Глава I. Общая характеристика бухгалтерского баланса и подготовительные работы по его составлению
1.1 Экономическое содержание, основные принципы и особенности составления бухгалтерского баланса
Важнейшим завершающим этапом учетного процесса является составление финансовых отчетов. Согласно НСБУ 5 «Представление финансовых отчетов» целью финансовых отчетов является представление информации о деятельности предприятия, понятной реальным и потенциальным инвесторам, кредиторам. Согласно требованиям ст. 44 Закона «О бухгалтерском учете» и условиям параграфов 7 и 46 НСБУ 5 «Представление финансовых отчетов» юридические лица (за исключением крестьянских и фермерских хозяйств и физических лиц) обязаны составлять квартальные и годовые финансовые отчеты. Представляя собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, годовая финансовая отчетность состоит из: бухгалтерского баланса (Форма №1); отчета о финансовых результатах (Форма №2); отчета о движении собственного капитала (Форма №3); отчета о движении денежных средств (Форма №4); приложения к бухгалтерскому балансу (Форма №5); приложение к отчету о финансовых результатах (Форма №6) и объяснительной записки.
Формирование системы финансовой отчетности представлено в схеме 2.
Схема 2 Формирование финансовой отчетности
Бухгалтерский баланс представляет собой отчет об имущественном и финансовом положении предприятия на отчетную дату. В нем обособлено приводятся числовые показатели по отдельным видам активов, обязательств, собственному капиталу.
Текущим учетным периодом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года. Баланс составляется по единой форме, утвержденной Министерством финансов. Информация, раскрываемая в балансе, основана на данных счетов 1-2 классов и счетов 3-5 классов Плана счетов. Кроме этого для расшифровки отдельных статей составляется Приложение к бухгалтерскому балансу, которое заполняется по единой форме, утвержденной Министерством финансов.
Информация, указанная в балансе, должна быть своевременной и достоверной, должна обеспечивать сопоставимость показателей, как в динамики, так и в сравнении с другими предприятиями для того, чтобы все участники рыночного процесса понимали его одинаковым образом. Данные требования обеспечиваются соблюдением основных положений и принципов национальных стандартов бухгалтерского учета, (которыми следует руководствоваться при составлении бухгалтерского баланса), основными из которых являются:
· Объективность представления данных;
· Непрерывность;
· Начисление;
· Существенность;
· Постоянство представления;
· Сопоставимость информации;
Объективность представления данных подразумевает реальное отражение имущественного и финансового положения предприятия при условии применения требований национальных стандартов.
Принцип непрерывности предполагает, что предприятие будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем. Обозримым будущим в данном случае считается период в течение 12 месяцев с отчетной даты.
Метод начисления - бухгалтерский баланс, как и другие формы финансовой отчетности, за исключением отчета о движении денежных средств, должен составляться по принципу начисления, что означает признание и включение в финансовую отчетность активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов именно в тот период, когда они имели место.
Существенность информации определяет степень необходимости ее отражения в балансе. Информация считается существенной, если непредставление ее в балансе или неправильный расчет может повлиять на принятие ошибочного решения пользователями.
Постоянство представления подразумевает представление и классификацию статей баланса в одном и том же виде на протяжении длительного периода времени.
Сопоставимость информации - вся информация, раскрываемая в финансовых отчетах, должна быть представлена в сравнении с предыдущим периодом.
Для более полного раскрытия и подходов к формированию тех или иных показателей бухгалтерского баланса, обеспечения большей понятности, сопоставимости и правильной интерпретации данных Бухгалтерского баланса, предприятия представляют дополнительную информацию в приложении к годовому балансу. Приложение к Бухгалтерскому балансу составляется по единой форме, утвержденной Министерством финансов Республики Молдова.
Приложение к Бухгалтерскому балансу - это составная часть годовой финансовой отчетности, содержащая информацию о движении (изменении) активов и пассивов предприятия за отчетный период. Приложение заполняется на основании остатков и оборотов синтетических счетов и субъектов по учету активов и пассивов (классы 1-5 Плана счетов), а также данных забалансовых счетов (класс 9). Таким образом, данные, представленные в приложении к балансу, должны полностью соответствовать данным, представленным в балансе. Приложение к балансу содержит пять разделов и две справки:
· Общие сведения;
· Наличие и движение долгосрочных активов;
· Наличие и движение текущих активов;
· Состояние и изменение долгосрочных обязательств;
· Состояние краткосрочных обязательств;
· Справка о ценностях и обязательствах, учитываемых на забалансовых счетах;
· Справка об авансах и расчетах с зарубежными клиентами в общей сумме к оплате;
Пользователями информации, представляемой в балансе, являются внутренние: руководство кооператива, его работники, заинтересованные лица и внешние: органы статистики, налоговая служба. Однако, до того как информация поступит к пользователям, бухгалтерский баланс должен быть утвержден в порядке, установленном учредительными документами предприятия.
