Таблица 2.6. Расчет структуры маржинального дохода ООО «Мособлтелефонстрой», тыс. руб.
Показатели
2006 год
2007 год
2008 год
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг
52173
73448
132419
2. Затраты на производство и реализацию товаров, продукции, работ, услуг
46093
66081
123632
2.1 Постоянные:
- амортизация основных средств
- прочие
- коммерческие расходы
8503
642
2035
5826
13573
827
3609
9677
21824
1430
6707
13687
2.2 Переменные:
- материальные затраты
- затраты на оплату труда
- отчисления на социальные нужды
37590
26477
8053
3060
51968
36374
11300
4294
101808
71464
21989
8355
3. Маржинальный доход
14583
21480
30611
3.1 Прибыль
6080
7368
8787
4.1 Удельный вес прибыли в маржинальном доходе
41, 7
34,3
28,7
4.2 Удельный вес постоянных расходов в маржинальном доходе
58,3
65,7
71,3
Как видно из табл. 2.6, в структуре затрат на производство и реализацию продукции ООО «Мособлтелефонстрой» переменные затраты занимают более 80% и составляют в 2006 году 3759 тыс. руб., в 2008 году возросли до уровня 101808 тыс. руб. Темп роста переменных затрат составил 270,8% или в 2,7 раза. Постоянные затраты увеличиваются в абсолютном выражении в меньших по сравнению с переменными затратами темпах - 256,6% или в 2,6 раза; в 2006 году они составляли 8503 тыс. руб., в 2008 году - 21824 тыс. руб. Почти равнозначное изменение постоянных и переменных затрат обусловлено как развитием производственных мощностей предприятия, так и влиянием инфляционного роста цен на сырье и материалы и арендную плату за использование производственных помещений. Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды являются прямозависимыми от инфляционного фактора.
Относительное сокращение переменных затрат по сравнению с объемом продаж обусловило формирование маржинального дохода в 2006 году в размере 14583 тыс. руб., уровень которого увеличился за анализируемый период до 30611 тыс. руб.
Структура маржинального дохода ООО «Мособлтелефонстрой» претерпела существенные изменения. Доля прибыли, содержащейся в маржинальном доходе снизилась с 41,69% в 2006 году до уровня 28,7%, при этом доля постоянных затрат, увеличилась, соответственно, на такую же величину. Структуру маржинального дохода в 2008 году можно признать неудовлетворительной, так как увеличивается негативное влияние роста постоянных затрат, снижающих показатель прибыли от продаж. Таким образом, в процессе формирования результата по обычному виду деятельности ООО «Мособлтелефонстрой» все большее значение приобретают постоянных (долгосрочные) расходы, не поддающиеся быстрому изменению. Рост постоянных затрат в дальнейшем может привести к образованию группы расходов трудно управляемой и усложняющей финансовое состояние предприятия.
Маржинальный доход предприятия позволяет определить предельные показатели финансово - хозяйственной деятельности. Критический объем продаж, операционный рычаг, запас финансовой прочности взаимосвязанные показатели. При определенном (критическом) объеме продаж выручка от продажи становится равной совокупным затратам на производство и продажу продукции. Разница между годовым объемом продаж и критическим объемом продаж составляет запас финансовой прочности, который рассматривается как показатель риска. Если снижение объема продаж станет равным запасу финансовой прочности, то финансовый результат будет равен нулю. При снижении объема продаж, превышающем запас прочности, финансовый результат обратиться в убыток. Чем ниже запас прочности, тем выше риск не покрыть постоянные расходы и получить убыток при сокращении объема продаж. Иначе говоря, изменение постоянных расходов не соответствует изменению объема продаж, то есть является экономически обоснованным.
В свою очередь операционный рычаг, являясь величиной обратной величине запаса финансовой прочности, свидетельствует об усилении риска, связанного с нерациональной структурой затрат при данном объеме продаж. Расчет этих показателей приведен в табл. 2.7.
Таблица 2.7. Оценка тенденций формирования прибыли от продаж ООО «Мособлтелефонстрой», тыс. руб.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Абсолютное изменение (+/-)
1. Выручка от продажи продукции
80246
2. Переменные затраты
64218
16028
4. Постоянные затраты
13321
5. Прибыль от продаж
1288
6. Коэффициент покрытия постоянных затрат (Маржинальный доход / Выручка от продаж)
0,3
0,2
-0,1
7. Критический объем продаж (Постоянные расходы / коэффициент покрытия постоянных затрат)
30368
46803
94887
64519
8. Операционный рычаг (Переменные затраты / Прибыль от продаж)
6,2
7,1
11,6
5,4
9. Запас финансовой прочности, (1 / Операционный рычаг), %
16,2
14,2
6,6
-9,6
За анализируемый период 2006-2008 гг. операционный рычаг возрос с 6,2 до 11,6, а запас финансовой прочности снизился с 16,2 до 6,6, что свидетельствует о неблагоприятной тенденции в формировании финансовых результатов ООО «Мособлтелефонстрой».
Более высокие темпы роста постоянных расходов по сравнению с объемом продаж меняют структуру маржинального дохода. Снижение коэффициента покрытия постоянных расходов признается отрицательным, так как происходит снижение доли прибыли в маржинальном доходе.
Итак, прибыль от продаж отражает эффективность маркетинговой и производственной деятельности. Влияние на объем продаж сомнительной дебиторской задолженности можно связать не только с потерей прибыли, но и с недостатками в финансовом управлении. Необоснованный рост затрат и, как следствие, увеличение потребности в оборотном капитале, чрезмерный рост краткосрочных обязательств говорят о несбалансированности производственных и финансовых планов. Отсутствие доходов от финансовой вложений может свидетельствовать об отсутствии продуманной инвестиционной политики.
Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчета о прибылях и убытках. Кроме рентабельности текущей деятельности и рентабельности продукции (по прибыли от продаж) определяется показатель рентабельности продаж, рассчитываемый по чистой прибыли.
В табл. 2.8 представлены показатели доходности и рентабельности ООО «Мособлтелефонстрой».
Таблица 2.8. Показатели доходности и рентабельности ООО «Мособлтелефонстрой» за 2006-2008 гг.
Абсолютное изменение (+,-)
1. Рентабельность текущей деятельности
(Прибыль от продаж / Полная себестоимость проданной продукции), %
13,2
11,2
-6,1
2. Рентабельность продаж по прибыли от продаж
(Прибыль от продаж / Выручка от продаж), %
11,7
10,0
-5,0
3. Рентабельность по чистой прибыли (Чистая прибыль / Выручка от продаж), %
8,4
7,3
4,5
-3,8
4. Общая рентабельность
(Прибыль до налогообложения / Выручка от продаж), %
9,6
6,1
-5,1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14