи клиентской части системы «клиент-банк» на основе должным образом оформленных платежных поручений, платежных требований-поручений, а также с использованием платежных карточек.
В случае отсутствия (недостатка) средств на счете плательщика, банк возвращает расчетный документ в электронном виде без исполнения, если другое не предусмотрено в договоре между банком и клиентом.
Контрольные вопросы к теме 8
1. Формы расчетных документов для проведения безналичных расчетов.
2. Проведение расчетов в системе электронных платежей «клиент-банк».
3. Учет расчетов с применением платежных поручений.
4. Расчеты гарантированными поручениями, их учет.
5. Учет расчетов с применением платежных требований-поручений.
6. Учет расчетов чеками.
7. Учет расчетов аккредитивами.
8. Порядок осуществления расчетов векселями.
9. Расчеты платежными требованиями без акцепта плательщиков и бесспорное списание (взыскание) средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22