Схема 1 - Динамика затрат на 1 рубль выручки от продаж ООО «Мособлтелефонстрой»
Из данных таблицы 2.2 следует, что затраты на 1 рубль выручки от продаж в ООО «Мособлтелефонстрой» за анализируемый период в целом обнаруживают тенденцию к увеличению с 0,88 руб. в 2006 г. до 0,93 руб. в 2008 г. Однако по годам наблюдается неоднозначная тенденция: в 2007 г. по сравнению с 2006 г. они повысились на 0,2 руб. или 2,3%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличились на 0,03 руб. или 3,3%. Таким образом, в 2008 г. на рубль выручки от продаж приходилось 93 коп. затрат и 7 коп. прибыли. Графически динамика затрат на 1 рубль выручки от продаж ООО «Мособлтелефонстрой» за 2006-2008 гг. представлена на схеме 1.
Влияние изменения доходов и расходов в абсолютном выражении на показатель чистой прибыли ООО «Мособлтелефонстрой» приведено в табл. 2.3.
Таблица 2.3. Влияние изменения доходов и расходов на показатель чистой прибыли ООО «Мособлтелефонстрой» за 2007-2008 гг., тыс. руб.
Показатели
Изменение за 2007 год (+,-)
Изменение за 2008 год (+,-)
Совокупное изменение за весь период
1. Доходы от обычных видов деятельности
21275
58971
80246
2. Расходы по обычным видам деятельности
-19988
-57551
-77539
3. Превышение доходов по обычной деятельности над расходами по обычной деятельности
1288
1420
2707
4. Проценты к уплате
0
-812
5. Прочие доходы
-36
93
57
6. Прочие расходы
-35
154
119
8. Превышение прочих доходов над расходами
-71
247
176
9. Прибыль до налогообложения
1216
854
2070
10. Текущий налог на прибыль
-226
-206
-432
11. Чистая прибыль
990
648
1638
Необходимо отметить, что увеличение доходов положительно влияет на формирование чистой прибыли организации, увеличение расходов, напротив, приводит к уменьшению показателя чистой прибыли.
Превышение доходов по обычным видам деятельности над аналогичными расходами увеличилось на 2707 тыс. руб. В структуре расходов по обычным видам деятельности произошли некоторые изменения, это связано с увеличением доли себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг до уровня 88, 9% и снижением коммерческих расходов до уровня 11,1%. Положительное влияние имеет превышение прочих доходов над расходами, которое увеличилось в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 247 тыс. руб. Таким образом, на рост чистой прибыли в большей степени повлияло увеличение доходов от обычной деятельности (выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг) на 80246 тыс. руб. Рост коммерческих расходов на 7861 тыс. руб. и прочих расходов на 693 тыс. руб. не имел доминирующего влияния. В результате прибыль до налогообложения за анализируемый период 2006-2008 гг. возросла на 2070 тыс. руб. и чистая прибыль, соответственно, на 1638 тыс. руб.
2.3 Анализ косвенных затрат
Важным разделом управления издержками предприятия является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. В ходе этого анализа вычисляют точку безубыточности или порог рентабельности. Эта точка характеризует объем выручки от продажи, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли.
Данные для факторного анализа приведены в табл. 2.4. Сведения об объеме продаж, а также средней цене реализованных товаров (работ, услуг) ООО «Мособлтелефонстрой» за 2006-2008 гг. были представлены коммерческим директором предприятия.
Таблица 2.4. Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж ООО «Мособлтелефонстрой» за 2006-2008 гг.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Абсолютное изменение, (+,-)
2008 г. к 2006 г.
1. Объем продаж товаров (продукции, работ, услуг), шт.
189380
244830
378340
188960
2. Средняя цена за 1 шт. проданного товара, руб.
275
300,0
350,0
745
3. Выручка от продажи, тыс. руб.
52173
73448
132419
4. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб.
40267
56404
109945
69678
4.1 материальные затраты, тыс. руб.
26477
36374
71464
44987
4.2 затраты на оплату труда, тыс. руб.
8053
11300
21989
13936
4.3 отчисления на социальные нужды, тыс. руб.
3060
4294
8355
5295
4.4 амортизация основных средств, тыс. руб.
642
827
1430
788
4.5 прочие затраты, тыс. руб.
2035
3609
6707
4672
5. Коммерческие расходы, тыс. руб.
5826
9677
13687
7861
6. Прибыль от продажи, тыс. руб.
6080
7367
8787
Используя метод цепных подстановок, находим изменение прибыли от реализации за счет изменения каждого фактора. Результаты анализа факторов первого порядка обоснованы в табл. 2.5.
По данным нижеприведенной табл. 2.5 можно сделать вывод, что каждый фактор напрямую влиял на сумму прибыли от продаж, поэтому снижение или увеличение каждого показателя пропорционально вело к снижению или увеличению прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг).
Таблица 2.5. Изменение прибыли от продажи ООО «Мособлтелефонстрой» за счет изменения факторов первого порядка, тыс. руб.
Наименование показателя
Расчет
Изменение (+,-)
1. Общее изменение прибыли от продаж
80246 - 69678 - 7861
2. Изменение прибыли за счет изменения выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг
(132419 - 40267 -5826) - 6080
3. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг
(132419 - 109945 -5826) - (132419 - 40267 - 5826)
4. Изменение прибыли за счет изменения коммерческих расходов
(132419 - 109945 -136872) - (132419 -109945 - 5826)
-7861
Прибыль от продаж может рассчитываться посредством факторов второго порядка, к которым относятся: объем проданных товаров в натуральном выражении, цена за единицу проданного товара, затраты на производство и реализацию продукции по экономическим элементам.
Маржинальный подход к оценке финансовых результатов и структуры затрат при данном объеме продаж предполагает разграничение переменных и постоянных затрат на производство и продажу продукции. Признанные коммерческие и управленческие расходы как расходы периода рассматриваются как условно - постоянные расходы. К числу постоянных расходов можно отнести и амортизацию основных средств и прочие общепроизводственные расходы. Корректировка себестоимости и валовой прибыли на сумму амортизации и прочих общепроизводственных расходов позволит приблизить последний показатель к величине маржинального дохода (как разнице между выручкой и переменными затратами).
Это дает возможность оценить динамику таких показателей, как критический объем продаж, операционный рычаг, запас финансовой прочности и делает выводы о рисках хозяйственной деятельности, связанных с нерациональной структурой затрат и последствиями вероятного снижения объема продаж. Рассчитаем структуру маржинального дохода ООО «Мособлтелефонстрой» (табл. 2.6). Группировка затрат взята из формы №2 (Отчет о прибылях и убытках - Приложения 2, 3), а также формы №5 (Приложение к бухгалтерскому балансу, раздел «Расходы по обычным видам деятельности (элементам затрат) - Приложения 4, 5).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14