Рефераты. Учет в банках

Рис. 1. Структура плана счетов бухгалтерского учета КБ

Цель и задачи плана счетов: предоставляет возможность осуществить детальный и полный учет всех банковских операций, своевременно предоставить достоверную информацию руководству банка, акционерам, деловым партнерам, налоговым органам.

План счетов (ПС) является мультивалютным и предусматривает наличие управленческого учета. Логически план счетов можно разделить на три части: балансовые счета, счета доходов и расходов, забалансовые счета (рис. 1).

Балансовая часть содержит первые 5 классов ПС. На основании этих классов строится балансовый отчет банка. Часть доходов и расходов объединяет классы доходов и расходов. На их основании составляется отчет о прибылях и убытках. Забалансовая часть включает класс забалансовых счетов. В этом классе ведется учет условных требований и обязательств банка, учет ценностей, документов и приватизационных бумаг.

Счета всех 3 частей предназначены для ведения финансового учета. Восьмой класс предназначен для ведения управленческого учета. Система счетов управленческого учета формируется банком самостоятельно, и используются для определения себистоимости банковских продуктов, также эффективности работы отдельных подразделений, центров ответственности и т.д.

Характерными особенностями Плана счетов являются:

1) Мультивалютность. Операции в иностранной валюте отражаются по тем же счетам, что и операции в гривне. Связь между операциями в иностранной и национальной валютах обеспечивают технические счета:

счет валютных позиций;

счет гривневого эквивалента валютных позиций;

В случае изменения валютного курса активы и обязательства в иностранной валюте переоцениваются.

2) Двойная запись операций на забалансовых счетах.

3) Направленность на управленческий учет.

4) Новые требования к аналитическим счетам.

3.2. Структура классов Плана счетов

Каждый класс счетов подразделяется на следующие группы:

счета первого порядка - однозначные, название которых дублирует название класса;

счета второго порядка, имеющие двухцифровую нумерацию и обозначающие раздел;

счета третьего порядка, имеющие трехцифровую нумерацию и обозначающие группу (детализирует информацию в средине раздела);

счета четвертого порядка, имеющие четырехцифровую нумерацию и обозначающие номер балансового счета (детализирует информацию по конкретным признакам).

Все балансовые счета детализируются по таким признакам:

по видам контрагентов;

по характеру операций;

по степени снижения ликвидности.

Контрольные вопросы к теме 3
1. Особенности построения Плана счетов бухгалтерского учета коммерческих банков Украины.
2. Принципы построения Плана счетов.
3. Классификация счетов в Плане счетов.
4. Ведение синтетического учета по балансовым счетам.
5. Отображение результатов операций по остаткам на синтетических балансовых счетах в финансовой отчетности.
6. Структура классов Плана счетов: счета II-IV порядка.
7. Взаимосвязь между счетами групп отдельных разделов.
8. Понятие контрсчетов и их характеристика.
9. Характеристика забалансовых счетов класса 9.
10. Особенности учета операций по системе двойной записи по счетам класса 9.
Тема 4. Организация аналитического учета в коммерческих банках
4.1. Характеристика параметров аналитического учета
Каждый объект аналитического учета, в соответствии с планом счетов, характеризуется набором параметров, необходимых для построения отчетности. Параметры аналитического учета и прочие параметры, которые детализируют информацию об операциях контрагентов (клиентов) банка необходимо знать для того, чтобы аккумулировать базу данных для формирования финансовой и статистической отчётности. В зависимости от сферы применения рассматривают следующие параметры: контрагентов (клиентов); документов; договоров; непосредственно аналитических счетов.

Рис. 2. Классификация параметров аналитического учета

Все номера счетов аналитического учета оформляются по следующей схеме: каждому аналитическому счету присваивается соответствующий номер, который формируется размером от 5 до 14 цифр. Первые 5 жестко регламентированы. Другие (от 0 до 9 цифр) банк формирует самостоятельно в соответствии со своими возможностями, потребностями и определенных параметров аналитического учета.

А К Е
Первые 4 цифры (А) - балансовый счет для ведения синтетического учета;
К - ключевой разряд;

Е - информация об аналитическом учете - код валюты, порядковый номер, код филиала, код клиента, номер соглашения.

4.2. Параметры контрагентов (клиентов) банка

Параметры контрагентов (клиентов) банка - это обязательные параметры, которые детализируют информацию о контрагентах. Они заполняются во время следующих операций:

открытие аналитического счета для учета операций с клиентами;

открытие счёта новому клиенту в данном банке.

Параметры контрагента включают: код контрагента, идентификационный

код, резидентность, код государства, признак инсайдера, институционный сектор экономики, форму собственности, отрасль экономики, вид экономической деятельности.

Приведенные девять обязательных параметров дают основания сформировать аналитическую карточку клиентов.

4.3. Параметры документов

Параметры документов, которые являются стандартизированными реквизитами, коммерческие банки применяют, проводя расчётные или кассовые операции. НБУ установлено 4 параметра документов.

