Данные таблицы 20 свидетельствуют, что валовая прибыль (мар-жинальный доход) в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 61 тыс. руб. от значения 2003 года, а выручка от продаж -- в снизилась на 7629 тыс. руб.. Критическая точка объема продаж, или, как еще ее называют, «точка безубыточности» (порог рентабельности), в 2003 году составляла 67906,84 тыс.руб., в 2004 году -- 72452,7 тыс. руб. Значит, объем продаж, превышающий этот по-рог, был безубыточен и рентабелен.
Запас финансовой прочности (ЗФП) в процентах к объему продаж соответственно составил 42 и 33%. В 2004 году по сравнению с 2003 годом ЗФП уменьшился -- на 9 пунктов. При том, что его нормативное значение находится в пределах 60--70% достигнутый в 2004 году уровень ЗФП низок. Его следует поднять до норматив-ного уровня на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка.
Общая модель зависимости запаса финансовой прочности от других финансовых показателей можно представить формулой:
Sпост
ЗФП = N - r = N - --------, тогда:
d
% ЗПФ1 = ЗПФ / N Ч 100
Сложившийся в отчетном периоде процент запаса финан-совой прочности на уровне 33,0% свидетельствует о том, что у организации высок риск возникновения финансовых затруднений, необходимо увеличить его величину хотя бы до 50%.
Приведенные расчеты наглядно показывают, что данная орга-низация располагает резервами увеличения прибыли от реализации продукции и услуг и прежде всего за изменения структуры производства за счет увеличения возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и услуг.
К важнейшим показателям, характеризующим результаты про-изводственной деятельности предприятия и его структурных под-разделений, следует отнести объем выпущенной (произведенной) продукции. Согласно Временным указаниям по отражению в фор-мах государственного статистического наблюдения показателей промышленной продукции, утвержденным постановлением Гос-комстата РФ по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ от 31 декабря 1996 г. № 153, объем выпущенной (произведен-ной) продукции включает стоимость:
- готовых изделий (продуктов), выработанных за отчетный период всеми подразделениями юридического лица, пред-назначенных для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав основных фондов, а также выдачи своим работникам в счет оплаты труда;
- работ (услуг) промышленного характера, выполненных по заказам со стороны, для своего капитального строительства и своих непромышленных подразделений, а также работ по модернизации и реконструкции собственного производства;
- работ по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в от-четном периоде не завершено;
- полуфабрикатов своей выработки, отпущенных за отчет-ный период на сторону, своему капитальному строитель-ству и своим непромышленным подразделениям.
На предприятии, выбранном в качестве объекта исследова-ния, показатель объема выпущенной продукции включает коли-чество и стоимость товаров для перепродажи основных товаров -- молочной продукции и колбасных изделий.
Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа дея-тельности предприятия является контроль за выполнением произ-водственной программы продаж в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому необходимо прежде всего уделить внимание следующим аналитическим процедурам: иссле-дованию и оценке выполнения плана продаж, а также его динамики в целом по предприятию и его подразделе-ниям -- отделам внутри магазина. При этом важно оценить изменения фактического выпуска продукции за отчетный период по сравнению с запланированным, а также с фактическим объ-емом за предыдущий период не только в действующих, но и в со-поставимых (средних) ценах, что позволяет установить влияние ценового фактора на этот показатель (табл. 21).
Аналитические данные таблицы 21 свидетельствуют о том, что в отчетном году объем проданной продукции в данных отделах по сравнению с предыдущим годом возрос на 25 564 тыс. руб. или на 21,3%. Та-кое существенное увеличение вызвано, прежде всего, ростом цен. Это подтверждается тем фактом, что при пересчете того же объема продукции в сопоставимые (средние) цены уровень ди-намики оценивается уже в 15,5%. Более высокий рост цен на-блюдается по продукции, выпускаемой лейкопластырным цехом (в действующих ценах прирост объема составляет 26,3%, а в со-поставимых -- только 5,7%).
В отличие от положительной оценки динамики производства по иному обстоит дело с выполнением производственной про-граммы продаж продукции.
Таблица 21 - Выполнение плана и динамика производства продукции, тыс. руб.
Показатель
2003 год
2004 год
Отклонение (+, --)
%выпол-нения плана
Темп роста,
%
по плану
факти-чески
от плана
от 2003года
1
2
3
4
5
6
7
8
Объем продаж в действующих ценах -- всего.В том числе:
120 072
163 524
145 636
-178 88
+25 564
89,1
121,3
по молочному отделу
59 165
68 211
68 751
+540
+9568
100,8
116,2
по колбасному отделу
60 907
95 313
76 885
-18 428
+ 15 978
80,7
126,3
Объем проданной про-дукции в сопоставимых ценах
116 564
147 581
108936
-12 953
+ 18 064
91,2
115,5
Продолжение таблицы 21
В том числе:
50 024
64 568
64 308
-260
+ 14 284
99,6
128,6
66 540
63 013
70 320
-12 693
+3780
84,7
105,7
Из таблицы 21 видим, что по сравнению с намеченным планом предприятие недополучило выручки на 17 888 тыс. руб., причем это связано с невыполнением плана в колбасном отделе. Вместе с тем и молочный отдел обеспе-чил выполнение плана в основном за счет увеличения цен на свою продукцию (при пересчете в сопоставимые цены назван-ный показатель составляет уже 99,6%, а не 100,8% в действую-щих ценах). Поэтому в ходе внутрихозяйственного анализа не-обходимо определить причины выявленной ситуации на основе углубленного анализа объема выпуска продукции (табл. 22).
Таблица 22 - Выполнение плана и динамика производства продукции в действующих ценах по молочному и колбасному отделам, тыс. руб.
2003
год
выпол-
нения
плана
Tемп роста
N
по
плану
факти-
чески
от
от 2003
года
1 Молочный отдел
пастеризованное молоко
10 018
13 331
12 799
-532
+2781
96,0
127,8
стерилизованное молоко
5443
9246
7122
-2124
+ 1679
77,0
130,8
кисломолочная продукция
19 725
19 638
20 115
+477
+390
102,4
102,0
творожная масса
23 978
25 996
28 715
+2719
+4737
110,5
119,8
Итого продукции молочного отдела
+9586
II Колбасный отдел
варенные колбасы
37 738
28 809
29 732
+923
+8006
103,2
78,8
копченные колбасы
15 982
16 646
20 135
+3489
+4153
121,1
126,0
сырокопченые колбасы
1707
5541
3265
-2276
+ 1558
58,9
191,3
сосиски
2932
36 291
17 147
-19 144
+ 14 215
47,2
5,8 раза
сардельки
2542
6872
6012
-860
+3470
87,5
2,4 раза
шпикачки
1154
594
-560
+588
51,5
99 раз
Итого по колбасному отделу
126,2
Всего продукции
-17 888
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20