В СПК «Кортен» бухгалтерский баланс утверждается общим собранием уполномоченных. Утвержденный общим собранием уполномоченных, годовой бухгалтерский баланс представляется государственным органам в сроки до 31 марта текущего года.
Ответственность за достоверность, полноту и своевременность представления финансовых отчетов несет руководитель предприятия.
1.2 «Подготовительные работы по составлению бухгалтерского баланса»
Бухгалтерский баланс составляется на основе данных Оборотное - сальдовой ведомости.
Для составления экономически достоверного баланса необходимо провести значительную подготовительную работу, заключающуюся в проверки своевременности, полноты и объективности отражения включаемых в балансе данных.
Для этих целей выполняется определенный объем работы, который можно разбить на следующие этапы:
1. Проведение полной инвентаризации имущества, расчетов и обязательств;
2. Определение и списание доходов и расходов будущих периодов, относящихся к текущему отчетному году;
3. Распределение косвенных производственных затрат и калькулирование фактической себестоимости произведенной продукции (оказанных услуг);
4. Составление корректировочных записей по счетам учета расчетных операций;
5. Проведение, в случаях необходимости, переоценки долгосрочных активов;
6. Закрытие счетов управленческого учета;
7. Определение и отражение в учете курсовых разниц по средствам и расчетам в иностранной валюте;
8. Закрытие счетов доходов и расходов;
9. Определение фактической суммы расходов (экономии) по подоходному налогу.
В соответствии со статьями 39 - 41 Закона Республики Молдова «О бухгалтерском учете» от 04.04.1995 года экономические агенты обязаны проводить полную инвентаризацию имущества, расчетов и обязательств для подтверждения правильности и достоверности, данных бухгалтерского учета.
Инвентаризация проводится не реже 1 раза в год в соответствии с законом о бухгалтерском учете. В СПК «Кортен» в 2007 году была проведена полная инвентаризация имущества кооператива, его расчетов с дебиторами и кредиторами. Для проведения инвентаризации имущества приказом руководителя кооператива создается инвентаризационная комиссия. В состав комиссии входят члены, назначенные руководством для ее проведения: заместитель руководителя кооператива, главный бухгалтер и иные лица, призванные осуществлять инвентаризацию. В случае, если имеются расхождения данных бухгалтерского учета и фактических данных составляются сличительные ведомости, в которых представлены фактические данные и учетные данные, определяются излишки и недостачи тех или иных активов в количественном и суммовом выражении. Материально-ответственные лица обязаны представить комиссии объяснительные записки по возникшим отклонениям (недостачам или излишкам). После проведения инвентаризации отдельных участков (склады, цеха, бригады) составляется Инвентаризационная опись, в которой приводятся результаты проведенной инвентаризации, а также решения комиссии по возникшим отклонениям, в виде которых выступают недостачи (потери) либо излишки.
Недостачи в пределах установленных норм естественной убыли относятся на счет 813 «Косвенные производственные затраты» недостачи сверх норм относятся на счет 714 «Другие операционные расходы», субсчет 714.7. «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Выявленные недостачи материальных ценностей отражаются в учете следующей бухгалтерской записью:
Дебит счета 813 «Косвенные производственные затраты» - на стоимость выявленной недостачи в пределах норм;
Дебит счета 714 «Другие операционные расходы» - на общую сумму недостач;
Кредит счета 211 «Материалы» - на стоимость недостающих материалов;
Кредит счета 212 «Животные на выращивании и откорме» - на количество недостающих голов;
Кредит счета 213 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» - на сумму недостачи МБП;
Кредит счета 216 «Продукция» - на общую сумму недостачи готовой продукции;
Кредит счета 217 «Товары» - на стоимость выявленной недостачи товаров;
Кредит счета 241 « Касса » - на сумму недостающих денежных средств;
Излишки материальных ценностей, денежных средств, приходуются на счете 612 «Другие операционные доходы» и в учете отражаются следующей записью:
Дебит счета 211 «Материалы» - на стоимость обнаруженных материалов;
Дебит счета 213 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» - на стоимость выявленных МБП;
Дебит счета 216 «Продукция» - на стоимость обнаруженных излишков готовой продукции;
Дебит счета 217 «Товары» - на стоимость выявленных товаров;
Дебит счета 241 « Касса » - на сумму выявленных денежных средств;
Дебит счета 123 «Основные средства» - на стоимость обнаруженных основных средств;
Кредит счета 612 «Другие операционные доходы» - на итоговую стоимость обнаруженных излишков.
Излишки основных средств, приходуются на счёте 621 «Доходы от инвестиционной деятельности» и в учёте отражаются следующей записью:
Кредит 621 «Доходы от инвестиционной деятельности» - на стоимость обнаруженных основных средств;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14