Рисунок 1.3 - Учетные цены на готовую продукцию
Независимо от выбранного варианта учетной цены по окончании месяца нормативная себестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц.5. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии. 2-издание. - М: ПРОСПЕКТ, 2009. - 547с.
1.2 Учет материалов в бухгалтерской службе
Движение МПЗ в организациях осуществляется в результате операций, связанных с поступлением, перемещением, отпуском и реализацией. Правильное и своевременное документальное оформление движения материалов позволяет предупредить различные нарушения, вскрыть злоупотребления, повышает дисциплинированность материально ответственных работников.
Первичные учетные документы по движению сырья и материалов принимаются к учету, если они составлены по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а Рекомендации по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях. Письмо МФ РФ от 24 июля 1992 г. № 59.// Финансовая газета. - 1992. - № 34. (см. таблицу 1.2.)
Таблица 1.2 - Перечень первичных учетных документов, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а
Номер унифицированной формы
Наименование формы
1
2
По учету материалов
М-2
Доверенность
М-2а
М-4
Приходный ордер
М-7
Акт о приемке материалов
М-8
Лимитно-заборная карта
М-11
Требование-накладная
М-15
Накладная на отпуск материалов на сторону
М-17
Карточка учета материалов
М-35
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений
Документы, форма которых не предусмотрена в указанных перечнях, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Материалы могут поступать в организацию различными способами: от поставщиков; из собственного производства; при внесении в счет вклада в уставный капитал организации; при получении материалов безвозмездно (включая договор дарения).
Материалы могут отпускаться со склада: на производство для изготовления продукции, на ремонтные и хозяйственные нужды, в переработку на другие предприятия; для реализации на сторону; для безвозмездной передачи другим предприятиям.
Аналитический учет материалов. Все первичные учетные документы по движению материальных ценностей на складах подразделений организации должны быть сданы в бухгалтерскую службу в установленные в организации сроки.
Полученные со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу операций (законность операции) и правильности их оформления (наличие необходимых реквизитов, в том числе полноты проставленных в документах шифров).
В бухгалтерии при ведении учета вручную применяются оборотный (количественно-суммовой) и сальдовый (оперативно-бухгалтерский) методы учета.
При оборотном методе (с использованием оборотных ведомостей) могут применяться два варианта учета.
При первом варианте в бухгалтерской службе одновременно ведется учет в количественном и денежном выражении (а на складах и в подразделениях -- только количественный учет):
-- в бухгалтерии организации на каждый вид МПЗ (номенклатурный номер) открываются карточки аналитического учета;
-- в карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями;
-- на основании карточек ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению. На основе оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом;
-- движение (образование и распределение) и остатки транспортно- заготовительных расходов учитываются отдельно;
-- сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов.
В случае использования второго варианта в бухгалтерской службе не ведутся карточки аналитического учета:
-- все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость;
-- оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте;
-- остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.
Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не дублируется складской учет и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. В бухгалтерской службе:
-- учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен;
-- в качестве регистров аналитического учета используются карточки учета материалов, ведущиеся на складе, которые не реже одного раза в неделю проверяет на правильность ведения работник бухгалтерии и данные на карточке удостоверяет своей подписью;
-- на 1-е число месяца количественные данные об остатках переносятся по каждому номенклатурному номеру из карточек складского учета в сальдовую ведомость. В качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами вместе с первичными учетными документами;
-- остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру, затем выводятся итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
При учете материалов с использованием компьютера все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются автоматизированным способом. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах -- для бухгалтерской службы и склада (подразделения). Козлова Е.П., Парашутин Н.В. Бухгалтерский учет. - М. Финансы и статистика. - 2006 г. - 346с
Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материалов, основными из которых могут быть:
-- оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;
-- ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам;
-- оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;
-- оборотная ведомость движения материалов, по которым отсутствуют расчетные документы (неотфактурованные поставки).
Синтетический учет материалов. Независимо от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) в бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри них - по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов.
Ежемесячно данные о движении материалов обобщаются в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях), где группировка ведется раздельно по каждому складу (подразделению, другим местам хранения материалов). Ведомости составляются отдельно по приходу и расходу материалов и могут вестись по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам.
Итоги из ведомостей движения материалов по складам (подразделениям, местам хранения материалов) ежемесячно переносятся в сводную ведомость движения материалов. Хахонова Н.Н. Реформирование бухгалтерского учета. Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону, РГЭУ «РИНХ», 2009. - 176с
Отражение операций по приобретению материальных ценностей в текущем бухгалтерском учете может строиться по-разному:
-- непосредственно на счете 10 «Материалы» (без использования счетов 15 и 16) (рисунок 1.4);
-- с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
-- в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.
Этот вариант учета позволяет оценивать материалы как по фактической себестоимости их приобретения, так и по учетным ценам, а отклонения от фактической стоимости материалов выявляются не на синтетических счетах, а в регистрах текущего учета.
Счет 10 «Материалы»
Дебет
Кредит
Сальдо начальное
Остаток материалов по фактической себестоимости
60
20, 23, 29
Отражена покупная стоимость материалов
Переданы материалы в производство
66,67
Отражено списание откло- нений фактической
20, 23, 25,
26, 28, 44
Отражены расходы по креди-там и займам, использованным на закупку материалов
себестоимости приобретен-ных материалов от их учетных цен
76
Отражена задолженность пе- ред другими организациями за
Отражено выбытие мате- риалов в счет вкладов в
58
транспортные услуги, услуги по заготовке и др.
уставный капитал других организаций
91
Отражена стоимость материа-
Возвращены материалы
лов, поступивших в связи с выбытием основных средств
поставщику при обнаружении дефектов
Сальдо конечное
Остаток материалов
по фактической себестоимости
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16