Таким образом, метод ФИФО занижает себестоимость продукции отчетного периода и за-вышает прибыль. Метод может применяться предприятиями, цены на услуги которых ниже, чем у кон-курентов, и уровень при- были невысок. Метод ФИФО позволяет избе-жать санкций со стороны налоговых органов за продажу продукции (предоставление услуг) ниже себестоимости и увели-чить величину прибыли при необходимости фи-нансирования развития предприятия.
Метод ЛИФО завышает себестоимость и занижает остаток материальных ре-сурсов по балансу, что ве-дет к снижению величины налога на имущество предприятия.
И здесь, как и в предыдущем случае, приходим к выводу, что при абсолютно идентичных хозяйственных операциях (физический объем проданных товаров, выручка, товарный остаток - совершенно одинаковы) применение в бухгалтерском учете различных вариантов оценки позволяет демонстрировать в отчетности совершенно разную информацию о них.
Таким образом, используя посредством своей учетной политики различные методы бухгалтерской оценки фактов хозяйственной жизни, организация совершенно одинаковые хозяйственные ситуации может представлять в бухгалтерской отчетности совершенно по-разному.
В заключении необходимо заметить, что при формировании учетной политики по конкретному на-правлению ведения организации бухгалтерского и налогового учета осуществля-ется выбор одного из нескольких способов, регламентированных бухгалтерским и налоговым законодательством РФ. При этом между бухгалтерским и налого-вым учетом имеются существенные различия в способах оценки имущества и обя-зательств.
Анализ финансовых результатов от обычной деятельности ООО «Велия» целесообразно начать с оценки динамики изменений показателей дан-ных бухгалтерской формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В ней содержится информация о всех видах доходов и расходов за отчетный и предыдущий периоды в годовом разрезе. Это позволяет каждому экономиче-скому субъекту анализировать в динамике состав и структуру доходов и расходов, их изменение, а также рассчитывать ряд ко-эффициентов, свидетельствующих об эффективности использо-вания доходов и целесообразности произведенных расходов в сравнении с полученными доходами.
Анализ информационных сведений о финансовых результатов от обычной деятельности ООО «Велия» за 2003-2004 года представлен в таблице 17.
Таблица 17 - Состав и динамика показателей финансовых результатов от обычных видов деятельности
Показатель
Абсолютные показатели, тыс. руб.
Структура, %
Изменения, ±
Темп роста, %
2003 г.
2004 г.
%
тыс. руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
Выручка от продажи
116 565
108 936
100,00
-
-7 629
93,5
Себестоимость реализованных товаров
114718
105 759
99,34
98,25
- 1,1
-8 766
92,4
Валовая прибыль
1847
3177
1,58
2,92
1,3
1330
172,01
Коммерческие расходы
1076
1269
0,92
1,16
0,24
193
117,9
Прибыль (убыток) от продаж (Р)
771
1 908
0,66
1,75
1,09
1 137
247,5
Среднегодовая стоимость активов (А)
10 927
25 371
14 444
232,2
Валовая прибыль (N)
1 847
3 177
1 330
172,0
Рентабельность активов, % (Р: А) Р(А)
7,06
7,52
0,46
106,6
Продолжение таблицы 17
Рентабельность продаж, % (P : N) (x)
41,74
60,06
18,31
143,9
Выручка от продаж в 1 руб. доходов (п. 5: п. 1)(N:Дох) (y)
0,02
0,03
0,01
184,05
Доходы на 1 руб. активов, (Дох: А) (z)
10,67
4,29
-6,37
40,25
Как свидетельствуют данные таблицы 17, сумма финансовых результатов от обычной деятельности ООО «Велия» в динамике двух лет увеличивается.
Структура составляющих компонентов финансовых результатов от обычной деятельности ООО «Велия» показывает, что основным источником дохода ООО «Велия» является увеличение объема продаж от реализации товаров, продукции и услуг.
Рассчитанная динамика финансовых результатов от обычной деятельности показывает, что у ООО «Велия» прибыль от основной деятельности в 2004 году по сравнению с предыдущим годом увеличи-лась.
