Вопрос 3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на активных счетах 30 подраздела Типового плана счетов «Задолженность покупателей и заказчиков» в «Ведомости учета расчетов с дебиторами и кредиторами». В состав подраздела входят счета: 301 «Счета к получению», 302 «Векселя полученные», 303 «Другие».
На счете 301 «Счета к получению» учитывают расчеты по принятым к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. Счета к получению представляют собой дебиторскую задолженность, включающую в себя суммы к получению, либо в течение одного отчетного периода (текущая дебиторская задолженность), либо в течение нескольких периодов, следующих за отчетной датой (долгосрочная дебиторская задолженность). В бухгалтерском учете по расчетам с покупателями и заказчиками производят следующие записи:
1. Реализация продукции, работ, услуг, товаров:
- на договорную стоимость отгруженной (отпущенной) продукции, товаров, работ, услуг
Дт 301 Кт 701
- на предоставленные скидки с продаж, с цены реализованной продукции, товаров, работ, услуг
Дт 712, 713 Кт 301
- на сумму НДС (на основании выставленного счета-фактуры)
Дт 301 Кт 633
- оплата покупателей за реализованную продукцию, товары, работ, услуг
Дт 431, 441, 451 Кт 301
2. Реализация излишних (ненужных производству) материальных ценностей: на договорную стоимость материалов по предъявленным покупателям и заказчикам расчетным документам
Дт 301 Кт 727
3. Отражение дебиторской задолженности:
- по реализованным нематериальным активам, основным средствам, ценным бумагам
Дт 301-303 Кт 721-723
- начисление НДС
Дт 301-303 Кт 633
4. Образование положительной курсовой разницы по задолженности покупателей и заказчиков в иностранной валюте
Дт 301-303 Кт 725
5. Образование отрицательной курсовой разницы по задолженности покупателей и заказчиков в иностранной валюте
Дт 844 Кт 301-303
6. Начисление штрафов, пени, неустоек, признанных по претензиям покупателей
Дт 301-303 Кт 727
7. Зачет ранее полученного аванса под поставку товарно-материальных запасов, под выполненные работы
Дт 661, 662 Кт 301
8. Возврат неоплаченных товаров
Дт 711 Кт 301-303
Дебиторская задолженность признается только тогда, когда признается связанный с ней доход и оценивается по стоимости за минусом предоставленных скидок с продаж, цены и с учетом возврата проданных товаров.
Остаток по счету 301 на конец отчетного периода показывает задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные (отпущенные) им товарно-материальные запасы, выполненные и принятые работы и услуг.
Поскольку дебиторская задолженность представляет собой величину отвлечения средств из оборота, финансовые службы предприятия анализирует ее оборачиваемость, сроки погашения и проводят работу с должниками по взысканию. Обычно сроком погашения дебиторской задолженности принято считать период от 30 до 90 дней, по истечении которого счета к получению считаются просроченными.
Вопрос 4. НДС к возмещению - 331 - для отражения в бухгалтерском учете расчетов по налогу
По дебету счета 331 отражается суммы НДС по акцептованным счетам за приобретения ТМЦ, выполненных работы и оказанные услуги в корреспонденции с кредитом счета 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сумма НДС, учтенные по Дт счета 331, по мере фактического поступления ценностей на склады будут записываться по Кт этого счета и Дт счета 633 «Налог на добавленную стоимость».
Начисленные проценты учитывают на счете 332 «начисленные проценты». Этот счет содержит информацию о дебиторской задолженности по начисленным процентам (по предоставленным займам, векселям, аренде основных средств и др.).
Начисление процентов, причитающихся к получению, отражается по Дт счета 332 «Начисленные проценты», и Кт счета 724 «Дивиденды по акциям и доходы в виде процентов». Оплата начисленных процентов отражается по Дт 441, 451, 431 и Кт 332 «Начисленные проценты».
Аналитический учет по счету 332 «начисленные проценты» ведется по предприятиям, заимополучателям, векселедержателям, арендаторам и т.д.
Вопрос 5. Учет расчетов по авансам выданным поставщикам и подрядчикам ведется на счетах:
- 351 - «Авансы, выданные под поставку ТМЦ»;
- 352 - «Авансы, выданные под выполнение работ и оказание услуг».
Бухгалтерские проводки:
1. Выдача аванса под поставку ТМЗ, под выполнение работ и оказание услуг
Дт 351, 352 Кт 423,431, 441, 451
2. Выдача аванса за счет кредитов
Дт 351, 352 Кт 601-603
3. Возврат неиспользованных сумм ранее выданного аванса
Дт 423, 431, 441, 451 Кт 351, 352
4. Зачет ранее выданных авансов в погашение задолженности поставщикам
Дт 671 Кт 351, 352
План лекции по теме №3. Учет товарно-материальных запасов
1. Понятие, оценка и учет товарно-материальных запасов
2. Документальное оформление движения товарно-материальных запасов
3. Учет товарно-материальных запасов в бухгалтерии
4. Учет товарно-материальных запасов на складе
Вопрос 1. В процессе производства наряду со средствами труда участвуют предметы труда, которые выступают в качестве производственных запасов. В отличие от средств труда предметы труда участвуют в процессе производства только один раз, и их стоимость полностью включается в себестоимость производимой продукции, составляя ее материальную основу.
