Как и в предыдущих случаях, только в 2005 году имеет место валовая рентабельность. За 2005 год она составляет 0,22 (49 92 474/23 119 305) лея.
Коэффициент операционной рентабельности.
Показывает долю операционной прибыли в объеме продаж и рассчитывается как отношение прибыли от операционной деятельности к сумме чистых продаж.
В 2005 году коэффициент рентабельности операционной прибыли равнялся 0,07 (1 652 975/23 119 305) лея. В последующих годах как всегда убыток.
Коэффициент рентабельности продаж демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж и рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме чистых продаж.
В 2005 году данный показатель составил 0,08 (1 787 270/23 119 305) лея. В последующие годы он не может быть рассчитан, так как у предприятия убытки.
Следует отметить, что в ходе оценки рентабельности весьма важным является определение факторов, повлиявших на величину достигнутых финансовых результатов.
Идентификация этих факторов выполняется как в отношении прибыли, так и в отношении коэффициентов рентабельности. Основной аппарат жестко детерминированные факторные модели, которые достаточно широко применяются в западной учетно-аналитической практике.
Например, для анализа коэффициента рентабельности собственного капитала заложена следующая жестко детерминированная трехфакторная зависимость:
Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от следующих трех факторов:
рентабельности продаж
ресурсоотдачи
- структуры источников средств, авансированных в данное предприятие.
Значимость выделенных факторов с позиций текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности, первый фактор обобщает отчет о финансовых результатах, второй - актив баланса, третий -пассив баланса. Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя.
2.4 Анализ платёжеспособности и ликвидности предприятия
Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.
Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. Ликвидность баланса -- возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее, это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.
Ликвидность предприятия -- это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близкие, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса и предприятия зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем и а то же время наоборот быть платёжеспособным но иметь благоприятное будущее. Всё зависит от отрасли, в которой предприятие занимается. Но для сельскохозяйственных предприятий второй вариант не подходит, а подходит больше для предприятий занимающиеся высокотехнологическими работами, то есть IT - предприятия.
Схема 3
Взаимосвязь между показателями ликвидности и платёжеспособности предприятия.
Платежеспособность предприятия
Ликвидность предприятия
Имидж предприятия, его инвестиционная привлекательность
Ликвидность баланса
Качество управления
активами и пассивами
В схеме отражается взаимосвязь между платежеспособностью, ликвидностью предприятия и ликвидностью баланса, которую можно сравнить с многоэтажным зданием, где все этажи равнозначны, но второй этаж нельзя возвести без первого, а третий -- без первого и второго. Если рухнет первый, то и все остальные развалятся. Следовательно, ликвидность баланса является основой (фундаментом) платежеспособности и ликвидности предприятия. Иными словами, ликвидность -- способ поддержания платежеспособности. Но в то же время, если предприятие имеет высокий имидж и постоянно является платежеспособным, то ему легче поддерживать свою ликвидность.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения. Они подразделяются на 4 группы по активам и 4 группы по пассивам и указаны в следующей таблице:
Таблица 5
Группировка активов по степени ликвидности на примере СПК «Кортен».
Вид актива
Период
2005
2006
2007
Денежные средства
317885
79183
18263
Краткосрочные финансовые вложения
-
Итого по группе 1
Дебиторская задолженность и прочие краткосрочные активы
9671142
6256841
4203803
Итого по группе 2
Товароматериальные запасы
Долгосрочные финансовые активы
7169838
575714
10251094
1990021
8000244
1601637
Итого по группе 3
7745552
12241115
9601881
Нематериальные активы
Дол
59774
79774
Долгосрочные материальные активы
298755
797273
512783
Итого по группе 4
358529
877047
592577
Всего
29166524
29409491
23583626
Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.
Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: краткосрочная дебиторская задолженность и прочие краткосрочные активы. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.
К третьей группе -(Аз) относятся медленно реализуемые активы (производственные запасы, животные на выращивании и откорме, незавершенное производство, готовая продукция), товароматериальные запасы, долгосрочные финансовые активы. Поскольку для трансформации их в денежную наличность понадобится значительное время.
Четвертая группа (А4) -- это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, расходы будущих периодов, отложенные налоговые активы и т.д.
Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия:
П1 -- наиболее срочные обязательства (краткосрочные начисленные и краткосрочные торговые обязательства), которые должны быть выполнены в течение месяца;
П2 -- среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные финансовые обязательства);
П3 -- долгосрочные обязательства, со сроком погашения более одного года, то есть весь 4 раздел бухгалтерского баланса
П4 -- собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия.
Для проверки данного неравенства в целом, мы должны сгруппировать пассивы в той же форме что и активы предприятия, и сравнить между собой показатели.
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных обязательств предприятия. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опасности потери стоимости в случае ликвидации предприятия и не существует никакого временного лага для превращения их в платежные средства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14