ѕ рост прибыли за счет дополнительной за-купки товаров у местных поставщиков на льготных условиях;
ѕ увеличение прибыли за счет сокращения и предупреждения образования внереали-зационных расходов, потерь и убытков.
Для реализации вы-явленных резервов увеличения прибыли необходимо разрабо-тать экономические, технические, организационные, социальные мероприятия и принять меры по их полному и качественному выполнению.
На основе экономико-математических методов, других со-временных методов планирования, используя результаты прове-денного факторного анализа доходов, прибыли и рентабельно-сти, следует определить прогнозные финансовые результаты хозяйственной и другой деятельности торгового организации на ближайшую и длительную перспективу. При планировании до-ходов и прибыли, в частности, могут быть использованы методы экстраполяции, корреляции, регрессии и др. Метод экстраполя-ции основан на исследовании закономерностей развития изу-чаемых показателей в предплановых периодах (расчете и оценке средних темпов роста или прироста) и перенесения выявленных закономерностей развития изучаемых показателей на планируе-мую хозяйственную деятельность организации. Однако в усло-виях инфляции, и особенно гиперинфляции, применение мето-да экстраполяции не дает реальных планируемых показателей хозяйственной деятельности организации, так как невозможно спрогнозировать и учесть ее влияние на финансовые и другие показатели результатов его работы в будущем. Если в анализи-руемых периодах были невысокие размеры инфляции (до 5--6 % в год) и не предполагается резких ее колебаний, то прогнозные показатели хозяйственной деятельности организации на бли-жайшую и длительную перспективу можно определить. При по мощи метода экстраполяции, при этом предварительно по фор-муле средней геометрической рассчитыва-ют по данным за длительный период времени среднегодовой темп роста изучаемого показателя (в странах с развитой рыноч-ной экономикой это обычно делают по данным за 10 и более лет) и по его уровню определяют абсолютные значения показа-теля в планируемых периодах (умножением базисного его разме-ра в предплановом периоде на среднегодовой темп роста и деле-нием на 100).
Оперативный анализ фи-нансовых результатов, выполняемый на ЭВМ, может проводиться ежедневно, что повышает эффективность аналитических работ.
На сегодняшний день в определении понятия прибыль организации имеются некоторые неточности. Это связано с тем, что постоянно изменяется нормативно - правовая база по данному вопросу. Если в экономической литературе данное понятие имеет у всех авторов примерно одинаковое значение, то уже в правовой базе Республики Беларусь происходят постоянные изменения, связанные с учетом обновления базы. Необходимо придти к единому соответствию определения прибыли, а также уделить особое внимание рассмотрению данного вопроса на международном уровне. Целесообразно изучить Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь», в соответствии с которым предусматривался бы комплекс мер по созданию правовой основы переходя к международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В целях решения поставленных задач необходимо:
разработать и утвердить пакет положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, включающих в себя основные требования международных стандартов;
подготовить необходимые изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности";
пересмотреть План счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению и, при необходимости, внести в них изменения;
ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными, так и с национальными организациями. Необходимо осуществить переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе с Комитетом по международным стандартам учета (КМСУ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Программы по автоматизации бухгалтерского учета являются лишь одной из составляющих огромного мира программного обеспечения. Однако уже сегодня они имеют значительный удельный вес в группе прикладных программ и их рынок продолжает весьма динамично развиваться.
Компьютерные методы обработки надежно вошли в технологию бухгалтерского учета. Основная идея развития программного обеспечения на сегодняшний день - решение не только непосредственно бухгалтерских задач, но и анализ, планирование деятельности организации, реализация оперативного учета. Это происходит по причине ориентации применяемых в настоящее время систем не только на работников бухгалтерии, но также и на работников складов, менеджеров и руководителей. Причем предпочтение отдается программным продуктам, которые позволяют автоматизировать целое направление деятельности фирмы.
Для бухгалтера, оперирующего учетными понятиями, важно проанализировать возможности и особенности различных программ с точки зрения принципов организации самого бухгалтерского учета.
Автоматизированный бухгалтерский учет сегодня - повседневная реальность. В начале 90-х это были простые программы, похожие на сложный калькулятор, с функциями не только сложения и вычитания, но и вывода баланса. В середине 90-х масштабы деятельности многих организаций расширились, появилась потребность в налаживании управленческого и оперативного учета, и сегодня автоматизация учета значительно увеличивает возможности бухгалтера. Благодаря средствам автоматизации бухгалтерский учет может использоваться при принятии оперативных решений в реальном режиме времени. Эффективная автоматизация бухгалтерского учета - не только вопрос удобства в работе бухгалтера, это тенденция времени.
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета и отчет-ности по финансовым результатам
Основными актами законодательства, регламентирующими учет и отчетность по финансовым результатам в Республики Беларусь являются:
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 25 июня 2004 г. № 42-З).
Данный Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
Согласно ст. 2 Закона, бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Бухгалтерский учет представляет систему непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Кроме этого, важно отметить, что статьей 4 вышеназванного Закона установлено, что одной из основных задач бухгалтерского учета и отчетности является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах.
Следовательно, согласно Закону учет финансовых результатов является важнейшей задачей и приоритетом всей системы учета в Республике Беларусь.
Типовой план счетов и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета (в ред. постановления Минфина от 13.11.2003 N 153), утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89 (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 5 сентября 2003 г. N 8/9975).
Типовой план счетов и Инструкция предназначены для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
Типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета, на которых происходит регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности (имущества, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
В соответствии с Разделом VIII «Финансовые результаты» Инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета установлены счета учета, предназначенные для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.
Доходы в зависимости от их характера, условий получения и направления деятельности организации подразделяются на:
доходы по основным видам деятельности;
операционные доходы;
внереализационные доходы.
Расходы организации подразделяются на:
расходы по основным видам деятельности;
операционные расходы;
внереализационные расходы.
Инструкция по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 181 (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 21 января 2004 г. N 8/10451).
Инструкция по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (далее - Инструкция) определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета доходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей.
Данная инструкция разработана как национальный стандарт учета и является промежуточным этапом внедрения международных стандартов учета и отчетности.
Инструкция по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 182 (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 21 января 2004 г. N 8/10452).
Инструкция по бухгалтерскому учету "Расходы организации" определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 февраля 2004 г. № 16 «О бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. постановления Минфина от 22.12.2004 N 178) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26 марта 2004 г. N 8/10745).
Постановлением утверждены типовые формы бухгалтерской отчетности:
бухгалтерский баланс (форма 1);
отчет о прибылях и убытках (форма 2);
отчет о движении источников собственных средств (форма 3);
отчет о движении денежных средств (форма 4);
приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23