Анализ составляющих валовой прибыли показывает, что объем товарооборота в 2004 снизился на 7629 тыс. руб., что составило 93,5% от показателя 2003 г. При этом себестоимость реализованной продукции также имеет тенденцию снижения, однако, в отличие от показателя товарооборота темп снижения выше 92,4% против 93,5% соответственно.
Сложившаяся динамика показателей выручки от реализации (товарооборота) и себестоимости реализованной продукции оказала решающее знание на показатель валовой прибыли - это дает возможность утверждать, что увеличению валовой прибыли ООО «Велия» на 1330 тыс. руб. или в 1,7 раза способствовало снижение закупочных цен товаров.
Подтверждением этому является и структура показателей составляющих финансовых результатов: себестоимость реализованной продукции в общем объеме товарооборота в 2004 году составила 98,25% против 99,34% по данным 2003 года; валовая прибыль от реализации соответственно увеличилась с 1,58% в 2003 году до 2,92% в 2004 году.
Получению прибыли от продаж в размере 1908 тыс. руб. в 2004 году против данных в 771 тыс. руб. в 2003 году, то есть на 1137 тыс. руб., что в относительном выражении составило 247,5%, кроме вышеназванных факторов способствовало невысокое увеличение издержек обращения - прирост составил 17,9%
В итоге предприятием в конце 2004 года было получено 1908 тыс. руб. прибыли от обычных видов деятельности.
Показатели эффективности хозяйственной деятельности коррелируют с выявленной динамикой основных показателей - рентабельность продаж увеличилась почти на 20 процентных пунктов (с 41,74% до 60,06% за 2003-2004 гг. соответственно). Соответственно увеличился показатель эффективности использования имущества ООО «Велия» - показатель рентабельности активов с 7,06% в 2003 г. увеличился до 7,52% в 2004 г.
Сложившиеся обстоятельства требуют более детального под-хода к изучению отдельных статей формирования финансовых результатов. По данным аналитического учета можно установить, за счет каких элементов приоритетных статей расходов, вновь введенных в отчетность о финансовых результатах, произошло изменение балансовой прибыли.
Следует обратить внимание на тот факт, что согласно дан-ным таблицы 17 чистая прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим увеличилась в основном за счет снижения себе-стоимости проданных товаров, продукции, услуг на 7,6 пункта.
Финансовому менеджеру организации совместно с главным бухгалтером следует разработать программу включения выяв-ленных резервов в производственно-хозяйственную деятель-ность компании на следующий год, предварительно определив причины их возникновения и возможности предприятия по мо-билизации таких резервов в производство. Для этого необходи-мо провести анализ себестоимости товаров, продукции, работ, услуг по данным внутреннего учета. Прежде всего нужно оценить струк-туру и динамику затрат по экономическим элементам (таблица 18).
Таблица 18 - Изменение структуры затрат по экономическим элементам
Показатели
Изменение
(+, -)
Затраты на производство продукции (работ, услуг) -- всего
100,0
--
В том числе по экономическим элементам:
Материальные затраты
56,8
58,8
+2,0
из них:
сырье и материалы
34,4
40,1
+5,7
покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты
15,6
12,9
-2,7
работы и услуги производственного характера
1,1
1,8
+0,7
топливо
2,3
1,9
-0,4
энергия
3,4
2,1
-1,3
Затраты на оплату труда
22,6
16,2
-6,4
Отчисления на социальные нужды
8,4
7,2
-1,2
Амортизация основных средств
5,2
4,9
-0,3
Прочие затраты
7,0
+5,9
проценты по кредитам банков
2,2
4,5
+2,3
суточные и подъемные
0,3
0,2
-0,1
налоги, включаемые в себестоимость
0,7
2,5
+1,8
отчисления во внебюджетные фонды
3,1
4,4
+1,3
оплата нематериальных услуг сторонних организаций
0,4
0,8
+0,4
другие затраты
0,5
+0,2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20