1. Символ кассовых оборотов. Определяет содержание кассовой операции (в отчёте о кассовых оборотах банка определяется 22 символа кассовых операций по доходным статьям и 30 - по статьям расходов).

2. Код контрагента. Соответствует номеру контрагента во внутреннем списке контрагентов (см. первый параметр контрагентов). Заполняется для всех расчётных документов, которые поступают в банк или отсылаются из него с участием счетов:

1200 «Корреспондентский счет в НБУ»;

1207 «Накопительный счет в НБУ»;

1300 «Корреспондентский счет НБУ в коммерческом банке»;

1500 «Корреспондентские счета, открытые в других банках»;

1600 «Корреспондентские счета других банков».

3. Код операции. Параметр, который определяет содержание расчётной операции по стандартной классификации платёжного баланса для банков. Он также заполняется для всех расчётных документов, которые поступают в банк или отсылаются из него с участием счетов №1200, 1207, 1300, 1500, 1600.

4. Код страны плательщика. Приобретает значение, которое описано выше, когда речь шла о параметрах контрагентов. Заполняется для всех расчётных документов, которые поступают в банк или отсылаются из него с участим счетов №1200, 1207, 1300, 1500, 1600, но только при условии, если плательщик или получатель платежа (либо оба) являются нерезидентами в соответствии с действующим законодательством Украины.

Определив параметры контрагентов и открыв по их кодам карточку контрагента, банк начинает открывать непосредственно аналитические счета.

4.4. Параметры договоров и аналитических счетов

Параметры договоров и аналитических счетов детализируют информацию относительно операций, которые совершает банк. В зависимости от организации работы и собственных возможностей банк самостоятельно решает, какие параметры следует относить к параметрам счетов, а какие - к параметрам договоров. Номер состоит из 14 цифр, причём, только первые 5 чётко регламентированы: это номер балансового (забалансового) счёта и ключевой раздел. Другие знаки от 0 до 9 цифр банк формирует самостоятельно исходя из собственных возможностей и потребностей.

Порядок открытия номера аналитического счёта контрагента аналогичен, однако в сегменте, содержащий в себе информацию об аналитическом счёте, кроме номера контрагента во внутреннем списке контрагентов (код контрагента) банки могут включать такие параметры, как резидентность, код МФО банка-контрагента, код вида экономической деятельности или некоторые другие параметры на собственное усмотрение. Автоматический поиск контрагента на основании его аналитического счета и карточки контрагента осуществляется по номеру во внутреннем списке контрагентов.

Контрольные вопросы к теме 4
1. Характеристика аналитического учета как подсистемы бухгалтерского учета.
2. Значение параметров аналитического учета для формирования отчетности.
3. Обязательные и необязательные параметры.
4. Виды параметров аналитического учета в зависимости от сферы применения.
5. Разделение обязательных параметров на общие и специальные.
6. Формирование номера аналитического счета.
7. Нумерация счетов доходов бюджета.
Тема 5. Корреспондентские отношения между банковскими учреждениями
5.1 Порядок открытия корреспондентских счетов коммерческими банками в региональных управлениях НБУ
Банк является субъектом хозяйственной деятельности (СХД) и не может функционировать без корреспондентских отношений с РУ НБУ и непосредственно с другими КБ. Коротношения с РУ НБУ устанавливаются на основании заключенного соглашения об открытии корсчета для проведения межбанковских расчетов КБ с другими банками. Для его открытия необходимо подать РУ НБУ следующие документы:
копию банковской лицензии;
заявление на открытие счета;
копию зарегистрированного устава, заверенную регистрирующим органом или нотариально;
карточку с образцами подписей и оттиском печати установленного образца, заверенную нотариально.
В случае открытия корсчета РУ НБУ обязательно в 3-хдневный срок сообщает об этом в налоговую инспекцию, на территории которой расположен КБ.
В процессе закрытия банка открывается счет на имя ликвидационной комиссии. В этом случае в РУ НБУ подается решение о ликвидации комиссии и нотариально заверенная карточка с образцами подписей уполномоченных членов ликвидационной комиссии и оттиском печати банка, который ликвидируется.
Корсчет КБ закрывается по решению следующих инстанций:
НБУ о ликвидации КБ;
арбитражного суда о ликвидации банка или признания его банкротом;
общих сборов акционеров (учредителей) КБ о реорганизации и ликвидации.
Выполненные в течение операционного дня операции по межбанковским расчетам должны быть отображены КБ в тот же самый день
на его корсчете, как в балансе КБ, так и в балансе соответствующего РУ НБУ.

5.2. Организация межбанковских расчетов

НБУ начинает обслуживать корсчет только после подписания специального акта о готовности банка к работе через корсчет. Все межбанковские расчеты осуществляются через систему электронных платежей (СЭП) на основании электронных расчетных документов путем списания и зачисления средств через консолидированный корсчет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.