Учет рабочего времени, соблюдение установленного режима работы и начисления заработной платы работников, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12). По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.).
Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.
Аудитор проверяет, как оформлены первичные документы (наряды, маршрутные листы и др.), правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов, обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется расчетам сдельного заработка, расчетам за дни пребывания в отпуске, расчетам премий и других видов оплат, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам (нарядам, разовым документам). Если расчеты по учету сдельной заработной платы выполняются с применением ПК, то целесообразно проверить алгоритмы расчетов, нормативно-справочные данные.
При проверке применяются такие методы сбора аудиторских доказательств, как проверка документов, подготовленных на предприятии, контроль арифметических расчетов (определение сумм сдельной заработной платы).
При несовпадении полученных аудитором данных с бухгалтерскими записями необходимо установить причину расхождения, и, если выясниться, что бухгалтер-расчетчик неправильно произвел расчеты, то делаются соответствующие замечания в отчете аудитора. Бухгалтер-расчетчик должен произвести исправления и отразить их в соответствующих документах.
При расчете начислений, которые рассчитываются с использованием среднего заработка, прежде всего, необходимо установить, правильно ли определен средний заработок, а затем проверить правильность выполненных начислений по соответствующим видам оплат.
Аудитор также проверяет правильность начислений по прочим видам оплат и доплат: оплата отпусков, работы в праздничные дни, доплата за работу в ночное время и др. Методика проверки сводится к проверке алгоритмов расчетов и исходных данных. По обнаруженным ошибкам бухгалтер-расчетчик вносит необходимые исправления, пересчитывает начисления и удержания по работающим.
К основным видам удержаний относятся: налог на доходы с физических лиц, удержания по исполнительным листам, прочие удержания (за брак, за товары, купленные в кредит, и др.). Вначале необходимо проверить справочные данные (льготы по налогу на доходы с физических лиц, размер удержаний по исполнительным листам и др.), затем установить соответствие алгоритма законодательным документам и, наконец, проверить сами выполненные расчеты.
Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям (налогам, платежам и др.).
Для этой цели необходимые данные накапливаются в лицевых счетах (накопительных документах), расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут храниться в виде отдельных файлов.
Аудитор должен проверить, ведется ли такой учет, и обратить внимание на сохранность этой информации и формирование на каждого работающего совокупного годового дохода. Помимо прямых начислений в совокупный доход должны быть включены[24]:
· стоимость натуральной оплаты работником,
· вознаграждения по результатам работы за год,
· стоимость проезда к месту отдыха работников предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока,
· стоимость бесплатно предоставляемого питания и продуктов,
· единовременные вознаграждения за выслугу лет и др.
Сводные расчеты по заработной плате выполняют проверку данных по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующих с ним счетов. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журнала-ордера № 10, а дебетовые данные по счету 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) - по данным журналов-ордеров № 1 «Касса», № 2 «Расчетный счет», № 8 - по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами.
При автоматизированной форме учета контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по Главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса ф. № 1 по ст. «Расчеты с кредиторами по оплате труда» и «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» раздела VI пассива и по ст. «Расчеты с прочими дебиторами» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).
Для контроля расчетов по оплате труда используются следующие документы: первичные документы по учету выработки и заработной платы, расчетные (расчетно-платежные) ведомости, лицевые счета работающих, платежные ведомости и др.
Прежде всего, необходимо проверить соответствие итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию. Далее проверяется правильность производимых операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствующие счета.
Так, выплаты из фонда оплаты труда, включенные в себестоимость продукции, относятся на дебет счета 20 (производственные затраты).
Помимо контроля расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению ЕСН и платежей в бюджет. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения ЕСН и платежей, перечисляемых в бюджет.
Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по счету 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Он устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, куда относилась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.
Типичные ошибки[24].
Для аудитора очень важно знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при аудите расчетов по оплате труда. Наиболее характерные ошибки:
· не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда;
· не ведутся табели учета рабочего времени (Т-2);
· 3.включение в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения оплаты труда за проведение строительных работ;
· не включались в совокупный доход работающих суммы премий и выданных подарков;
· неверно производилось начисление налога на доходы с физических лиц;
· неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат.
Ошибки и нарушения в учете оплаты труда и при исчислении налога на доходы физических лиц встречаются не часто и в основном сводятся к следующим:
· отсутствие системных документов (положения об оплате труда, положения о премировании, штатного расписания, трудовых договоров, лицевых счетов и т.д.);
· несоответствие формы и содержания системных и первичных документов (трудовых договоров, расчетных ведомостей, приказов и т.д.) установленным требованиям;
· несоблюдение требований трудового законодательства (неоплата сверхурочных, предоставление отпуска продолжительностью менее установленной, неоплата вынужденного простоя, невыплата заработной платы и т.д.).
Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. Для этой цели аудиторская фирма может порекомендовать: автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по работающим и др.
После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор оценивает полноту и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы аудита. По окончании аудиторской проверки можно констатировать, что мероприятия, предусмотренные общим планом и программой аудита, выполнены в полном объеме. Проверка проводилась сплошным методом с использованием следующих документов: Главная книга, расчетные ведомости по начислению заработной платы, своды по заработной плате, договора на оказанные услуги, учетные регистры (налоговая карточка, журнал-ордер по счетам 50, 51, 69, 70, 71, 76 и т.д.), «Баланс» (ф. № 1) и др.
Необходимо описать результаты проверки, выявить все возможные недостатки и нарушения по расчетам с работниками по заработной плате. После проверки организации, составление аудиторского отчета по объекту проверки, отчета аудитора генеральному директору предприятия, аудитор обязан написать аудиторское заключение.
2.1 Характеристика ХХХ
Предприятие ХХХ, с организационно-правовой формой - общество с ограниченной ответственностью, расположенное по адресу: город Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 60/3.
В данное время ХХХ имеет:
Арендуемый офис расположенный жилом здании, участок озеленения, подсобное помещение, склад для хранения материалов, база для проведения поверочных работ и тестирования приборов учета тепловой энергии/, компьютеры, телефоны, факс, принтер и многое другое.
· выполнение проектных работ по строительству зданий, сооружений, энергоснабжения промышленных и социально-бытовых объектов и системам учета энергопотребления;
· выполнение монтажных, сантехмонтажных и пуско-наладочных работ по энергоснабжению промышленных и социально-бытовых объектов и системам учета энергопотребления;
· эксплуатация и техническое обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской сигнализации и связи;
· ремонт лифтов и лифтовой диспетчерской сигнализации и связи;
· техническое освидетельствование лифтов;
· демонтаж и монтаж любых видов лифтов;
· обучение технического персонала, занятого монтажом, ремонтом и обслуживанием лифтов;
· монтаж и обслуживание лифтов, лифтовой диспетчерской сигнализации и связи;
· ремонт и восстановление электрооборудования;
· выполнение ремонта и изготовления энергетического оборудования;
· изготовление, ремонт, поверка и монтаж контрольно-измерительных приборов на системах энергопотребления;
· монтаж, наладка и эксплуатация энергетического оборудования;
· монтаж, наладка и эксплуатация городской телефонной связи;
· монтаж, наладка дистанционной связи на железной дороге;
· монтаж, наладка и эксплуатация оборудования при распределении электроэнергии;
· монтаж, наладка и эксплуатация газового оборудования;
· ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта. Организация автостоянок и СТО.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20