2.3.Аудит первичной бухгалтерской документации
Унифицированные формы по учету основных средств утверждены По-становлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7 «Об утвержде-нии унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
Перечень унифицированных форм учетной документации по учету ос-новных средств приведен ниже:
Акт о приеме-передаче объекта основных средств {кроме зданий, сооружений)
ОС-1
Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
ОС-1а .
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств {кроме зданий, сооружений)
ОС-1 б
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
ОС-2
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
ОС-3
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
004
Акт о списании автотранспортных средств
0С-4а
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-46
Инвентарная карточка учета объекта основных средств
ОС-6
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств
ОС-ба
Инвентарная книга учета объектов основных средств
ОС-66
Акт о приеме (поступлении) оборудования
ОС-14
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж
ОС-15
Акт о выявленных дефектах оборудования
ОС-16
Формы заполняются от руки или на компьютере. Если это необходимо, формы можно дополнить новыми реквизитами. Удалять существующие реквизиты нельзя. Размеры бланков, граф и строк можно изменять.
Если предприятие внесло изменение в унифицированные формы, такие документы считаются самостоятельно разработанными. Их необходимо утвердить в учетной политике предприятия.
Также на предприятии могут использоваться неунифицированные первичные документы (чаще всего для начисления амортизации). Особенность данного вида документов заключается в том, что они должны содержать обязательные реквизиты. Для начисления амортизации, например, можно за основу взять общепринятый вид бухгалтерской справки (смотри приложение № 2).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРАВИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Отсутствие или неправильное оформление первич-ных учетных документов делает необоснованным отражение хозяйствен-ной операции, описанной в этом документе, в бухгалтерском или налого-вом учете (вспомним ст. 252 НК РФ: «расходами признаются обоснован-ные и документально подтвержденные затраты... осуществленные налогоплательщиком »).
Например, если акт приемки-сдачи выполненных работ оформлен не-правильно (отсутствуют подписи, печати и т. п.) или вообще отсутствует, то такие расходы не могут быть учтены в себестоимости ни в бухгалтер-ском, ни в налоговом учете.
Отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтер-ского учета трактуется ст. 120 НК РФ как «грубое нарушение правил уче-та доходов и расходов и объектов налогообложения». Если правила нарушены в одном налоговом периоде, то предусмотрен штраф с юридического лица в размере 5000 руб., если же в нескольких -- 15000руб.Если же такое нарушение повлекло и занижение налоговой базы (непра-вильно оформленный акт приемки-сдачи работ), то штраф составит 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
В случае отсутствия какого-либо документа на момент налоговой про-верки к предприятию может быть применен штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ: «Непредставление в установленный срок налогопла-тельщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штра-фа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ».
Помимо штрафа с юридического лица могут быть применены и меры ад-министративного воздействия к должностным лицам организации, отве-тственным за это.
Поскольку в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бух-галтерском учете» сказано: «Главный бухгалтер... несет ответствен-ность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтер-ской отчетности», то и штрафные санкции будут в основном полагаться лично главному бухгалтеру.
Практически все нарушения, за которые к нему могут быть применены меры административного воздействия, содержатся в Кодексе РФ об адми-нистративных правонарушениях, утвержденном 30.12.2001 г, № 195-ФЗ.
Так, в ст. 15.11 указано: «Грубое нарушение правил ведения бухгалте-рского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно по-рядка и сроков хранения учетных документов -- влечет наложение ад-министративного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 ми-нимальных размеров оплаты труда» (т. е. от 2000 до 3000 руб.).
Правда, следует иметь в виду, что в этом случае под грубым нарушени-ем правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение:
сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чемна 10%.
В ст. 15.6 говорится: «за непредоставление документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, на должностных лиц налагается административный штраф в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда» (т. е. от 300 до 500 руб.).
За повреждение и хищение документов, штампов, печатей полагается уголовная ответственность. В соответствии со ст. 325 УК РФ от 13.06.96 г. № 63-ФЗ «Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие офици-альных документов, штампов или печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года».
Итак, в начале этого этапа проверки аудитор должен выявить состав унифицированных первичных документов, приведенных выше. Затем проводится формальная проверка первичных документов. Она включает:
- Проверка степени унификации проверяемой первичной документации;
- Проверка наличия в документах, не являющихся унифицированными, обязательных реквизитов;
- Проверка утверждения неунифицированных форм;
- Проверка наличия утвержденных руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных документов;
- Правильность заполнения обязательных реквизитов первичной документации;
- Правильность внесения исправлений;
-Наличие подчисток и помарок (особое внимание к данным документам, так как скорее всего за ними скрываются намеренные злоупотребления работниками);
- Наличие отметки на документах о дате записи информации в учетный регистр;
- Правильность контировки;
- Наличие на первичных документах подписи лица, ответственного за обработку документа.
Затем проводится арифметическая проверка. Она включает:
- Проверка правильности таксировки (цена * штуку);
- проверка правильности подсчета соответствующих итогов.
Все проверенные документы записывают в рабочие документы. Документы, по которым нет замечаний, записывают одним пакетом с отметкой «нарушений нет». Документы, по которым выявлены нарушения, описывают подробно. Сами документы помечают с разрешения базового предприятия и прилагают к отчетным документам.
2.4.Порядок проведения и документирования процедуры проверки остальных документов, не относящихся к первичной документации
Как видно из программы, представленной на странице 16, много пунктов посвящено именно этой проблеме. Аудитор изучает такие документы, как договоры купли-продажи ОС, документы, разрешающие использование земельных участков, документы, подтверждающие государственную регистрация недвижимости, транспортных средств, разрешения на строительство. Аудитор должен убедиться, что права на данные объекты не ограничены для организации третьими лицами, что может пересекаться с другой процедурой, а именно подтверждение. Такие ограничения могут возникать и в связи с договорами залога, лизинга и покупки ОС с отсрочкой платежа. Хотя данный вид ограничения может быть и выявлен в ходе аудита кредитов и займов, но в моей проверке аудитору, проверяющему ОС, также поручены и эти операции.
2.5. Порядок проведения и документирования процедур пересчет, инспектирование, наблюдение.
Процедура пересчет используется для достоверности расчетов сумм начисленной амортизации по ОС, налоговых расчетов, показателей отчетности (например, проверка правильности отражения стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов, также для начисления ускоренной амортизации, документов по начисленной амортизации ОС, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал).
Процедура инспектирование включает в себя проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам по основным средствам. К ним могут относиться первичные документы (смотри пункт 2.3 курсовой работы), проверка оформления договорной цены, правильность отражения взносов в уставный капитал.
Процедура наблюдение подразумевает отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по учету ОС. Это актуально при наблюдении за действиями материально-ответственных лиц в отношении ведения карточек ОС и инвентарных списков, наблюдении за бухгалтером, который обрабатывает операции с основными средствами.
2.6. Порядок проведения и документирования процедур подтверждение, аналитические процедуры, прослеживание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20