Таким образом, вся сумма отклонения, относящаяся как к реализованной продукции, так и к готовой продукции на складе, будет списана на финансовый результат. Счет 40 на конец месяца сальдо не имеет, а по счету 43 остаток продукции на складе будет в оценке по нормативной себестоимости, и, следовательно, в бухгалтерском балансе остатки готовой продукции на конец отчетного периода будут отражаться по нормативной себестоимости.
Если учет готовой продукции ведут без применения счета 40, то на счете 43 «Готовая продукция» отдельно отражается нормативная себестоимость готовой продукции и отдельно по субсчету - отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной цены. Такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции.
Продажа продукции (работ, услуг) осуществляется в соответствии с заключенными договорами. Основным нормативным актом, регулирующим взаимоотношения сторон, связанных с договорами поставки и купли-продажи, является глава 30 ГК РФ. В соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары (работы, услуги).
Отгруженной продукцией считаются товары, отпущенные со склада покупателю. Моментом отгрузки считается дата документа, удостоверяющего факт приема груза к перевозке транспортной организацией, или дата сдачи продукции заказчику в месте ее изготовления.
Если выручка от продажи готовой продукции, отгруженной покупателю, определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), предприятие использует счет 45 «Товары отгруженные». На этом счете учитываются также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах.
Товары отгруженные учитываются на счете 45 по стоимости, складывающейся из фактической производственной себестоимости и расходов по отгрузке продукции (товаров) (при их частичном списании).
Затраты предприятия, связанные с отгрузкой и реализацией продукции и учитываемые в составе полной себестоимости продукции, носят название коммерческих расходов. Расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг, учитывают на счете 44 «Расходы на продажу». В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 могут быть отражены следующее ходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
Коммерческие расходы, собранные на счете 44, ежемесячно относятся на себестоимость отгруженной продукции (работ, услуг). Списание коммерческих расходов отражается: кредит счета 44 «Расходы на продажу», дебет счета 90 «Продажи».6. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии. 2-издание. - М: ПРОСПЕКТ, 2009. - 547с.
1.5 Инвентаризация материально-производственных запасов
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных наименований, видов, групп, запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п., устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руководителя организации. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. // Финансовая газета. - 1995. - №28.
Материально-производственные запасы (материалы, готовая продукция, товары) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ) должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.
При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.
Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дать и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка: «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах учета материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами:
по ТМЦ, находящимся в пути, -- расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами;
по отгруженным ТМЦ -- копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т. д.);
по просроченным оплатой документам -- обязательным подтверждением учреждением банка;
по ТМЦ, находящимся на складах сторонних организаций, -- сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.
На товарно-материальные ценности составляются отдельные описи. Перечень форм описи представлен в таблице 1.6.
Данные заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение.
Таблица 1.6 - Перечень форм описи
Номер формы
Наименование формы
Приводимые в форме данные
1
2
3
ИНВ-3
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей
ИНВ-4
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных
Данные приводятся по каждой отдельной отгрузке: наименование покупателя, наименование ТМЦ, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа
ИНВ-5
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение
Указываются данные на ТМЦ1, хранящиеся на складах других организаций: наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов
ИНВ-6
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути
По каждой отдельной отправке приводятся данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета
В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.7. Положение по бухгалтерскому учету 5/01: Учет материально-производственных запасов. //Российская газета. - 2001. - № 140.
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи инвентарь и хозяйственные принадлежности заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей -- накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).8. Учет МПЗ: порядок оценки в РФ и отличие от международной практики учета// Главбух - 2008 №04
В результате инвентаризации ТМЦ могут быть выявлены недостача или излишек, а также порча или потеря ТМЦ своих качеств. Причинами недостачи материальных ценностей могут быть хищение и естественная убыль, причиной излишка - неоприходование вовремя ТМЦ и пересортица.
На счетах бухгалтерского учета результаты инвентаризации отражаются как показано в таблице 1.7.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16