Учет товарно-материальных запасов организуется в соответствии со СБУ - 7 «Учет ТМЗ». Данным стандартом определено, что ТМЗ - это активы в виде:
1. Запасы сырье, материалов, покупных полуфабрикатов, конструкций и деталей, топлива, тара и тарных материалов, запасных частей, прочих материалов, предназначенных для использования в производстве или выполнения работ и услуг.
2. незавершенного производства, выполнения работ, услуг.
3. готовая продукция, товаров, предназначенных для продажи в ходе деятельности предприятия.
Цель этого стандарта состоит в определении порядка учета ТМЗ.
Для осуществления непрерывного технологического процесса производства предприятия должны создать соответствующие запасы материалов, полуфабрикатов, топлива и т. д. на складе. Однако запасы не должны быть чрезмерными, поскольку в противном случае затраченные на их создание денежные средства будут находиться без движения и поэтому не смогут быть использованы для выполнение других хозяйственных операций. Лимиты или потребные нормы материальных запасов устанавливается предприятиями исходя из объемов потребления и других показателей. Соответствие фактических запасов установленным нормативам следует постоянно контролировать и регулировать в ходе принятия управленческих решений.
Исходя из этого организация бухгалтерского учета материальных ценностей должна обеспечить решение следующих задач:
контроль за соблюдением установленных норм материальных запасов, за их сохранностью, своевременным и полным оприходованием запасов;
своевременное и полное документальное оформление всех операций по движению запасов и исчислением их фактической себестоимости.
Контроль за состоянием складских запасов с целью выявления и реализации ненужных в производстве предприятия.
Потребление материалов в процессе производства приводит к появлению отходов, которые подразделяются на возвратные и безвозвратные.
Безвозвратные отходы в виде угаров, распылка, усушки и т.д., не имеющие реальной ценности, возврату на склад и оценке не подлежат.
Вопрос 2. По учету движения материальных запасов разработаны типовые межведомственные документы, своевременная выписка и правильное оформление которых позволяют организовать надлежащий учет и контроль позволяют за сохранностью и правильным использованием запасов.
Главный бухгалтер предприятия обязан организовать правильный документооборот, применение типовых документов, разработать и довести до исполнителей графики их составления, проверки и приема.
Все операции, связанные с движением материальных запасов оформляют документами, которые выписываются в минимальном количестве экземпляров.
Поступающие документы (счета-фактуры, платежное требования-поручения, товарно-транспортные накладные), связанные с получением материальных запасов передают в отдел снабжения для проверки и акцепта (приема к оплате). Здесь их регистрируют в Журнал учета поступающих грузов (ф М-1), который предназначен для контроля за поступлением и оприходованием запасов, а также для оперативного контроля за сроками оплаты счетов или отказа от акцепта.
Доверенность (форма М-2 или М-2а). применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного предприятия при получении материальных запасов. Доверенность оформляет бухгалтерия и выдают под расписку получателю.
Приходный ордер (форма М-4). Применяется для учета запасов, поступающих на предприятия от поставщиков или из переработки у сторонних предприятий.
Акт о приемке материалов (форма М-7). Применяются для оформления приемки запасов, имеющих количественное и качественное расхождение с данными сопроводительных документов поставщиков; составляются также при приемке материалов поступающих без документов.
Акт о недостачах и потерях материальных ценностей в процессе заготовления, хранения и производства (ф. М-7а). применяются в случае выявления потерь материальных запасов. Оформленный документ является основанием для списания с подразделений и возмещения их стоимости за счет виновных лиц. Акт о порче, бое, ломе материалов (товаров) (ф. М-7в). Применяется для учета запасов, подлежащих уценке или списанию вследствие допущенных на предприятии порче, боя, лома.
Лимитно-заборная карта (ф М-8). Применяется для оформления отпуска запасов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска запасов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных запасов со склада. Лимитно-заборные карты выписываются отделом снабжения на одно наименование материалов в двух экземплярах.
Накладная - требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (ф. М-15а). применяется для учета движения запасов внутри субъекта и их отпуска хозяйствам своего предприятия, а также сторонним организациям.
Вопрос 3. Порядок учета ТМЗ на складах и бухгалтерии зависит от метода учета ТМЗ. Метод предусматривает порядок и последовательность ведение учета ТМЗ, а также виды учетных регистров их количество и взаимосвязь, взаимосверку показателей. Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета ТМЗ является оперативно-бухгалтерский. Возможна также количественно-суммовой метод.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17